ЗАКОН
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 23 февраля 1998 года N 245-ОЗ
ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ
Принят Законодательным Собранием области 11 февраля 1998 года
{Утратил силу:
Закон Вологодской области от 28.04.2010 N 2282-ОЗ}
{Изменения и дополнения:
Закон Вологодской области от 09.04.1999 N 351-ОЗ;
Закон Вологодской области от 27.12.1999 N 457-ОЗ;
Закон Вологодской области от 03.01.2001 N 627-ОЗ;
Закон Вологодской области от 25.12.2004 N 1174-ОЗ;
Закон Вологодской области от 02.02.2009 N 1946-ОЗ;
Закон Вологодской области от 01.04.2009 N 1971-ОЗ;
Закон Вологодской области от 29.09.2009 N 2091-ОЗ}
Настоящий закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы региональной политики в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов.
В настоящем законе используются следующие понятия:
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования; возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур;
альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которого сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов.
Законодательство об энергосбережении состоит из федерального законодательства по вопросам энергосбережения, настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Вологодской области.
Настоящий закон распространяется на все виды деятельности предприятий, организаций, учреждений независимо от их организационных, правовых форм и форм собственности, а также их структурных подразделений, расположенных на территории области, в части транспортировки, хранения, добычи и производства альтернативных видов топлива (энергии), способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов.
Объектами регулирования в области энергоснабжения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
создание и использование энергоэффективных технологий, топливно-энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
Региональная энергосберегающая политика в области энергосбережения и повышения эффективности использования топлива и энергии реализуется на основе:
снижения потребления всех видов энергии и уменьшения величин удельного расхода энергии (топлива) на единицу продукции;
сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей топлива и энергии;
воспитания у населения экономного отношения к использованию топливно-энергетических ресурсов на производстве и в быту;
разработки регулируемых рыночных механизмов повышения рационального использования топлива и энергии;
создания условий для развития научно-технического прогресса и производственной базы для экономного энергопотребления;
оказания финансовой поддержки программам и проектам повышения эффективности использования энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики;
привлечения энергоснабжающих организаций к процессу повышения разумного использования топлива и энергии потребителями;
совершенствования систем учета и отчетности за расходованием топливно-энергетических ресурсов у каждого потребителя, включая разработку топливно-энергетических паспортов для объектов хозяйственной деятельности;
обязательного приборного учета расхода используемых и отпускаемых энергоносителей;
ответственности юридических и физических лиц за непроизводительное расходование энергоресурсов;
иных принципов, предусмотренных законодательством.
Законодательное Собрание области в пределах своей компетенции:
принимает нормативные правовые акты в области энергосбережения;
утверждает областные программы энергосбережения;
утверждает финансовые средства, выделяемые из областного бюджета на реализацию областных программ энергосбережения;
устанавливает в пределах действующего законодательства льготное налогообложение для организаций в сфере энергосбережения в части налогов, зачисляемых в областной бюджет.
Администрация области в пределах своей компетенции:
разрабатывает и реализует областные программы энергосбережения;
определяет юридических лиц, ответственных за реализацию областных программ энергосбережения;
устанавливает порядок формирования и использования целевых средств для финансирования областных программ энергосбережения;
образует региональные органы управления энергосбережением и осуществляет контроль за их деятельностью.
Органы местного самоуправления области в пределах своей компетенции:
разрабатывают местные программы энергосбережения;
определяют юридических лиц, ответственных за реализацию местных программ энергосбережения;
обеспечивают финансовую поддержку энергосбережения.
В состав региональных органов управления энергосбережением входят:
региональная энергетическая комиссия,
региональные органы государственного надзора.
Региональная энергетическая комиссия:
создается в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Положением о региональной энергетической комиссии, утверждаемым губернатором области;
является органом исполнительной власти области по регулированию и контролю за ценами и тарифами на продукцию и услуги организаций топливно-энергетического комплекса области, относящихся к субъектам естественной монополии;
регулирует процессы развития энергетики в области;
координирует отношения между производителями, поставщиками и потребителями энергии в целях экономного ее расходования;
участвует в формировании источников финансовых средств на реализацию энергосберегающих программ;
осуществляет контроль за использованием сформированных финансовых средств на энергосбережение;
рассматривает факты нерационального расходования топлива, тепловой и электрической энергии;
проверяет обоснованность применения действующих нормативно-методических документов по регулированию цен и тарифов муниципальными органами;
стимулирует работу предприятий по энергосбережению.
Региональные органы государственного надзора входят в единую систему органов государственного надзора Российской Федерации.
Полномочия региональных органов государственного надзора устанавливаются положениями об этих органах и договорами с администрацией области.
Весь объем потребляемых, хранимых и отпускаемых организациями энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету с применением средств измерений учета и контроля расхода энергетических ресурсов в соответствии с действующими нормативными документами.
Организация и проведение учета энергоресурсов обеспечиваются потребителями и производителями энергоресурсов с участием территориальных органов государственного надзора.
Ответственность за достоверность учета расхода энергоресурсов возлагается на руководителей организаций-производителей и потребителей энергоресурсов.
Энергетические обследования предприятий проводятся в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в целях оценки эффективности использования организации энергетических ресурсов, а также снижения затрат потребителей на топливо и энергообеспечение.
Обязательному энергетическому обследованию подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Обследование проводится организацией, имеющей специализированную лабораторию и получившей в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ.