Существующее положение:
По состоянию на 01.07.2004 по данным Государственной долговой книги Смоленской области консолидированный долг Смоленской области составил 1325860 тыс. рублей, в том числе основная сумма долга - 1243296 тыс. рублей, проценты и штрафы (по предоставленным гарантиям) - 82564 тыс. рублей.
Консолидированный долг Смоленской области не включает взаимные обязательства субъекта и входящих в него муниципальных образований.
Долг субъекта (областного бюджета) по состоянию на 01.07.2004 составил 1048303 тыс. рублей, долг муниципальных образований - 1214707 тыс. рублей.
По сравнению с 2001 годом консолидированный долг Смоленской области увеличился на 396442 тыс. рублей или на 42,7%, долг субъекта - на 228826 тыс. рублей или на 27,3%.
Консолидированный долг Смоленской области в 2001 году составил 21,4% от объема доходов консолидированного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней, в 2003 году - 23,2%.
Долговые обязательства субъекта в 2001 году составили 46,4% от объема доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, в 2003 году - 45,3%.
По состоянию на 01.07.2004 консолидированный долг Смоленской области составляет 38% от объема полученных в 1 полугодии собственных доходов, долг субъекта - 46,2%.
Долгосрочные долговые обязательства Смоленской области (основной долг) составили на 01.07.2004 929714 тыс. рублей или 74,8% от основной суммы долга, просроченные обязательства составили 10,9%.
По состоянию на 01.07.2004 структура долга характеризуется следующими данными:
консолидированный долг (тыс. рублей) | долг субъекта (тыс. рублей) | |
задолженность по кредитам, полученным от кредитных организаций | 375291 | 75000 |
задолженность по ценным бумагам | - | - |
задолженность по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам: | 456884 | 456884 |
в том числе полученным из федерального бюджета | 410808 | 410808 |
Объем государственных гарантий Смоленской области по состоянию на 01.07.2004 составил 516421 тыс. рублей, объем муниципальных гарантий - 40812 тыс. рублей.
Объем государственных гарантий Смоленской области по сравнению с 2001 годом увеличился на 112554 тыс. рублей или на 27,9%, объем муниципальных гарантий по сравнению с 2001 годом увеличился на 14943 тыс. рублей или на 57,8%.
По состоянию на 01.07.2004 предприятия государственной (областной) собственности имели обязательства по государственным гарантиям Смоленской области в объеме 8000 тыс. рублей, что составляет 1,5% от общего объема государственных гарантий Смоленской области, предприятия муниципальной собственности в объеме 29047 тыс. рублей или 5,6%, акционерные общества - 10 302 тыс. рублей или 2%. Предоставлены государственные гарантии муниципальным образованиям Смоленской области в объеме 469070,3 тыс. рублей, что составило 90,8% от общего объема обязательств по государственным гарантиям Смоленской области.
Кредиторская задолженность бюджетных учреждений области, не учитываемая в настоящее время в Государственной долговой книге Смоленской области, составила по состоянию на 01.01.2004 652376 тыс. рублей, в том числе по коммунальным услугам - 170027 тыс. рублей.
По состоянию на 01.07.2004 консолидированный бюджет Смоленской области имеет просроченную кредиторскую задолженность в сумме 506256 тыс. рублей, в том числе по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями - в сумме 136076 тыс. рублей.
Таким образом, общая суммарная задолженность области (включая гарантии и просроченную кредиторскую задолженность бюджетных учреждений) составила на 01.07.2004 1832116 тыс. рублей или 52,5% от полученных в 1 полугодии 2004 года собственных доходов консолидированного бюджета области.
Область имеет просроченную задолженность перед федеральным бюджетом по проекту "Городской общественный транспорт". В настоящее время практически решен вопрос о ее реструктуризации на условиях, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2004 года N 366 "О проведении в 2004 году реструктуризации денежных обязательств перед Российской Федерацией в иностранной валюте, переоформленных в обязательства субъектов Российской Федерации".
Согласно пункту 2 Правил переоформления в обязательства субъектов Российской Федерации денежных обязательств муниципальных образований и юридических лиц перед Российской Федерацией в иностранной валюте (далее - Правила) для получения согласия кредитора (Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации), предусмотренного статье 391 Гражданского кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации, который намерен стать стороной - должником по валютному обязательству вместо заемщика, совместно с заемщиком должен представить в Министерство финансов Российской Федерации, а также банку-агенту Правительства Российской Федерации, осуществляющему функции по учету и взысканию задолженности по валютному обязательству, заявление о даче согласия кредитора на перевод долга и документы согласно установленному перечню.
Указанное заявление и пакет документов, прилагаемых к нему, были поданы Администрацией Смоленской области в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство транспорта Российской Федерации 26 августа 2004 года.
Недостающие документы, подлежащие направлению совместно с заявлением о даче согласия кредитора на перевод долга, представлены Администрацией Смоленской области в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство транспорта Российской Федерации 14 сентября 2004 года.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 июля 2004 года N 366 реструктуризация денежных обязательств перед Российской Федерацией в иностранной валюте проводится исключительно по факту их переоформления в обязательства субъектов Российской Федерации. В силу пункта 13 Правил проведения реструктуризации денежных обязательств перед Российской Федерацией в иностранной валюте, переоформленных в обязательства субъектов Российской Федерации, к рассмотрению будут приниматься заявления субъектов о проведении реструктуризации переоформленных обязательств, полученные Министерством финансов Российской Федерации до 1 октября 2004 г.
28 сентября 2004 года Администрацией Смоленской области подано в Министерство финансов Российской Федерации заявление о проведении реструктуризации переоформленных обязательств.
В настоящее время в Министерстве транспорта Российской Федерации находятся представленные Администрацией Смоленской области договор перевода долга от 1 сентября 2004 года N 243/49/02-Д и акт сверки задолженности по соглашению о субзайме между Министерством финансов Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Администрацией Смоленской области и Администрацией города Смоленска от 7 февраля 1996 года без номера и дополнительному Соглашению к нему от 31 июля 2000 года по состоянию на 1 сентября 2004 года для совершения на них согласительной надписи.
Однако до сих пор не решен вопрос о лице, уполномоченном совершить со стороны Министерства транспорта Российской Федерации согласительную надпись на указанных документах. Администрация Смоленской области как сторона, заинтересованная в проведении реструктуризации выше обозначенных обязательств, обращалась в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой о содействии в скорейшем решении вопроса в получении согласительной надписи Министерства транспорта Российской Федерации (Письмо 04.10.2004 N 2/1578).
Администрация Смоленской области 04.11.2004 представила в Министерство финансов Российской Федерации договор перевода долга от 1 сентября 2004 года N 243/49/02-Д и акт сверки задолженности по соглашению о субзайме по проекту "Городской общественный транспорт" без подписи Министерства транспорта Российской Федерации (Письмо от 03.11.2004 N 2/1769).