АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2009 года N 173-па
О внесении изменений в постановление Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 263-па
(Утратил силу:
Постановление Правительства от 10.12.2012 N 752-пп НГРru69000201201327)
В соответствии с Законом Тверской области от 30.12.2008 N 156-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Администрация Тверской области постановляет:
1. Внести в долгосрочную целевую программу Тверской области "Развитие сферы культуры Тверской области на 2009-2011 годы", утвержденную постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 263-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие сферы культуры Тверской области на 2009-2011 годы", изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области.
Губернатор области Д.В.Зеленин
Приложение
к постановлению Администрации Тверской области
от 28.04.2009 N 173-па
"Приложение
Утверждена
постановлением Администрации
Тверской области
от 01.09.2008 N 263-па
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "Развитие сферы культуры Тверской области на 2009-2011 годы" г. Тверь, 2008 год
Паспорт долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие сферы культуры Тверской области на 2009-2011 годы"
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие сферы культуры Тверской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа) |
Администратор Программы (государственный заказчик-координатор) | Комитет по делам культуры Тверской области |
Дата утверждения Программы | 01.09.2008 |
Стратегическая цель и тактические задачи Программы с указанием ведомственной целевой программы, в рамках которой планируется их достижение. | Стратегическая цель - обеспечение равного доступа жителей Тверской области к культурным ценностям, знаниям и информации, создание условий для дальнейшего развития творческих способностей, участие в культурной жизни. |
Сроки реализации Программы | 2009-2011 годы |
Ожидаемые результаты реализации Программы | увеличение количества культурных обменов |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по Ведомственной целевой программе | Общий объем финансирования Программы на 2009-2011 годы - 103194,0 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета Тверской области - 103194,0 тыс. руб. |
Основные механизмы реализации Программы | Программы осуществляется комитетом по делам культуры Тверской области в течение 2009-2011 годов путем обеспечение равного доступа жителей Тверской области к культурным ценностям, знаниям и информации, создания условий для дальнейшего развития творческих способностей, участия в культурной жизни |
Основные механизмы мониторинга реализации Программы | В течение всего периода реализации Программы комитетом по делам культуры Тверской областиосуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации Программы путем составления отчетов о ее реализации. |
Большое внимание со стороны Правительства Российской Федерации и органов государственной власти Тверской области стало уделяться актуальным проблемам развития отрасли культуры, вопросам законодательной базы для защиты позиций отрасли, нормативно-правовому обеспечению, региональным аспектам культурной политики. Несмотря на это в отрасли существует достаточно широкий круг проблем, требующих решения.
Культурная политика тверского региона направлена как на сохранение культурного потенциала Тверской области, ее самобытности, так и на формирование образа территории.
Программа разработана с целью развития системы программно-целевого управления, расширения применения в бюджетном процессе методов долгосрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств. Программа базируется на основе достигнутых результатов в отрасли "Культура" за последние годы.
Проведенный анализ состояния отрасли и определение приоритетных направлений дальнейшего развития культуры Тверской области позволяют определить стратегическую цель - обеспечение равного доступа жителей Тверской области к культурным ценностям, создание условий для дальнейшего развития творческих способностей, участие в культурной жизни.
Единая культурная политика Тверской области находится в русле ориентиров, определенных Министерством культуры Российской Федерации на среднесрочную перспективу, Посланием Президента Федеральному Собранию и Посланием Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области.
Важным направлением деятельности комитета по делам культуры Тверской области является повышение инвестиционной привлекательности и культурного имиджа тверского региона, увеличение числа проводимых культурно-массовых мероприятий одновременно с повышением качества их подготовки и художественной ценности.
Сохранение и развитие театрально-концертной и гастрольной деятельности является главным условием для сохранения культурного пространства России на территории Тверской области и формирования толерантных межнациональных отношений. В этой области необходима серьезная поддержка культурно-художественной деятельности и проектов, направленных на пропаганду признанных образцов российской культуры в Тверской области, а также продвижение перспективных культурно-художественных проектов на международные культурные площадки. Особое внимание должно быть уделено укреплению традиций регионального культурного сообщества путем проведения ежегодных общественно значимых и социально-культурных мероприятий, сельских, городских, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, государственных и местных праздников. Необходимо активнее участвовать в межрегиональных и международных форумах и конкурсах с целью демонстрации достижений творческих самодеятельных и профессиональных коллективов и деятелей искусств Тверской области.
Для сохранения единого культурного пространства и активизации систематической гастрольной деятельности областных театральных и концертных учреждений необходимо взаимодействие органов местного самоуправления с областными театрами. В свою очередь и органы местного самоуправления должны активно содействовать проведению гастрольной деятельности.
Без поддержки и развития кадрового потенциала работа всей отрасли не может считаться успешной. В Тверской области работают 3 средних специальных учебных заведения культуры и искусства и 67 школ начального художественно-эстетического образования, деятельность данных учебных заведений координирует учебно-методический центр учебных заведений культуры и искусства.
В настоящее время наблюдается снижение престижа профессии работника культуры. Основным сдерживающим фактором развития реформирования отрасли является проблема профессиональной компетенции кадров. Анализ состояния кадрового потенциала отрасли позволил обозначить следующие проблемы: руководители органов управления культуры муниципальных образований Тверской области и руководители учреждений культуры муниципальных образований Тверской области в подавляющем большинстве имеют непрофильное образование.
По всем видам учреждений культуры наблюдается старение кадров: средний возраст работников учреждений колеблется от 45 до 55 лет и выше. Не хватает узкопрофильных специалистов с высшим образованием.
Процент специалистов культурно-досуговой деятельности с высшим и среднеспециальным образованием определяет 45 место Тверской области среди субъектов Российской Федерации. На 870 сельских клубов - 142 специалиста с высшим образованием, что составляет 10% от общего числа специалистов, работающих на селе. По причине падения престижа профессии и низкой заработной платы в сфере культуры налицо снижение притока профессиональных молодых кадров (средний возраст профессиональных кадров, занятых в учреждениях культуры, превышает 44 года). Проблема кадрового потенциала в Тверской области обусловлена как оттоком выпускников средних специальных учебных заведений в другие регионы Российской Федерации, чаще всего в Москву и Санкт-Петербург, так и тем, что муниципальные образования Тверской области имеют очень слабые возможности создать необходимые условия для молодых специалистов, приезжающих работать на места, кроме того отсутствием жилья, а также низкой заработной платой, которая составляет в среднем около 3,2 тысяч рублей.
На укрепление кадрового потенциала отрасли направлено, в первую очередь, эстетическое воспитание детей и молодежи, развитие у них творческих способностей, сохранение и развитие системы художественного образования; подготовка квалифицированных кадров со средним и высшим профессиональным образованием в области музыкального и художественного искусства, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества; развитие, координация, поддержка и методическое обеспечение учреждений дополнительного художественно-эстетического образования детей и подростков, средних специальных учебных заведений; внедрение новых педагогических технологий и моделей образования; обеспечение образовательных заведений современной специальной, методической и учебной литературой; реализация образовательных, научных, культурно-просветительных проектов и т.д.
Среди многих составляющих развития сферы культуры приоритетными направлениями остаются реализация творческих проектов, стимулирование процессов творчества и признания заслуг творческих коллективов, ведущих артистов и исполнителей Тверской области.
Театральной гордостью Тверской области являются пять областных театров: Тверской областной академический театр драмы, Тверской государственный театр для детей и молодежи, Тверской государственный театр кукол, Кимрский государственный театр драмы и комедии, Вышневолоцкий государственный драматический театр и Тверская академическая областная филармония.
Формирование стратегии развития профессионального искусства, творческий рост профессионалов невозможен без взаимодействия, коммуникации, обмена. В ноябре 2007 года впервые за последние 5 лет Тверской театр юного зрителя выехал на зарубежные гастроли. Этому театру была оказана высокая честь - закрывать Год русского языка в Финляндии. Юбилей театра юного зрителя стал праздником, настоящим фестивалем с участием ведущих театров из Москвы и Санкт- Петербурга.
Анализ репертуарной политики театров свидетельствует о том, что незначительную долю репертуара составляют спектакли "золотого фонда", в то же время велика доля спектаклей, идущих 1-2 года. Это говорит о том, что значительная часть новых постановок не окупает затраченных бюджетных средств.
Серьезной остается проблема посещаемости театров. Ярким подтверждением тому является показатель "загрузка зрительного зала на одном спектакле". Среднее значение этого показателя по Тверской области 46,7%, что на 20% меньше аналогичного показателя по России.
Из года в год обсуждается вопрос по формированию гастрольной политики в пределах Тверской области. По-прежнему жители многих муниципальных районов Тверской области лишены возможности приобщиться к профессиональному театральному искусству.
Для расширения и обновления системы обслуживания зрителей Тверская академическая филармония (далее - филармония) продолжает практику организации продажи абонементов на концерты сезона. Абонементы составляют основу необычайно широкого диапазона деятельности филармонии. Абонементная система предоставляет слушателям льготы и позволяет сделать концерты доступными для всех, так как стоимость посещения концерта в рамках абонемента значительно ниже цены разового билета.
Каждый сезон филармония дает сотни концертов с участием выдающихся солистов, музыкантов и коллективов современности как России, так и зарубежья, проводит различные фестивали.
В сохранении и рациональном использовании культурного и исторического наследия важная роль отводится развитию библиотечного дела.
По статистике, на 01.01.2008 пользователями библиотек Тверской области являются 62% населения Тверской области, т.е. около 640 тысяч человек. По этому показателю Тверская область занимает шестое место из 18 областей Центрального федерального округа.
В тверском регионе библиотечно-информационные и культурные услуги предоставляют 884 библиотеки, объединенные в 37 централизованных библиотечных систем, в том числе 879 на селе, 3 библиотеки имеют областной статус: Тверская универсальная научная библиотека им. А.М. Горького, Тверская специальная библиотека для слепых им. М.И. Суворова, Тверской областной центр детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина.
Областные и муниципальные библиотеки насчитывают более 672 тысяч пользователей, которым ежегодно из библиотечных фондов выдается около 18 млн экземпляров документов. По охвату населения библиотечным обслуживанием (около 50%) мы занимаем шестое место из 18 в Центральном федеральном округе, по книгообеспеченности жителей - десятое место по Российской Федерации.
В целом по Тверской области в последние годы сокращение библиотечной сети идет за счет закрытия сельских библиотек, уменьшилось количество библиотек и в городах.
Закрываются пункты выдачи и передвижки в сельской местности. Актуальной проблемой для библиотек всех ведомств является вопрос комплектования библиотечных фондов. Совокупный библиотечный фонд муниципальных библиотек ежегодно сокращается, связано это с тем, что объем списанной по ветхости, устарелости и другим причинам литературы во много раз больше, чем новых поступлений. Фонды обременены устаревшей как физически, так и по содержанию литературой. В Тверской области объем новых поступлений книг в публичные библиотеки ниже, чем в целом по России.
Несмотря на то, что на протяжении нескольких лет существенно возрастает число посещений библиотек через веб-сайты и Интернет, в результате чего абсолютное число посещений библиотек и количество выданных ими изданий устойчиво возрастает, острой проблемой начиная с 2000 года является ежегодное снижение количества читателей библиотек.
Остается недостаточным уровень оснащения муниципальных библиотек компьютерной техникой и доступом к Интернету. По данным статистического анализа деятельности государственных и муниципальных библиотек Тверской области за 2007 год, из 40 центральных библиотек муниципальных районов, городских округов и закрытых административно-территориальных образований Тверской области подключены к сети Интернет только 23 (5 подключились в 2007 году). Из 740 сельских библиотек Тверской области только 11 подключены к Интернету. Таким образом, в Тверской области из 879 муниципальных библиотек только 40 подключены к сети Интернет, что составляет 4%.
С созданием Тверской региональной электронной библиотеки планируется увеличить число читателей и пользователей библиотек Тверской области к 2010 году до 800 тысяч человек.
Число посещений библиотек по сравнению с 2007 годом (2 253 000) увеличится на 10% и достигнет 2,5 млн в год.
Комитет по делам культуры Тверской области предлагает создать Тверскую региональную электронную библиотеку на базе Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького и утвердить план мероприятий до 2010 года, направленных на создание электронной библиотеки.
План мероприятий предусматривает:
1. Комплексную автоматизацию библиотек: включение в процесс автоматизации и информатизации библиотек с "нулевым" уровнем компьютеризации, укрепление материально-технической базы, выполнение необходимых мероприятий для подготовки библиотек (ремонта, установки сигнализации, приобретение мебели и т.д.).
2. Создание корпоративной информационно-библиотечной сети: объединение информационных ресурсов библиотек, которые уже подключены к Интернету и подключение новых библиотек по мере их готовности.
3. Информационные ресурсы электронной региональной библиотеки: развитие действующих и создание новых электронных каталогов, включая сводные, формирование уникальных полнотекстовых и мультимедийных региональных ресурсов библиотек в целях социально-экономического развития Тверской области и предоставления новых услуг в условиях информационного общества.
4. Развитие средств удаленного доступа пользователей библиотек. Внедрение интернет-технологий: развитие современных on-line форм библиотечного обслуживания, которые не требуют физического прихода человека в библиотеку.
5. Кадровое обеспечение. Организация обучения, повышения квалификации библиотечных кадров тверского региона: подготовка квалифицированных кадров в области новых информационно-библиотечных технологий.
6. Подготовка пользователей: подготовка пользователей и читателей, подрастающего поколения жителей тверского региона в области предоставления новых информационно-библиотечных технологий.
Сохранение и развитие музейного дела. В Тверской области работает одно из крупнейших в стране музейных объединений - Тверской государственный объединенный музей, в составе которого 33 филиала в 19 районах Тверской области, а также работают Тверская областная картинная галерея с четырьмя филиалами и 12 муниципальных музеев. В Тверской области работают два федеральных музея: Всероссийский историко-этнографический музей в городе Торжке, историко-мемориальный комплекс в селе Медное Калининского района, два областных музея.
За время существования Тверского государственного объединенного музея, Тверской областной картинной галереи с филиалами новые экспозиции были созданы во всех музеях. Так как в среднем стационарная музейная экспозиция может существовать без изменений около 10 лет, многие экспозиции требуют обновления (реэкспозиции). Однако количество экспонируемых предметов существенно снижается в связи с общим ростом коллекции и сокращением выставочных площадей.
Тверские музеи в недостаточной степени компьютеризированы. Музейные фонды необходимо перевести на электронные носители.
Требуются средства для разработки и внедрения новых технологий формирования, учета и экспонирования музейных фондов и музейных коллекций.
Одной из важнейших проблем музеев является состояние зданий, в которых размещены музейные экспозиции. Из 75 зданий, находящихся в оперативном управлении Тверского государственного объединенного музея, Тверской областной картинной галереи, 30 (более 47%) являются памятниками истории и культуры федерального или областного значения (среди них 5 храмов).
13 зданий требуют капитального ремонта, 13 зданий - текущего ремонта, 7 построек архитектурно-этнографического музея в селе Василево нуждаются в реставрации, 1 здание (Кимрский краеведческий музей) находится в аварийном состоянии.
Экспозиции 5 музеев (Осташков, Торопец, Калязин, Кашин, Рогожа) расположены в храмах XVII-XIX веков, требующих реставрации.
Число предметов, которым необходима реставрация, составляет 25,4% от числа основных фондов. Ежегодно число отреставрированных предметов составляет менее 0,2% (Тверской государственный объединенный музей), 0,004% (Тверская картинная галерея) от числа предметов, требующих реставрации.
В связи с нехваткой квалифицированных специалистов, допускается проведение реставрационных работ без необходимой квалификации (мебель, кожа, масляная живопись) и с превышением допусков. За последние годы количество художников-реставраторов сократилось в 2 раза.
Трудности в сохранении и развитии традиционных форм народного творчества связаны с уменьшением количества учреждений клубного типа, сокращением числа культурно-досуговых мероприятий, и, как следствие, уменьшением количества посетителей.