ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе «Профилактика правонарушений
и преступности несовершеннолетних в Тверской области
на 2007-2009 годы»
_________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2009 года на основании:
Закона Тверской области от 13 марта 2009 года № 11-ЗО
________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 29 марта 2007 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2007-2009 годы».
Статья 2
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тверской области
Д.В.Зеленин
г.Тверь
12 апреля 2007 года
№ 37-ЗО
областной целевой программы «Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних
в Тверской области на 2007-2009 годы»
Наименование программы | Областная целевая программа «Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2007-2009 годы» (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | Распоряжение Администрации Тверской области от 15.08.2006 № 375-ра «О разработке проекта областной целевой программы «Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2007-2009 годы» |
Дата утверждения программы | Распоряжение Администрации Тверской области от 22.12.2006 №636-ра «Об одобрении проекта областной целевой программы «Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2007-2009 годы» |
Государственный заказчик - координатор | Департамент образования Тверской области |
Государственные заказчики | Департамент социальной защиты населения Тверской области; департамент здравоохранения Тверской области; комитет по делам молодежи Тверской области |
Основные разработчики программы | Департамент социальной защиты населения Тверской области; департамент здравоохранения Тверской области; комитет по делам молодежи Тверской области |
Цели программы | Совершенствование, развитие повышение эффекта вне функционирования региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Задачи программы | 1. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тверской области. 2. Совершенствование работы разветвленных инфраструктур, обеспечивающих полноценную социализацию всех категорий детей. 3. Укрепление материально-технической базы учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной адаптации. 4. Совершенствование реабилитационной работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. 5. Повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства, органов управления образованием и здравоохранением, органов внутренних дел по своевременному выявлению и учету детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи государства. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007-2009 годы. I этап - 2007 год; II этап - 2008 год; III этап - 2009 год. |
Перечень подпрограмм | Нет |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - Снижение уровня беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Тверской области; - снижение числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; - активизация системы профилактики безнадзорности, правонарушений и преступности несовершеннолетних, усиление деятельности правоохранительных органов по привлечению к уголовной ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность, формирование межведомственной системы социальной адаптации и выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений, воспитательных колоний, создание условий для их дальнейшей жизнедеятельности, исключающей рецидив правонарушений и преступлений; - проведение организационных и практических мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация досуга детей и подростков в рамках культурных, творческих и спортивно-оздоровительных инициатив, правовое просвещение детей и их родителей (законных представителей). Разработка и внедрение в практику различных методик реабилитации беспризорных и безнадзорных детей, способствующих формированию у них позитивных жизненных навыков, трудовой мотивации и профессиональной ориентации; - обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание квалифицированной медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям, возвращение их в семью или направление в соответствующее учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - использование эффективной реабилитации несовершеннолетних с проблемами в поведении и профилактики рецидивов правонарушений этой категории несовершеннолетних; - обеспечение трудовой занятости подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в период каникул и в свободное время, содействие трудоустройству подростков, прекративших обучение; - обеспечение межведомственного взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите прав, образуемых в муниципальных районах, городских округах Тверской области (далее - муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), подразделений по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел, органов управления образованием в решении вопросов направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения и адаптации выпускников этих учреждений при общей координации и контроле со стороны межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав. Показатели ожидаемых конечных результатов приведены в разделе 5 Программы. |
Объемы и источники финансирования (по годам и в разрезе кодов разделов функциональной классификации расходов бюджета области) | Общий объем финансирования Программы - 7575 тыс. рублей, в том числе: 2007 год - 2755 тыс. руб., 2008 год - 2335 тыс.руб., 2009 год - 2485 тыс.руб. Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области по кодам разделов БК: 5550500 0707 998 -210 тыс. руб., 5220500 0709 285 -7110 тыс. руб., 5220500 0901 455 -105 тыс. руб., 5220500 1006 998 -150 тыс.руб. |
Система организации мониторинга реализации Программы | Управление реализацией Программой осуществляется государственным заказчиком - координатором - департаментом образования Тверской области. Мониторинг реализации Программы осуществляется департаментом образования Тверской области в соответствии с порядком, установленным постановлением Администрации Тверской области от 18.07.2006 г. № 185-па «О порядке разработки, утверждения, реализации и мониторинга реализации областных и бюджетных целевых программ Тверской области». Непосредственные исполнители мероприятий представляют отчёты об исполнении мероприятий Программы государственным заказчикам в порядке, сроки и по форме, установленные департаментом образования Тверской области. Государственные заказчики представляют отчёты об исполнении мероприятий Программы государственному заказчику-координатору в порядке, сроки и по форме, установленные департаментом образования Тверской области. По итогам выполнения Программы Губернатором Тверской области представляется отчет о реализации Программы в Законодательное Собрание Тверской области одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета Тверской области за истекший год. |
Вопросы профилактики детской и подростковой безнадзорности являются в современный период определяющими и требуют системного и комплексного подхода как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. В целях реализации принципа равенства прав несовершеннолетних на образование в Тверской области развивается сеть общеобразовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, для детей-сирот, нуждающихся в государственной поддержке.
В течение нескольких лет на федеральном уровне предпринимались попытки выстроить единую государственную систему, позволяющую оптимально решать задачи профилактики безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и организации работы с детьми «группы риска» (дети и подростки «группы риска» - несовершеннолетние, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают преступления или антиобщественные действия, которые выражаются в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих средств, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц) (далее по тексту - дети и подростки «группы риска»)».
Для Администрации Тверской области задача является одной из приоритетных и поэтапно решается уже в течение нескольких лет.
В результате реализации областной целевой программы по данному вопросу к 2005 году сложилась и продолжает развиваться областная система профилактики правонарушений несовершеннолетних. В муниципальных образованиях области реализуются программы и комплексы мер по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. За последние годы в регионе накоплен определенный положительный опыт:
создана сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальных приютов и социально-реабилитационных центров для детей;
создана определенная система взаимодействия данных учреждений с органами опеки и попечительства, органами внутренних дел;
отрабатывается система работы с семьями группы «социального риска» (семьи группы «социального риска» - семьи, находящиеся в социально-опасном положении) (далее по тексту - семьи группы «социального риска»);
накапливается опыт организации детей и подростков «группы риска» в каникулярный период;
в образовательных учреждениях различного типа вводятся должности «социальный педагог», «педагог дополнительного образования», «психолог», организующие индивидуальную и групповую работу с детьми и подростками;
продолжается систематическая работа по профессиональной ориентации подростков, организации их трудовой деятельности во внеучебное время;
увеличивается роль дворовых клубов и объединений, работающих с детьми по месту жительства;
создана система повышения профессиональной компетенции специалистов учреждений системы профилактики и др.
В системе образования уделяется внимание компенсирующему обучению, направленному на решение проблем школьной неуспеваемости, и созданию адекватных условий обучения и воспитания, реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
В Тверской области функционируют 26 вечерних общеобразовательных школ, в которых обучаются 4671 человек (по очной форме - 916 человек, заочной форме-3742, экстернат-13).
Для детей и подростков из семей вынужденных переселенцев и беженцев, независимо от сроков их регистрации и перерегистрации в Тверской области, обучение осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» равноправно с другими обучающимися и воспитанниками.
В области увеличена сеть образовательных учреждений интернатного типа, функционируют 34 таких учреждения.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 г. количество учреждений интернатного типа областного подчинения увеличилось с 9 до 31. В области функционируют: детских домов - 6, специальных (коррекционных) школ-интернатов - 15, одна спецшкола для детей и подростков с девиантным поведением, 4 общеобразовательных школы-интерната.
Общее количество воспитанников интернатных учреждений составляет 3532 человека, из них 45,7 процента (1614 человек ) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Количество опекаемых семей в регионе по состоянию на 1 января 2006 г. увеличилось на 30 процентов и составило 3985 по сравнению с 2004 годом (2993).
С целью совершенствования нормативно-правовой базы разработаны и приняты следующие законы Тверской области:
«О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Тверской области»;
«О социальных гарантиях приемным семьям и оплате труда приемных родителей»;
«Об основах деятельности но опеке и попечительству». Продолжается работа по развитию сети детских домов и интернатных учреждений. Привлечены федеральные средства через реализацию Федеральной программы «Дети России» по подпрограмме «Дети-сироты».
В 2005 г. по подпрограмме «Дети-сироты» поступили оборудование и автотранспорт в два образовательных учреждения области на общую сумму-359301 руб.
С 1992 г. в рамках федеральной целевой программы «Дети-сироты», являющейся составной частью Президентской программы «Дети России», ведется строительство детского дома на 175 мест, в котором Тверская область участвует в порядке софинансирования. В 2005 г. строительство детского дома было профинансировано на сумму 12 млн. рублей, в том числе 10 млн.руб. из федерального бюджета, 2 млн. руб. - из областного бюджета; за 7 месяцев 2006 г. - на сумму 7,2 млн. руб., в том числе 5 млн. руб. из федерального бюджета, 2,2 млн.руб. из областного бюджета. Закончить строительство планируется в 2007 г.
На приобретение путевок для обеспечения летнего отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, в 2005 г. из областного бюджета было выделено 9 млн.380 тыс. рублей. За счет средств областного бюджета в летних оздоровительных лагерях отдохнули 1794 ребенка.
По итогам 2005 г. количество преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних на территории области, снизилось с 1739 до 1696 преступлений (-2,5 процента). Удельный вес подростковой преступности снизился с 13,7 процента до 12,9 процента. В совершении преступлений в 2005 г. участвовал 1551 (аналогичный период прошлого года -1514) подросток.
Вместе с тем, в областной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних существует ряд ключевых проблем:
существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не в полной мере обеспечивают эффективность профилактики детской и подростковой безнадзорности и беспризорности;
несмотря на проводимую воспитательную работу, половину из числа участников преступлений составляют учащиеся общеобразовательных школ и профессиональных училищ (677 чел. - 50,1 процента);
в настоящее время в целом ряде муниципальных образований области ведется недостаточная работа среди несовершеннолетних по профилактике, предупреждению безнадзорности, правонарушение и преступлений, употребления спиртных напитков и т.п. Органы исполнительной власти муниципальных образований не осуществляют в полной мере контроль за деятельностью подведомственных учреждений в данном направлении.
В связи с этим не вызывает сомнений необходимость осуществления межведомственного подхода к профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Это позволит обеспечить снижение числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, уровня детской и подростковой беспризорности и безнадзорности, непрерывность в работе с социально дезадаптированными детьми.
Предлагаемая областная целевая программа «Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2007-2009 годы» сформирована с учетом необходимости решения задач по профилактике преступлений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Программа является системой действий по реализации федерального законодательства и законодательства Тверской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетию и отражает политику Администрации Тверской области по данному направлению.
Программа разработана с учетом Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Выявленные проблемы и обозначенная необходимость осуществления межведомственного подхода к профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних позволяют определить стратегическую цель Программы и ее тактические задачи.
Стратегической целью Программы является совершенствование, развитие и повышение эффективности функционирования региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Обозначенная стратегическая цель позволяет сформулировать задачи работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тверской области посредством:
1. взаимодействия и обмена информацией служб участковых уполномоченных милиции и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
2. анализа деятельности муниципальных межведомственных комиссий по проблемам профилактики бродяжничества и, при необходимости, создания районных и городских координационных советов по борьбе с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних;
3. создания районных и городских банков данных по беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним и лицам, входящим в состав семей «группы риска» в пределах полномочий установленных законодательством, проведения работы по выявлению семей и детей «группы риска».
2. Совершенствование работы разветвленных инфраструктур, обеспечивающих полноценную социализацию всех категорий детей, посредством:
1. совершенствования работы служб социальной помощи семье и детям;
2. развития находящихся в собственности Тверской области государственных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
3. Укрепление материально-технической базы учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной адаптации, включая:
1. укрепление материально-технической базы специализированных учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
2. развитие социального партнерства учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности правонарушений, с предприятиями, организациями, муниципальными образованиями.
4. Совершенствование реабилитационной работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, включающее в себя:
1. обеспечение прав детей, находящихся в социально опасном положении на достойное существование и развитие, их своевременная и полноценная социально-психологическая реабилитация, оптимальное жизнеустройство и интеграция в общество;
2. ведение учета детей, не посещающих школу, не имеющих постоянного места жительства;
3. обеспечение отдыха и оздоровления безнадзорных и беспризорных детей;
4. организацию досуга и занятости несовершеннолетних, в том числе и трудовой;
5. развитие новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
6. совершенствование форм социального сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
7. проведение исследования проблем безнадзорности и девиантного поведения несовершеннолетних.
5. Повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства, управления образованием и здравоохранением, внутренних дел по своевременному выявлению и учёту детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи государства, посредством:
1. комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав;
2. развития нормативной правовой базы Тверской области в сфере регулирования вопросов профилактики детской и подростковой безнадзорности, разработки научно-методических материалов в указанной сфере;