ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13.05.96 г. N 184
(с изменениями на 27 февраля 1998 года)
________________________________________
в редакции Постановления Главы Администрации
Смоленской области от 27.02.1998 № 86
________________________________________
На основании Постановления Главы Администрации Смоленской
области от 18.11.1998 № 658 данный документ утратил силу.
________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 04.04.1996 г. N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Главы администрации от 31.01.96 г. N 39 "Об организации государственной поддержки развития малого предпринимательства" и резолюцией конференции представителей малых предприятий Смоленской области от 27.03.96 г. Постановляю:
1. Утвердить Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Смоленской области на 1996-1997гг. и состав общественно-экспертного Совета по малому предпринимательству согласно приложениям N 1.
2. Руководителям комитетов и управлений, предприятий и организаций, осуществляющим выполнение мероприятий по разделам программы:
- формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
- совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства;
- информационное обеспечение малого предпринимательства;
- содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, социальная защита трудящихся сферы предпринимательства;
- содействие по вовлечению в предпринимательскую деятельность временно незанятых слоев населения - производственно-технологическая поддержка малого предпринимательства;
- содействие и развитие малого предпринимательства в городах и районах области; организовать разработку нормативных документов и создание структур в установленные сроки, для чего, не позднее 15 июля т.г. представить в комитет по экономике материалы и предложения по поименованным мероприятиям программы.
3. Комитету по управлению госимуществом (Ж.Романова) в месячный срок представить на рассмотрение и утверждение на общественноэкспертный Совет устав некоммерческой организации "Смоленский областной Фонд поддержки предпринимательства" и кандидатуру для назначения на должность генерального директора фонда.
4. Финансовому управлению (А.Ященко) и комитету по экономике (М.Хомутов):
- подготовить предложения о предоставлении налоговых льгот уполномоченным коммерческим банкам, осуществляющим финансирование предприятий малого бизнеса;
- предусмотреть при финансировании проекта бюджета области на 1997 г. финансовые ресурсы на поддержку малого предпринимательства в размере не менее 0,5 процента от доходов консолидированного бюджета.
5. Комитетам и управлениям администрации области при формировании государственного заказа на производство и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных и региональных нужд предусматривать в обязательном порядке привлечение к их выполнению субъектов малого предпринимательства.
6. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на комитет по экономике (М.Хомутов).
А.Глушенков
Смоленск - административный, промышленный и культурный центр Смоленской области - один из древнейших городов России. Во все времена Смоленск играл исключительную роль в Российской истории и в настоящее время значение города как важного перекрестка дорог на западе России традиционно остается важным.
Смоленская область - одна из западных областей Российской Федерации, находится в центральной части Русской равнины и входит в состав Центрального экономического района.
Смоленская область имеет выгодное географическое положение , так как она расположена на путях из Москвы в Беларусь, Прибалтику, страны Центральной и Западной Европы. С ней граничат 5 областей России и 2 области Республики Беларусь.
Население - 1173,0 тыс.человек ( данные на 1.01.95 г.),из них 815,9 городских и 357,1 сельских жителей.
В состав области входит 25 районов : Велижский, Вяземский, Гагаринский, Глинковский, Демидовский, Дорогобужский, Духовщинский, Ельнинский, Ершичский, Кардымовский, Краснинский, Монастырщинский, Новодугинский, Починковский, Рославльский, Руднянский, Сафоновский, Смоленский, Сычевский, Темкинский, Угранский, Хиславичский, Холм-Жирковский, Шумячский, Ярцевский.
В настоящее время Смоленск является крупнейшим пограничным транспортным узлом на западе России, через него проходят основные грузо- и пассажиропотоки из стран Западной Европы и Балтии в Центральную часть страны (Москва- Минск- Брест, Рига- Орел, и т.д.).
Протяженность существующих железных дорог общего пользования составляет 1,26 тыс.км. Крупнейшие транспортные узлы области - Смоленск, Вязьма, Рославль - располагают мощным погрузочно-разгрузочными, сортировочными и складскими комплексами по переработке различных грузов.
Общая протяженность существующей сети автомобильных дорог на 1 января 1995 года составляет 8,5 тыс.км, в том числе дорог с твердым покрытием 8,4 тыс.км.
Научный комплекс области представлен группой отраслевых научно-исследовательских институтов, конструкторских организаций, вузовскими и другими научными организациями. Всего в регионе действует 32(включая вузы) научных подразделения, из которых четвертая часть работает в области промышленного производства, а третья часть - в области сельского хозяйства.
Смоленская земля богата историко-культурными достопримечательностями. На ее территории расположены хорошо сохранившиеся старинные дворянские усадьбы (Хмелита, Высокое, Фленово, Новоспасское и др.),являющиеся примером творения безвестных крепостных зодчих, а также таких известных мастеров, как М.Казаков, Д.Жилярди, Тома де Томона, Д.Кваренги.
Ведущей отраслью хозяйства Смоленской области является промышленность. В качестве важнейших отраслей специализации промышленности выступают электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, химическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность.
Предприятия машиностроительного комплекса имеются в 11 городах области, 9 из которых расположены в пределах зоны влияния транспортного коридора Брест-Минск-Москва. Это г.г. Рудня, Голынки, Красный, Смоленск, Ярцево, Верхне-Днепровский, Сафоново, Вязьма, Гагарин.
Область вносит существенный вклад в производство электроэнергии Российской Федерации - 2% объема всей энергетики России.
Топливно-энергетический комплекс представлен шестью предприятиями, в том числе Смоленская АЭС, Сафоновское шахтоуправление, Смоленскторф. Из производимой в области электроэнергии за ее пределы отпускается 72,0%.
Химическая и нефтехимическая промышленность представлена в основном производством изделий из пластмасс (г.Сафоново), минеральных удобрений (пос.Верхнеднепровский), красителей и синтетических моющих средств (г.Вязьма).Основной продукцией химического комплекса области являются минеральные удобрения, аммиак синтетический.
В области развита лесная и деревообрабатывающая промышленность. По масштабам переработки деловой древесины (более 1,3 млн.куб.м) область занимает 5 место в Центральной России.
Основу сельского хозяйства Смоленщины составляет молочно-мясное животноводство и льноводство. По производству животноводческой продукции на душу населения в последние годы область занимает одно из первых мест в Центральной России.
Важной отраслью Смоленской области является пищевая. В настоящее время в области действует более 80 предприятий, занятых переработкой местного сельскохозяйственного сырья (молока, мяса, овощей, картофеля). Для отрасли характерен высокий уровень концентрации, большая часть предприятий размещена в городах и городских поселках.
Строительный комплекс области располагает мощностями, обеспечивающими освоение необходимых объемов капитального строительства. В его состав входит 256 первичных подрядных организаций различных форм собственности и предприятий стройиндустрии и стройматериалов. Предприятия промышленности строительных материалов обеспечивают потребности народного хозяйства по большинству видов продукции. В области производится строительный кирпич, асбест, вата минеральная, сантехническое оборудование, облицовочная плитка, линолеум, керамзит и др.
Смоленская область удовлетворяет основным требованиям, необходимым для динамичного развития малого предпринимательства. Это технически оснащенная промышленность, развитые наука, строительная индустрия и транспорт. На предприятиях и в научных учреждениях работают квалифицированные кадры рабочих, инженеров, ученых.
Демонополизация и приватизация - важная предпосылка развития малого бизнеса. В результате приватизации в Смоленской области в частную собственность перешло полностью или частично 1573 объекта (1992 г. - 936; 1993 г. - 439; 1994 г. - 170), из них 73%- это объекты муниципальной собственности, в основном представленные предприятиями с численностью до 200 человек и в наибольшей степени связанные с развитием среднего и малого бизнеса. В отраслевой структуре предприятий, изменивших форму собственности, преобладают предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания(796 предприятий).
Инфраструктура предпринимательства области за последние три года имела существенное развитие. Образовано и действует около 30 коммерческих банков и филиалов коммерческих банков, несколько страховых компаний, юридических, аудиторских, консалтинговых, рекламно-издательских фирм, учебных заведений, обслуживающих малое предпринимательство, центр поддержки предпринимательства, УДЦ Морозовского проекта (Смоленский институт бизнеса и предпринимательства).
В Смоленской области предпринимательство начало развиваться с 1988 г. и основными субъектами этого движения стали кооперативы, сосредоточившиеся в основном в сфере бытового обслуживания, строительстве и производстве товаров народного потребления. В 1988 г. действовало 230 кооперативов, а пика своего развития они достигли в 1990 г., когда действовало 649 кооперативов с числом занятых на постоянной основе 14 тыс. человек. Кооперативы отчасти сокращали дефицит на товарном рынке, хотя цены на кооперативные товары превышали государственные в 2-4 раза.
В июле 1991 года вышло постановление Правительства РФ N406, предусмотревшее для формирования местных товарных рынков создание сети малых предприятий, которым предоставлялись льготы по налогообложению, определялись некоторые меры по организационной, экономической и финансовой поддержке. Начался бурный рост малых предприятий, которые формировались вначале в основном на коллективной форме собственности в виде товариществ с ограниченной ответственностью. На начало 1992 г. в области действовало 640 малых предприятий, в которых по штатному расписанию было занято 15 тыс. человек. Характерная особенность этого процесса заключается в том, что малые предприятия первоначально создавались в основном при крупных промышленных заводах, строительных организациях, в науке и научном обслуживании, в то время как в сфере торговли и общественного питания занимались 14% от их общего числа. С 1993 г. начался период, который можно определить как поворотный в отношении государства к малому предпринимательству - наблюдается переход от разовых мер помощи к долгосрочной политике поддержки.
В Смоленской области в настоящее время зарегистрировано около 3,5 тыс. малых предприятий. Часть предприятий из-за трудностей распадаются, не сумев организовать собственное дело. Наибольшее число предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании- 1057, промышленности- 590, строительстве- 462, сельском хозяйстве- 236. В сфере малого предпринимательства области занято 73,3 тыс. человек (17% от занятых в экономике области), в том числе 9,4 тыс.человек по совместительству и договорам подряда. Наиболее распространены с численностью до 10 работников. Этими предприятиями произведено продукции и оказано услуг почти на два триллиона рублей. В основном это услуги предприятий торговли и общественного питания (58%), промышленности (30%).
Абсолютный и относительный рост малого бизнеса на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных монопольных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства, желании и возможности достаточно широкого слоя населения обеспечить собственными силами свою экономическую самостоятельность.
Малое предпринимательство уже сегодня использует значительную часть трудовых ресурсов области и превратилось в крупную сферу вторичной занятости населения. Специалисты различных отраслей, студенты, пенсионеры, военнослужащие имеют дополнительную занятость и, соответственно, извлекают доходы из сферы малого бизнеса.
Значительный приток трудоспособного населения в сферу малого бизнеса обусловлен рядом факторов, в числе которых льготы, предоставляемые малым предприятиям по налогообложению, возможность извлечения относительно высоких в сравнении с государственными предприятиями доходов; большие возможности для проявления коммерческой и творческой активности для лиц, склонных к созданию собственного дела, надежда на быстрое обогащение и дальнейшее расширение бизнеса. Вместе с тем следует иметь в виду, что удушающая налоговая политика государства последних лет подталкивает малые предприятия к занижению средней заработной платы за счет завышения численности фактически занятых работников. Это облегчается трудностью контроля достоверности отчетности, сдаваемой в статистические и налоговые органы, вследствие неотлаженности такого контроля и большого числа малых предприятий.
Малые предприятия, как правило, являются многопрофильными. Они вынуждены гибко изменять свою деятельность в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы. Торгово-посреднические операции, выполняемые в качестве вторичной деятельности, по объему часто перекрывают стоимостной показатель основной деятельности и по очевидным причинам не находят отражения в статистической отчетности. Анализ структуры занятости в малом бизнесе области показывает, что определяющей тенденцией его развития в течение двух последних лет является быстрое наращивание числа предприятий и численности занятых в отраслях общекоммерческой деятельности и по обеспечению рынка. Это развитие обусловлено спецификой рыночной конъюнктуры, высокими темпами инфляции, склонностью коммерческих банков выдавать только краткосрочные кредиты.
Более высокая норма прибыли, быстрый оборот капитала притягивают людские и финансовые ресурсы преимущественно в отрасли , занимающиеся коммерческими, торгово посредническими операциями. Малый бизнес ускоренно развивается как сфера деятельности по обслуживанию оборота торгово-посреднического капитала. Следует предположить, что сдвиг в направлении этой деятельности имеет более широкие масштабы, чем это улавливает официальная статистика.
Распределение малого предпринимательства по формам собственности показывает, что наиболее развитой является частная форма собственности. На ее долю приходится 84% от общего числа предприятий. На втором и третьем месте по распространению формами собственности является смешанная (8%) и государственная (4%).
Территориальный разрез развития малого предпринимательства также необходим при анализе для разработки эффективных мер его государственной поддержки.
Большая часть малого бизнеса сосредоточена в г.Смоленске - 1412 предприятий, где больше источников трудовых, сырьевых ресурсов, велик научно-технический потенциал, шире потребительский рынок, Ярцевском р-не - 279, Вяземском, Гагаринском, Дорогобужском, Рославльском, Сафоновском районах и г.Десногорске от 100 до 200 предприятий.
Здесь прослеживается зависимость количества субъектов предпринимательской деятельности от численности населения данных городов, уровня промышленного производства, близости к областному центру.
Финансовые результаты деятельности предприятий складываются под влиянием целого ряда специфических факторов. Малым предприятиям установлены законодательством страны некоторые налоговые льготы и действуют предприятия, как правило, в сферах, приносящих максимально высокий и быстрый доход.
Доля малого предпринимательства в объеме промышленного производства составила 7,2%, в сельском хозяйстве фермерскими и личными подсобными хозяйствами произведено зерна - 14%, картофеля 95%, овощей - 93%, мяса скота и птицы - 49,6%, молока - 50,4%, яйца 41%, доля малых предприятий в общем товарообороте составила 38%.
Прибыль малых предприятий в первом полугодии 1995 г. составила 52,3 млрд. рублей. В среднем одно предприятие получило 14,8 млн. руб. прибыли. Наиболее прибыльной была деятельность строительных организаций, где на одно предприятие приходилось 41,8 млн.рублей. Темпы роста прибыли далеко не одинаковы и испытывают существенные колебания в отраслевом разрезе.
Сопоставляя долю прибыли, полученную малыми предприятиями, с долей, занимаемой ими в объеме производства, можно сделать вывод, что малые предприятия в среднем являются более прибыльными. Однако, стремительный рост прибылей малого бизнеса в определенной мере объясняется высокими темпами инфляции, резким ростом цен на товары и оказываемые услуги и другими факторами, не отражающими реальную картину экономической активности всех субъектов, действующих на рынке.
Оценивая в целом положительно предоставление кредитных ресурсов малому бизнесу, следует отметить и недостатки. Сложился явный крен в распределении кредитов в пользу непроизводящих отраслей. Наблюдается явное перераспределение кредитных ресурсов в отрасли с наиболее быстрым оборотом капитала. Это не способствует, а даже тормозит развитие малого предпринимательства в большинстве отраслей материального производства и социальной сферы, неблагоприятных с точки зрения рыночной конъюнктуры, но удовлетворяющих основные потребности населения.
Мировой опыт свидетельствует, что малый бизнес играет ключевую роль в переходе к рыночной экономике. Этот сектор экономики по самой своей сути является типично рыночным и именно он во многом определяет темпы экономического роста. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% валового национального продукта. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса - важная задача. Именно в меру решения этой проблемы и будет развиваться малое предпринимательство.
Почему малый бизнес нуждается в поддержке? Малые предприятия объективно, по своей природе находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупным бизнесом. Они располагают меньшими финансовыми возможностями и пространством для маневра. Так, малое предпринимательство в настоящее время оказалось наименее обеспеченным информационными услугами. Средние и крупные предприниматели, имеющие необходимые средства, могут закупать технические средства и информационные системы, платить значительные средства за информационно-аналитические материалы. А предприниматели из малых предприятий, при ограниченных средствах и технических возможностях, вынуждены самостоятельно собирать разрозненную и подчас недостоверную информацию откуда угодно, лишь бы затраты на ее приобретение были невелики. Малое предпринимательство зачастую не в состоянии содержать юриста, экономиста, квалифицированного бухгалтера.
Вместе с тем, малое предпринимательство, имея массу преимуществ, формирует не только новую экономику, но и иные общественные отношения, основанные не на долге перед государством и обществом, а на личном интересе. Это качество и отличает прежде всего предпринимателя от руководителя государственного предприятия. Но личная выгода предпринимателя оборачивается общественным благом. Малый бизнес эффективно работает на потребительском рынке, насыщая его, оперативно реагируя на изменения потребительского спроса, осваивая те сферы, которые крупные фирмы считают недостаточно емкими. Малые предприятия в большей степени, чем другие субъекты хозяйствования обеспечивают быструю окупаемость затрат, создают дополнительные рабочие места, расширяют конкуренцию, способствуют преодолению отраслевого и территориального монополизма.