Существующее положение:
В Смоленской области планирование основной массы бюджетных расходов осуществляется в соответствии с указаниями Минфина РФ на основе фактических и/или нормативных расходов, необходимых для содержания сети бюджетных учреждений, а также планируемого уровня инфляции. Исполнение бюджета, начиная с 01.01.2004, осуществляется через отдел казначейского исполнения областного бюджета Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области. Проведение оценки потребности в бюджетных услугах не осуществляется, так как в российском законодательстве отсутствует четкое и однозначное определение понятия "бюджетная услуга".
Оценка потребности в услугах в натуральном и стоимостном выражении, оказываемых бюджетными учреждениями (часть этих услуг предоставляется населению на платной основе, часть - за счет бюджетных средств), осуществляется по тем видам услуг, по которым ведется официальный статистический учет.
Официально утвержденного порядка определения потребности в услугах бюджетных учреждений нет. Оценка осуществляется экспертным путем на базе фактических данных об объеме оказанных услуг в году, предшествующему планируемому, и прогнозируемого роста "мощностей" бюджетных учреждений и демографических данных.
В настоящее время в российском законодательстве нет четко определенных стандартов качества бюджетных услуг. Не установлены в законодательном порядке и областные стандарты качества на услуги, оказываемые бюджетными учреждениями области в рамках закрепленных за ними полномочий.
Требования к качеству отдельных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, или отдельные нормативы, в какой-то степени определяющие качество услуг, содержатся в ряде ведомственных нормативных актов.
В наиболее четкой форме стандарты качества сформулированы для медицинских услуг. К концу 2004 г. стандарты качества определены по 25 видам услуг, оказываемых органами здравоохранения. По этим услугам в Смоленской области ведется мониторинг качества услуг.
В настоящее время в области не рассматривается вопрос о привлечении к оказанию населению социальных услуг организаций негосударственного сектора экономики. Не предусматривается также перевод части бюджетных учреждений в негосударственный сектор. Эту работу предполагается провести после детального изучения спроса на определенный набор гарантированных бюджетных услуг и определения возможности бюджетных учреждений по его удовлетворению.
В Смоленской области реализуется ряд федеральных и областных целевых программ.
Порядок разработки, утверждения и реализации областных целевых программ в Смоленской области регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- областным законом от 27.02.2002 N 21-з "О долгосрочных областных целевых программах";
Финансирование областных целевых программ корректируется ежеквартально в порядке, установленном постановлением Администрации Смоленской области от 25.08.2004 N 283 "Об утверждении Порядка внесения предложений по финансированию областных целевых программ и софинансированию федеральных целевых программ".
В 2004 - 2006 годах в Смоленской области намечено к реализации более 50 целевых программ. Ответственными за реализацию этих программ являются соответствующие органы исполнительной власти Смоленской области. Большинство программ направлено на повышение социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.
Как отмечено в Концепции социально-экономического развития Смоленской области на 2004 - 2012 годы, одобренной Экономическим советом при Администрации области, в подавляющем большинстве областных целевых программ отсутствуют количественные показатели планируемых результатов, что, по сути, не позволяет оценивать эффективность бюджетных расходов.
План реализации концепции предусматривает коренное изменение подходов к формированию областных целевых программ. При разработке областных программ основными требованиями должны стать: декомпозиция целей и задач; указание количественных и структурных параметров программ, ресурсное обеспечение программ, разбивка на этапы реализации.
Департаментом экономического развития и торговли Смоленской области разработана "Методика расчета показателей эффективности областных целевых программ", которая в данный период находится на обсуждении в департаментах Смоленской области, которые являются заказчиками и исполнителями мероприятий целевых программ.
Основные причины возникновения кассовых разрывов в Смоленской области, как и в других регионах Российской Федерации, обусловлены необходимостью финансирования сезонных расходов бюджета, связанных с проведением посевных работ, подготовкой к зимнему сезону и своевременной выплатой отпускных работникам сферы образования. Ограниченные возможности областного бюджета не позволяют в ближайшее время создать необходимый финансовый резерв на покрытие сезонных расходов. Планирование кассовых разрывов осуществляется на основе экстраполяции данных за предыдущие годы, однако официально утвержденной методики планирования нет. За последние годы удалось несколько сократить число кассовых разрывов. Если в 2002 - 2003 г. количество кассовых разрывов составляло порядка 7 - 8, то в 2004 - 4.
Из-за отсутствия свободных бюджетных средств Смоленская область не имеет возможности в обязательном порядке привлекать независимых экспертов к оценке принимаемых законов и других нормативно-правовых актов.
Осуществление закупок материальных ресурсов за счет бюджетных средств в области регулируется федеральной и областной нормативной базой. В области принят закон от 07.05.2002 N 43-з "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Смоленской области", Администрацией области утверждены положения "О порядке организации и проведении конкурсов на размещение государственного заказа на поставку продукции (работ, услуг)", "О закупках продукции для государственных нужд Смоленской области способом запроса котировок цен", "О порядке ведения реестров закупок продукции по государственным контрактам и Единого реестра закупок продукции по государственным контрактам для государственных нужд Смоленской области".
Все нормативно-правовые акты, регулирующие закупки для государственных нужд, размещены в сети Интернет на официальном сайте Администрации и опубликованы в средствах массовой информации ("Смоленская газета", официальное издание "Конкурсные торги"). Там же размещается информация по планируемым и объявленным конкурсам, их итогам, а также архивные данные о проведении конкурсов с 2002 г.
В настоящее время доля бюджетных закупок, осуществленных по конкурсу, в общем объеме расходов областного бюджета составляет 22%.
План реформирования:
Принятая Правительством Российской Федерации "Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах" (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 N 249) предусматривает переход от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" к "управлению результатами".
Для реализации этой концепции в Смоленской области намечены следующие мероприятия:
A1. Создание системы учета потребности в предоставляемых услугах
Создание системы учета потребностей предполагается осуществить в два этапа. На первом этапе охватить отрасли здравоохранения и образования, на втором - иные отрасли социальной сферы.