Недействующий

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 19 июня 2007 года N 72-зо

Об областной целевой программе "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2007-2009 годы"

Принят Законодательным Собранием

Тверской области 30 мая 2007 года

(Утратил силу с 1 января 2009:
закон Тверской области от 13.03.2009 N 11-зо НГРru69000200900077)

(Изменения:
закон Тверской области от 09.11.2007 г. N 125-зо НГРru69000200700488
закон Тверской области от 07.05.2008 г. N 61-зо НГРru69000200800166
закон Тверской области от 12.11.2008 г. N 113-зо НГРru69000200800496)

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2007-2009 годы" (прилагается).

Статья 2. Признать утратившими силу:

закон Тверской области от 04.05.2006 N 48-ЗО "Об областной целевой программе "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2006-2008 годы";

закон Тверской области от 04.10.2006 N 95-ЗО "О внесении изменений и дополнений в областную целевую программу "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2006-2008 годы";

закон Тверской области от 20.12.2006 N 135-ЗО "О внесении изменений в областную целевую программу "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2006-2008 годы".

Статья 3. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тверской области Д.В. Зеленин

Тверь

19 июня 2007 года

N 72-ЗО

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ИПОТЕЧНОЕ ЖИЛИЩНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007-2009 ГОДЫ" г. Тверь 2007

ПАСПОРТ областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2007-2009 годы"


Наименование Программы

Областная целевая программа "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2007-2009 годы" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

Распоряжение Администрации Тверской области от 13.12.2006 N 615-ра

Дата утверждения Программы

Государственный заказчик

Департамент экономики Тверской области

Основные разработчики Программы

Департамент экономики и промышленной политики Тверской области;

 Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования (далее - Фонд)

Цель Программы

Развитие ипотечного жилищного кредитования (далее - ИЖК) на территории Тверской области и улучшение жилищных условий населения Тверской области

Задачи Программы

1. Повышение уровня доступности ипотечных жилищных кредитов (займов) для жителей Тверской области.
 2. Привлечение наибольшего числа семей Тверской области к улучшению жилищных условий с использованием механизмов ИЖК

Сроки и этапы реализации Программы

2007- 2009 годы:
 I этап - 2007 год;

 II этап - 2008 год;

 III этап - 2009 год

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Увеличение объема выданных в Тверской области ипотечных кредитов (займов) до 4 200 млн. рублей в 2009 году.
 2. Увеличение количества выданных ипотечных кредитов (займов) в Тверской области до 3 500 кредитов (займов) в 2009 году.
 3. Оказание государственной поддержки в приобретении (строительстве) жилья в рамках Программы не менее 4 857 семьям Тверской области (в том числе, в 2007 году - 2423 семьям)

Объемы и источники финансирования (по годам и в разрезе кодов разделов классификации расходов бюджетов)

Общий объем финансирования Программы - 469 491,802 тыс. рублей, в том числе:
 2007 год - 163 324,9 тыс. рублей;

 2008 год - 180 361,002 тыс. рублей;

 2009 год - 125 805,9 тыс. рублей.
 В 2007 году финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области по кодам БК:
 ПП 013, РП 0411, КЦСР 5223600, КВР 998 в сумме 4 818,1 тыс. рублей;

 ПП 013, РП 1003, КЦСР 5223600, КВР 197 в сумме 158 506,8 тыс. рублей.
 В 2008 году финансирование Программы осу ществляется за счет средств областного бюджета Тверской области по кодам БК:
 ПП 013, РП 0412, КЦСР 5223600, КВР 013 в сумме 5 338 тыс. рублей;

 ПП 013, РП 1003, КЦСР 5223600, КВР 501 в сумме 175 023,002 тыс. рублей.
 В 2009 году финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области по кодам БК:
 ПП 013, РП 0412, КЦСР 5223600, КВР 013 в сумме 3 721,5 тыс. рублей;

 ПП 013, РП 1003, КЦСР 5223600, КВР 501 в сумме 122 084,4 тыс. рублей.

Система организации мониторинга реализации Программы

Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - департаментом экономики Тверской области
 департамент экономики Тверской области
 Годовой отчет о реализации Программы представляется государственным заказчиком Губернатору Тверской области и в департамент финансов Тверской области до 20 марта года, следующего за отчетным годом.
 Губернатор Тверской области ежегодно представляет отчет об исполнении Программы в Законодательное Собрание Тверской области одновременно с внесением проекта закона Тверской области об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Тверской области за истекший год.

{паспорт программы в редакции

закона Тверской области от 09.11.2007 г. N 125-зо

закона Тверской области от 12.11.2008 г. N 113-зо}

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Развитие ИЖК как наиболее эффективного способа улучшения жилищных условий граждан является одной из важных задач, стоящих перед областью и решаемых в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

ИЖК приобретает всё большую популярность среди населения как России, так и жителей Тверской области. Так, количество выданных в 2006 году кредитными организациями Тверской области ипотечных кредитов более чем в 6 раз превысило значение соответствующего показателя 2005 года. Доля ипотечных кредитов в общем объеме выданных на покупку жилья кредитов увеличилась на 34 процента в сравнении с 2005 годом. Доля семей в Тверской области, воспользовавшаяся ипотекой, по итогам 2006 года составила 0,4 процента, что выше среднего уровня по Центральному федеральному округу (0,2 процента).

По уровню обеспеченности населения жильем Тверская область занимает лидирующую позицию среди регионов Центрального федерального округа. На начало 2006 года на одного жителя Тверской области в среднем приходилось 25,6 квадратных метров жилья, в Московской области - 24,8 квадратных метра, в Белгородской области - 23 квадратных метра.

В значительной степени положительные результаты на ипотечном рынке связаны с действием областных целевых программ ипотечного жилищного кредитования в Тверской области с 2002 года.

По итогам реализации областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования в 2006 году можно отметить следующие моменты.

За счёт субсидирования из областного бюджета в размере 113,1 млн. рублей 1015 семей улучшили свои жилищные условия. При этом было приобретено 53,4 тысячи квадратных метров жилья на общую сумму 996 млн. рублей. Ипотечные кредиты составили наибольшую долю в общей сумме средств, направляемых на приобретение (строительство) жилья, - 53 процента, а по городу Твери - 60 процентов, доля собственных средств граждан составила 37 процентов, по городу Твери - 40 процентов. В 2005 году доля собственных средств граждан составляла более 50 процентов. Таким образом, рост стоимости жилья компенсируется ростом доли кредитных средств, направляемых на его приобретение (строительство).

Один рубль бюджетных средств позволил привлечь 6 рублей кредитных средств и 3,8 рубля средств граждан на рынок жилья.

Среди участников областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования в 2006 году наибольший вес составили молодые семьи - 69 процентов, "бюджетники" и государственные гражданские служащие - 27 процентов. По профессиональному составу 40 процентов составили представители рабочих специальностей, 14 процентов - научно-технические работники, 13 процентов - работники правоохранительных органов и военнослужащие, 3 процента - работники сферы здравоохранения, 2 процента - работники сферы образования.

К началу 2006 года количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, сократилось на 2 процента и составило 5,5 процентов от общего числа домохозяйств Тверской области. Однако количество семей, желающих улучшить свои жилищные условия, гораздо больше.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы ИЖК в Тверской области тормозит ряд проблемных факторов.

Существующие темпы жилищного строительства (около 300 тысяч квадратных метров в год) не удовлетворяют потребностей населения области в жилье, не обеспечивая даже воспроизводства жилищного фонда. Площадь жилых помещений, размещенных в аварийных и ветхих строениях, более чем в 4 раза превышает объем введенного в 2006 году жилья. Средняя обеспеченность жильем в сельской местности на 27 процентов выше, чем в городах, однако уровень благоустроенности жилых домов в сельской местности по многим показателям уступает городской. Отсутствие предложения на рынке жилья при постоянно растущем спросе влечет за собой увеличение стоимости жилых помещений. Так, в течение 2006 года в городе Твери рыночная стоимость квартир возросла в 1,8 раза, цены на вторичном рынке более чем в 2 раза превысили стоимость строительства жилья. Возросшая стоимость жилья существенно сузила круг семей, способных улучшить жилищные условия. При ограниченности собственных средств большинство граждан не в состоянии решить самостоятельно жилищную проблему.

Стандарты, необходимые для получения ипотечного кредита, устанавливаются кредитными организациями. Процентная ставка по ипотечным кредитам за год снизилась в среднем на 2 процента, но по-прежнему ее величина (13-15 процентов годовых) является одним из сдерживающих факторов роста числа ипотечных кредитов. Отсутствие накоплений для первоначального взноса при получении ипотечного кредита также ограничивает возможность многих семей в приобретении жилья, особенно это затрагивает молодые семьи. При имеющейся перспективе получать стабильный высокий доход молодая семья не имеет базового капитала. При рождении детей решить жилищную проблему молодым семьям без привлечения дополнительных средств практически невозможно.

Доходов жителей сельской местности недостаточно для получения ипотечного кредита при установленных кредитными организациями стандартах. Это подтверждает и тот факт, что по итогам реализации областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования в 2006 году 85 процентов от общего числа её участников - жители городов Тверь, Вышний Волочек, Кимры, Ржев и Торжок. Есть примеры, когда квартиры в новостройках муниципальных районов остаются невостребованными. Предлагаемые банками виды кредитов и отсутствие конкурентных условий их предоставления ограничивают доступ к ипотеке граждан с низкими и средними доходами. Уровень доходов домохозяйств в сельской местности не позволяет гражданам самостоятельно даже с привлечением ипотечных кредитов решить свои жилищные проблемы. Эта категория может рассчитывать исключительно на помощь государства и должна обеспечиваться социальным жильём.

Для преодоления барьеров, встающих на пути доступности ипотечных кредитов для жителей Тверской области, необходима помощь органов государственной власти. Анализ ситуации, сложившейся в сфере ИЖК Тверской области, указывает на целесообразность и правомерность решения проблем программным методом.

Программа направлена на создание условий для улучшения жилищных условий жителей Тверской области за счет объединения их собственных средств, государственных субсидий и ипотечных кредитов (займов). Система программных мероприятий составлена с учетом опыта выполнения работ прошлых лет.

Тверская область в 2007-2009 годах участвует в реализации проекта "Офицер-фермер - возрождение села", в программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Первоочередной задачей для данной категории граждан является жилищное обустройство. Необходимо использовать имеющиеся в Тверской области механизмы ИЖК с целью поддержки фермеров и переселенцев при приобретении жилья на новой территории.

Для дальнейшего закрепления положительных демографических тенденций субсидии на улучшение жилищных условий с помощью ипотечного кредита (займа) смогут получить семьи, в которых одновременно рождается трое и более детей.

Необходимо продолжить проведение рекламно-информационных мероприятий с целью популяризации механизмов ИЖК в Тверской области с учётом опыта 2006 года.

Ипотека не только способствует решению жилищной проблемы граждан, но и привлекает на рынок жилищного строительства и ремонта, производства строительно-отделочных материалов финансовые средства граждан и кредитных организаций, что оказывает положительный эффект на всю экономику Тверской области в целом.

В настоящей Программе используются следующие термины и определения:

граждане - участники Программы - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Тверской области и относящиеся к одной из следующих категорий:

а) работники организаций, финансируемых из областного или муниципального бюджета, члены молодых семей, государственные гражданские служащие Тверской области, граждане, замещающие государственные должности, а также граждане, замещающие должности государственной гражданской службы Российской Федерации, граждане, имеющие двоих и более детей в возрасте до 18 лет (далее - граждане - участники Программы, относящиеся к категории "а");

б) работники организаций, финансируемых из федерального бюджета (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "б");

в) граждане-участники проекта "Офицер-фермер - возрождение села", граждане-участники региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "в");

г) граждане, приобретающие жилье на условиях софинансирования организации-работодателя (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "г");

д) граждане, в семьях которых рождается одновременно трое и более детей в период действия Программы (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "д");

е) граждане, заключившие в 2006 году договоры с Фондом о предоставлении субсидий на обслуживание кредитов (займов), на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "е");

ипотечное жилищное кредитование - комплекс мероприятий, регламентированный законодательством Российской Федерации, связанный с предоставлением, сопровождением, погашением ипотечных кредитов (займов), выдаваемых на приобретение (строительство) жилого помещения;

субсидия на приобретение (строительство) жилья - средства областного бюджета Тверской области, предоставляемые гражданам-участникам Программы или членам их семей на возмещение расходов по оплате части стоимости жилья, приобретенного (строящегося) с помощью ипотечного жилищного кредита (займа);

обслуживание кредита (займа) - осуществление очередных периодических платежей по уплате суммы основного долга и процентов в соответствии с условиями кредитных договоров (договоров займа);

субсидия на обслуживание кредита (займа) - средства областного бюджета Тверской области, предоставляемые гражданам-участникам Программы на возмещение части расходов по обслуживанию ипотечных жилищных кредитов (займов);

работники организаций, финансируемых из областного или муниципального бюджета, - работники организаций, финансируемых из областного бюджета Тверской области или бюджетов муниципальных образований Тверской области, работающие в этих организациях по основному месту работы на день подачи заявления о предоставлении субсидии в Организацию-исполнитель;

члены семей граждан-участников Программы - супруги и несовершеннолетние дети граждан-участников Программы;

молодая семья - лица, состоящие в браке на момент заключения договора ипотечного жилищного кредита (займа), если возраст одного из супругов не превышает 35 лет на день заключения договора ипотечного жилищного кредита (займа), либо неполная семья, состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 35 лет на день заключения договора ипотечного жилищного кредита (займа), и одного или более детей;

граждане, приобретающие жилье на условиях софинансирования организации-работодателя, - граждане, приобретающие (строящие) жилье с использованием средств, выделенных им организациями-работодателями на безвозвратной основе либо путем предоставления ипотечных займов, либо с использованием ипотечных жилищных кредитов, предоставленных указанным гражданам банками, иными кредитными организациями или иными юридическими лицами, заключившими договоры с организациями-работодателями о предоставлении работникам указанных организаций ипотечных жилищных кредитов (займов) на льготных условиях;

работники организаций, финансируемых из федерального бюджета, - работники территориальных органов федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Тверской области, работающие в этих органах по основному месту работы на день подачи заявления о предоставлении субсидии в Организацию-исполнитель;

ипотечный жилищный кредит - долгосрочный кредит, предоставленный гражданину банком или иной кредитной организацией для приобретения (строительства) жилья под залог находящегося в собственности и (или) приобретаемого жилого помещения (прав на жилое помещение). Размер ипотечного жилищного кредита не может быть менее 30 процентов стоимости жилья;

ипотечный жилищный заем - долгосрочный заем, предоставленный гражданину юридическим лицом для приобретения (строительства) жилья под залог находящегося в собственности и (или) приобретаемого жилого помещения (прав на жилое помещение). Размер ипотечного жилищного займа не может быть менее 30 процентов стоимости жилья.

{подраздел 1.1. в редакции

закона Тверской области от 09.11.2007 г. N 125-зо

закона Тверской области от 07.05.2008 г. N 61-зо}

2. Цели и задачи Программы


Цель Программы - развитие ИЖК на территории Тверской области и улучшение жилищных условий населения Тверской области.

Задачи Программы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»