О защите населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(с изменениями на 26 сентября 2024 года)
(в ред. законов Смоленской области от 14.10.2004 N 46-з, от 28.12.2004 N 121-з, от 25.06.2007 N 60-з, от 26.02.2010 N 3-з, от 06.10.2010 N 68-з, от 20.08.2012 N 63-з, от 26.12.2013 N 161-з, от 25.03.2014 N 31-з, от 30.10.2014 N 137-з, от 24.02.2015 N 12-з, от 08.07.2015 N 105-з, от 21.04.2016 N 46-з, от 14.11.2019 N 119-з, от 30.04.2020 N 62-з, от 29.09.2021 N 116-з, от 31.03.2022 N 9-з, от 29.09.2022 N 112-з, от 29.09.2022 N 117-з, от 28.02.2023 N 15-з, от 29.03.2024 N 36-з, от 29.03.2024 N 41-з, от 26.09.2024 N 160-з)
Принят
Смоленской областной Думой
14 марта 2002 года
Настоящий областной закон разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и направлен на регулирование правоотношений в сфере защиты населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
(в ред. законов Смоленской области от 28.12.2004 N 121-з, от 26.09.2024 N 160-з)
1. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
(в ред. законов Смоленской области от 26.02.2010 N 3-з, от 30.04.2020 N 62-з)
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
(в ред. законов Смоленской области от 26.02.2010 N 3-з, от 29.03.2024 N 41-з)
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
(в ред. закона Смоленской области от 26.02.2010 N 3-з)
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
(абзац введен законом Смоленской области от 25.06.2007 N 60-з)
Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
(абзац введен законом Смоленской области от 20.08.2012 N 63-з)
Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.
(абзац введен законом Смоленской области от 20.08.2012 N 63-з)
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
(абзац введен законом Смоленской области от 26.12.2013 N 161-з; в ред. закона Смоленской области от 28.02.2023 N 15-з)
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
(абзац введен законом Смоленской области от 26.12.2013 N 161-з)
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
(абзац введен законом Смоленской области от 26.12.2013 N 161-з)
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
(абзац введен законом Смоленской области от 26.12.2013 N 161-з)
Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, - это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
(абзац введен законом Смоленской области от 08.07.2015 N 105-з)
Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы - это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(абзац введен законом Смоленской области от 08.07.2015 N 105-з)
Критически важный объект - это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
(абзац введен законом Смоленской области от 08.07.2015 N 105-з)
Потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.
(абзац введен законом Смоленской области от 08.07.2015 N 105-з)
Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(абзац введен законом Смоленской области от 08.07.2015 N 105-з)
Подготовка населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций - это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(абзац введен законом Смоленской области от 21.04.2016 N 46-з)
2. В настоящем областном законе используются иные понятия и термины, определенные Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") и иными федеральными нормативными правовыми актами в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. закона Смоленской области от 28.12.2004 N 121-з)
В рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Смоленской области создается территориальная подсистема Смоленской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - территориальная подсистема) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории Смоленской области.
Территориальная подсистема является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация, состав органов управления, сил и средств, а также порядок деятельности территориальной подсистемы определяются положением о данной подсистеме.
(в ред. законов Смоленской области от 25.06.2007 N 60-з, от 08.07.2015 N 105-з)
Положение о территориальной подсистеме разрабатывается исполнительным органом Смоленской области, специально уполномоченным на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, и утверждается правовым актом Правительства Смоленской области.
(в ред. законов Смоленской области от 28.12.2004 N 121-з, от 29.09.2022 N 112-з, от 29.03.2024 N 36-з)
(в ред. закона Смоленской области от 21.04.2016 N 46-з)
(в ред. закона Смоленской области от 28.12.2004 N 121-з)
1. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (далее - руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций).