СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
Об областной целевой программе "Переселение граждан,
проживающих в Смоленской области, из ветхого
и аварийного жилищного фонда в 2004-2010 годах"
(с изменениями на 1 января 2006 года)
_________________________
в редакции Закона Смоленской
области от 16.12.2005 г. № 129-з
_________________________
На основании Закона Смоленской области
от 16.12.2008 г. № 171-з документ утратил силу
_________________________
Принят Смоленской областной Думой
26 декабря 2003 года
Глава Администрации
Смоленской области
В.Н. Маслов
13 января 2004 года
N 1-з
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Переселение граждан, проживающих в Смоленской области, из ветхого
и аварийного жилищного фонда в 2004-2010 годах"
Наименование Программы | областная целевая программа "Переселение граждан, проживающих в Смоленской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2004-2010 годах" |
Правовые основания для разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"; |
Заказчик Программы | Департамент Смоленской области по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству |
Разработчик Программы | Департамент Смоленской области по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству |
Основные цель и задачи Программы | основной целью Программы является обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде; |
Сроки реализации Программы | 2004-2010 годы |
Исполнители Программы | органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее по тексту - органы местного самоуправления) (по согласованию); |
Объем и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы составляет 1376,883 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемый конечный результат реализации Программы | переселение до 2010 года из ветхого и аварийного жилищного фонда около 10 тыс. граждан |
Органы, осуществляющие контроль за исполнением Программы | контроль за ходом реализации Программы осуществляет Смоленская областная Дума, Администрация Смоленской области, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным и областным законодательством |
1. Содержание имеющейся проблемы, технико-экономическое обоснование необходимости утверждения Программы и ее финансирования за счет средств областного бюджета |
2. Полное описание цели и задач Программы, сроки реализации Программы, прогноз ожидаемых социально-экономических результатов ее реализации |
3. Ресурсное обеспечение Программы |
4. Механизм реализации Программы |
5. Перечень мероприятий Программы |
6. Критерии количественной и качественной оценки результатов реализации и ожидаемой эффективности Программы |
7. Организация управления и контроля за реализацией Программы |
Программа разработана с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и в соответствии с распоряжением Администрации Смоленской области от 30.07.2003 N 366-р/адм "О разработке проектов долгосрочных областных целевых программ".
Программа является одной из приоритетных социально-экономических программ Смоленской области.
Общая площадь жилищного фонда в Смоленской области на 1 января 2003 года составляет 23166 тыс. кв. метров (из него в городской местности - 67 процентов, в сельской - 33 процента), в том числе:
- площадь муниципального жилищного фонда - 11209 тыс. кв. метров;
- площадь государственного, общественного жилищных фондов - 2500 тыс. кв. метров;
- площадь частного жилищного фонда - 9457 тыс. кв. метров.
От различных ведомств за период с 1993 по 2002 год в собственность муниципальных образований Смоленской области (далее по тексту - муниципальная собственность) принято 7,4 млн. кв. метров жилья, в том числе в 2002 году - 425 тыс. кв. метров. В результате чего в настоящее время площадь муниципального жилья составляет 48 процентов от общей площади всего жилищного фонда в Смоленской области. В муниципальном жилищном фонде проживает 53 процента граждан.
К 2005 году планируется принять в муниципальную собственность еще 2,4 млн. кв. метров жилья, в результате чего доля муниципального жилищного фонда составит 58,7 процента от общей площади всего жилищного фонда в Смоленской области. Увеличение доли муниципального жилищного фонда приведет к увеличению количества жилья, официально признанного ветхим и аварийным, так как прежние балансодержатели жилищного фонда под различными предлогами не признавали его ветхим или аварийным.
Средняя обеспеченность граждан жильем в Смоленской области составляет 21,1 кв. метра на человека, в том числе в городской местности - 20 кв. метров на человека, в сельской - 23,7 кв. метра на человека.
Не смягчается острота жилищной проблемы. На конец 2002 года на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Смоленской области, состояло 40828 семей, примерно каждая пятая из них проживала в ветхом или аварийном жилищном фонде.
По состоянию на 1 января 2002 года общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Смоленской области составляла 484,4 тыс. кв. метров (2,1 процента от площади всего жилищного фонда). Обеспокоенность вызывает то обстоятельство, что наличие ветхого и аварийного жилья имеет тенденцию к увеличению (по состоянию на 01.01.1993 - 135 тыс. кв. метров, на 01.01.2001 - 227,6 тыс. кв. метров, на 01.01.2002 - 484,4 тыс. кв. метров).
Сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда приведены на основании данных государственной статистической отчетности (форма N 1-жилфонд), а также уточненной информации органов местного самоуправления (таблица 3).
На территории Смоленской области общее количество находящегося в муниципальной собственности ветхого жилищного фонда составляет 137,6 тыс. кв. метров (1,2 процента), аварийного - 31,2 тыс. кв. метров (0,2 процента).
Таким образом, поддержание ветхого жилищного фонда в нормальном состоянии требует постоянных вложений финансовых средств, как на капитальный ремонт отдельных элементов жилого здания, так и всего здания в целом. Ремонт отдельных элементов жилых зданий проводится только частично, комплексный ремонт жилых зданий практически не осуществляется, что связано с отсутствием финансовых средств в местных бюджетах. Следствием такого положения является дальнейшее ухудшение физического состояния жилищного фонда, увеличение доли ветхого и аварийного жилья.
Непринятие мер по переселению граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, порождает серьезные социальные проблемы, их индикатором служит все возрастающее количество обращений и жалоб граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Целью Программы является обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.
Задачами Программы являются:
- разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
- разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов для решения сложных социальных проблем, связанных с переселением граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- оказание органам местного самоуправления, участвующим в Программе, финансовой поддержки из областного бюджета в форме субсидий;
- учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в муниципальных образованиях Смоленской области (далее по тексту - муниципальные образования);
- взаимосвязь Программы с другими программами и мероприятиями, в которых также решаются проблемы обеспечения жильем граждан.
Сроки реализации Программы - 2004 - 2010 годы.
По окончании выполнения Программы к концу 2010 года из ветхого и аварийного жилищного фонда должны быть переселены около 10 тыс. граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде государственной и муниципальной форм собственности на 1 января 2003 года.
Реализация Программы обеспечит выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в домах, признанных ветхими и аварийными.
Экономический эффект от реализации Программы может быть получен за счет дополнительной прибыли предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги гражданам, переселенным из ветхого и аварийного жилья во вновь введенный в эксплуатацию жилищный фонд.
В основном аварийный жилищный фонд построен в довоенные годы и не имеет никаких видов жилищно-коммунальных услуг. Замена аварийного жилищного фонда на вновь построенный жилищный фонд влечет увеличение объема предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Прогноз полной стоимости жилищно-коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам на 1 января 2004 года по Смоленской области составляет 24 рубля за 1 кв. метр жилья в месяц. При формировании экономически обоснованных тарифов жилищно-коммунальными предприятиями в Смоленской области в целях обеспечения их расширенного воспроизводства предусматривается прибыль в размере 10 процентов. При увеличении объема оказываемых услуг жилищно-коммунальные предприятия могут получать дополнительную прибыль в размере 2,18 рубля за 1 кв. метр в месяц или 26,16 рубля в год.
Дополнительные жилищно-коммунальные услуги будут оказываться по вновь вводимому жилью. Предполагаемый экономический эффект от реализации Программы приведен в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
| Всего | В том числе по годам: | ||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
1. | Ввод нового жилищного фонда, кв. метров |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. | Увеличение прибыли жилищно-коммунальных предприятий, тыс. рублей | 14302,3 | 0 | 805,1 | 1419,9 | 2046,8 | 2741,6 | 3357,7 | 3931,2 |
3.1. Расчет потребности в строительстве, реконструкции жилищного фонда и приобретении жилья на вторичном рынке для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Расчет потребности в строительстве, реконструкции жилищного фонда и приобретении жилья на вторичном рынке для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда произведен на основании государственной статистической отчетности по форме N 1-жилфонд по состоянию на 1 января 2003 года и представленных органами местного самоуправления предложений о переселении граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. Результаты обработки полученной информации приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименования показателей | Единица измерения | Всего | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Численность постоянного населения в Смоленской области |
|
| |
2. Общее количество семей | тыс. | 314,1 | |
3. Число семей, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде |
|
| |
4. Жилищный фонд, всего | тыс. кв. метров | 23166,0 | |
5. Ветхий и аварийный жилищный фонд, всего |
|
| |
6. Из общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда подлежит: |
|
| |
7. Число граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, подлежащих переселению по Программе |
|
| |
8. Число семей, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, подлежащих переселению по Программе |
|
| |
9. Социальная норма площади жилья в Смоленской области: |
|
| |
1 | 2 | 3 | 4 |
10. Потребность в жилье для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, всего |
|
| расчет потребности приведен в таблице 4 |
11. Средняя стоимость незавершенного и нового строительства, реконструкции жилищного фонда (в ценах 2003 года) | рублей/кв. метр общей площади жилья |
| по Смоленской области стоимость строительства жилищного фонда в 2003 году составила 8963 рубля/кв. метр общей площади жилья |
12. Потребность в финансовых средствах для реализации Программы, |
|
|