Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28.01.93 г. N 12

О мерах по выполнению закона
"О защите прав потребителей"

____________________________________

На основании Постановления Администрации Смоленской
области от 16.04.2003 г. № 91 документ утратил силу.
____________________________________

В целях создания механизма реализации Закона "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300/1-1, постановления Правительства РФ от 28.05.92 N 359 "Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителей", распоряжений Первого заместителя Главы администрации Смоленской области: от 08.10.92 г. N 489-р "О мерах по реализации Закона "О защите прав потребителей" на территории Смоленской области" и от 09.10.92 г. N 496-р "О системе государственного контроля качества продукция" регулирующих вопросы местного самоуправления и ограничения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и недобросовестной конкуренции, постановляю:

1. Принять к сведению, что государственный контроль за соблюдением законодательства РФ "О защите прав потребителей" на территории области осуществляет антимонопольное управление (Жидких), контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) в пределах своей компетенции осуществляют Смоленский центр стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта РФ (Карабанов), областной центр Госсанэпиднадзора (Гурин), департамент сельского хозяйства (Краев), департамент экологии (Божков). (Приложение 1).

2. Главам администраций районов, городов Смоленска и Десногорска:

2.1. До 05.02.93 г. создать при администрациях органы по защите прав потребителей согласно приложению 2 в пределах имеющейся численности и выделенных ассигнований.

2.2. В своей работе органы по защите прав потребителей руководствуются Законом "О защите прав потребителей" и Рекомендациями (приложение 2).

2.3. Созданным службам по защите прав потребителей, областному центру Госсанэпиднадзора (Гурин), департаменту сельского хозяйства (Краев), департаменту экологии (Божков), с участием Смоленского центра стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта РФ (Карабанов), управлений внутренних дел (Воробьев), в пределах своей компетенции проверять исполнение законодательства по защите прав потребителей торговыми предприятиями, учреждениями сферы услуг, изготовителями товаров и о выявленных нарушениях ежемесячно информировать антимонопольное управление.

     

В.Фатеев


                                                        Приложение N 1
                                                       к постановлению
                                                   главы администрации
                                                    Смоленской области
                                                    от 28.01.93 г. N 12


Основные функции
государственных органов управления,
контролирующих выполнение законодательства
"О защите прав потребителей" в Смоленской области

1. Территориальное антимонопольное управление осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, пресекает монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров (работ, услуг), направляет предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, предъявляет иски в суда, арбитражные суды к изготовителям (исполнителях, продавцам) в случаях обнаружения нарушений прав потребителей.

2. Центр стандартизации, сертификации и метрологии, Центр Госсанэпиднадзора, департамент экологии и бюро товарных экспертиз, департамент сельского хозяйства и другие органы госуправления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции:

- устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований;

- направляют предписания об устранении нарушений требований по безопасности товаров (работ, услуг), снятии с производства, прекращении выпуска и реализации таких товаров (работ, услуг), отзыве их от потребителей, а также информирование об этом потребителей;

3. Центр стандартизации, метрологии и сертификации координирует деятельность органов государственного управления, осуществляет контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) и является органом по сертификации товаров (работ, услуг), определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг), номенклатуру товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации и осуществляет другие функции согласно Закона и других нормативных документов.

4. ГКАП России вправе налагать штраф на изготовителей исполнителей, продавцов) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение его предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до 1 млн. рублей.

5. Госстандарт России и другие органы государственного управления осуществляющие контроль за безопасностью товаров работ, услуг), в пределах своей компетенции вправе налагать штраф в случаях:

- уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом) - до 1 млн. рублей;

- причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими предъявленным к последним требованиям по безопасности, - в размере суммы ущерба, причиненного потребителям, если такой ущерб невозможно определить - размере до 1 млн. рублей;

- нарушения правил сертификации товаров (работ, услуг) органами по сертификации* испытательными лабораториями (центрами) в размере двукратной стоимости работ по сертификации, а изготовителем (исполнителем, продавцом) - в размере стоимости товаров (работ, услуг), реализованных с нарушением правил по сертификации.

 Начальник антимонопольного управления В.Жидких


                                                        Приложение N 2
                                                       к постановлению
                                                   главы администрации
                                                    Смоленской области
                                                    от 28.01.93 г. N 12



РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПО
ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ


Настоящие рекомендации разработаны Государственным Комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) России в рамках создания механизмов реализации Закона Российской Федерации от 07.02.92 "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992 г. N 16 ст. 766), а также законодательных актов, регулирующих вопросы местного самоуправления и ограничений монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и недобросовестной конкуренции.

I. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ


1. В соответствии с пп. 1,2 ст. 42 Закона "О защите прав потребителей" при местной администрации создаются органы по защите прав потребителей. Закон предусматривает, что указанные органы могут входить в состав местной администрации. Их полномочия определяются Законом РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", Законом Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", а компетенция - Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

2. Закон РСФСР от 06 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 г. N 29 от 1016) относит местную администрацию к органам управления, входящим в систему местного (территориального) управления (ст. 2). Поскольку местная администрация является органом управления в районе, городе, поселке, органы по защите прав потребителей создаются при всех органах управления указанных административно-территориальных образований. При этом функции органа по защите прав потребителей при поселковой, сельской администрации могут возлагаться на назначаемых главой местной администрации отдельных должностных лиц.

3. По усмотрению местной администрации и согласованию с территориальным управлением ГКАП России органы по защите прав потребителей при местной администрации могут подчиняться одновременно и ТУ ГКАП России по методическим вопросам.

4. Органы по защите прав потребителей создаются на основании постановления главы местной администрации. Правовое положение органов по защите прав потребителей при местной администрации, их функции и порядок осуществления предоставленных им прав устанавливаются на основании Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", положением об органах по защите прав потребителей при местной администрации, утверждаемым постановлением главы местной администрации (приложение - Примерное положение о службе, отделе, бюро, агентстве) по защите прав потребителей при местной администрации). Методическое обеспечение работы органов по защите прав потребителей при местной администрации может осуществляться ГКАП России и его территориальными управлениями (даже при условии отсутствия подчиненности последним).

5. Органы по защите прав потребителей при местной администрации координируют свою работу с другими органами (подразделениями) местной администрации, а также территориальными органами Госстандарта России, Госкомсанэпиднадзора России и др.

II. ПРАВА ОРГАНОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ


6. Согласно п.2 ст. 42 Закона "О защите прав потребителей" органы по защите прав потребителей при местной администрации вправе осуществлять свою деятельность по следующим основным направлениям:

- наблюдение за соответствием законодательства о защите прав потребителей, практику его применения, включая досудебное рассмотрение жалоб потребителей;

- наблюдение за соответствием заявленного качества товаров (работ, услуг) его реальному состоянию при наличии достаточных оснований (например жалоб потребителей):

- наблюдение за наличием сертификатов по безопасности товаров, услуг, угрожающих жизни и здоровью населения;

- представление в судах интересов потребителей, консультации потребителей и т. д.

7. В области наблюдения за качеством товаре? (работ, услуг), их безопасности для жизни и здоровья потребителей органы по защите прав потребителей при местной администрации:

осуществляют сбор и передачу территориальным органам Госстандарта России, Госкомсанэпиднадзору России и др. информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, возникших в связи с потреблением (эксплуатацией) товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни и здоровья потребителей.

7.1. Рассматривают жалобы потребителей, связанные с надлежащим качеством товаров (работ, услуг), а также с приобретением товаров (работ, услуг), опасных для жизни и здоровья потребителей;

7.2. Незамедлительно извещают территориальные службы Госстандарта России, Госкомсанэпиднадзора России и других органов Государственного управления, уполномоченных осуществлять контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), а также соответствующие подразделения территориальных управлений ГКАП России (Приложение 2 "Положение о порядке выдачи предписаний ГКАП России и его территориальными управлениями по фактам нарушения законодательства о защита прав потребителей", утвержденное приказом ГКАП России от 24.08.1992 г. N 185) об обнаружении потребителями недостатков товаров (работ, услуг), а также при выявлении товаров (работ, услуг), опасных для жизни и здоровья потребителей или отсутствии сертификатов на такие товары (работы, услуги).

8. В области наблюдения за соответствием законодательству о защите прав потребителей", практики его применения органы по защите прав потребителей при местной администрации:

8.1. Рассматривают жалобы потребителей, связанные с нарушением норм Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также иного законодательства, регулирующего отношения между предпринимателями и потребителями - гражданами.

8.2. Консультируют потребителей по вопросам, связанным с применением законодательства о защите прав потребителей.

8.3. Представляют в соответствующие подразделении территориальных органов ГКАП России информацию о нарушениях норм Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а в случаях, предусмотренных законодательством, другим органам, уполномоченным осуществлять защиту прав потребителей и государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

9. В области защиты прав потребителей органы по защите прав потребителей при местной администрации.

9.1. Обращаются в ГКАП России и его территориальные управления по защите прав потребителей, которые были нарушены в связи с монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов и (или) недобросовестной конкуренцией на рынке потребительских товаров (работ, услуг) в соответствии с антимонопольным законодательством (см. ст. 27 Закона РСФСР ст. 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 N 16 ст. 499) и законодательством о защите прав потребителей.

9.2. Обращаются к органам государственного управления, осуществляющим контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) за применением ими санкций, предусмотренных ст. 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

9.3. Представляют в судах иски как по собственной инициативе, так и по поручению отдельного потребителя, группы потребителей (в том числе и в интересах неопределенного круга потребителей).

Для ускорения рассмотрения вопроса эта процедура может быть упрощена по усмотрению органа по защите прав потребителей при местной администрации, если решение органа по защите прав потребителей при местной администрации не исполняется добровольно продавцом (исполнителем, изготовителем), в отношении которого оно вынесено, указанный орган обращается в суд с иском в интересах потребителя.

III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


10. Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" граждане вправе на добровольной основе в соответствии с действующим законодательством объединяться в общественные организации потребителей. Общественные организации потребителей действуют на основании уставов, в которых определяется их правовое положение, цели деятельности и основные права. Указанные организации обладают правами юридического лица и в соответствии со ст. ст. 43 и 44 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" выполняют задачи, указанные в них, т. е. осуществляют защиту как индивидуальных, так и коллективных интересов потребителей.

11. Согласно п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" общественные организации потребителей вправе участвовать в разработке требований к качеству и безопасности товаров, работ и услуг, проводить независимую экспертизу их качества и безопасности, участвовать совместно с соответствующими государственными органами в осуществлении контроля за применением регулируемых цен, проверять соблюдение прав потребителей, а также правил торгового, бытового и иных видов обслуживания. В целях эффективной деятельности органов по защите прав потребителей при местной администрации объединения усилий по реализации законодательства им целесообразно взаимодействовать с обществами потребителей.

12. Органам по защите прав потребителей при местной администрации целесообразно осуществлять свою деятельность во взаимодействии с общественными организациями потребителей для выработки предложений органам управления, предприятиям, организациям и учреждениям о мерах по повышению качества товаров, работ, услуг, снятии с производства, изъятия из оборота товаров, работ и услуг, опасных для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, а также причиняющих вред их

имуществу.

Целесообразно также содействовать общественным организациям потребителей в работе по внесению в прокуратуру и органы управления материалов о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров, не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству.

13. Согласно ст. 44 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", общественным организациям потребителей предоставлено право предъявлять в суде иски о признании действий продавцов, изготовителей (предприятий, выполняющих их функции), исполнителей противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный им срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий продавца) изготовителя (предприятия, выполняющего их функции), исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о гражданско-правовых последствиях их действий по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами.

В соответствии со ст. 42 указанного Закона органы по защите прав потребителей при местной администрации в целях защиты прав потребителей предъявлять иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя (группы потребителей), или в интересах неопределенного круга потребителей.

14. Органы по защите прав потребителей при местной администрации вправе поддерживать требования общественных организаций потребителей, указанные в п. 6 ст. II Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Примечание - целесообразно, чтобы часть средств, поступающих в виде штрафов в местный бюджет, перераспределялась на финансирование внебюджетных фондов по защите потребителей, в основном с целью оплаты услуг товароведческой экспертизы, специализированных юридических консультаций и других расходов по получению необходимой информации для эффективной деятельности органов по защите прав потребителей при местной администрации.

Начальник антимонопольного
     управления В.Жидких


                                                            Приложение
                                                       к Рекомендациям
                                         по формированию и организации
                                                     работы органов по
                                          защите прав потребителей при
                                                 местной администрации

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»