ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений и дополнений в областную
целевую программу «Государственная поддержка развития
агропромышленного комплекса Тверской области на 2006-2008 годы»
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 29 июня 2006 года
Статья 1. Внести в областную целевую программу «Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2006-2008 годы», утвержденную законом Тверской области от 13.03.2006 № 15-ЗО, (далее - Программа) следующие изменения и дополнения:
1. В паспорте Программы:
в разделе «Задачи Программы»:
пункт 4 изложить в следующей редакции: «4. Создание условий по увеличению и удешевлению кредитных ресурсов»;
пункт 7 изложить в следующей редакции: «7. Развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса»;
в разделе «Важнейшие целевые показатели»:
в пункте 3 цифры «140» заменить цифрами «40»;
в пункте 4 цифры «122,5» заменить цифрами «22,5»;
в разделе «Система основных мероприятий Программы»:
абзацы восьмой и десятый части 1 исключить;
в части 4:
абзац первый изложить в следующей редакции: «Государственная поддержка мероприятий по расширению доступности кредитных ресурсов и страхованию:»;
абзац второй дополнить словами «, а также по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»;
в абзаце втором части 5 слова «, компьютерного оборудования, оргтехники» исключить;
после части 5 дополнить новой частью следующего содержания:
«Государственная поддержка приобретения дизельного топлива, используемого на проведение сезонных сельскохозяйственных работ:
- субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ.»;
в части 6:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«Мероприятия по созданию условий развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса Тверской области:»;
абзац третий изложить в следующей редакции:
«- субсидирование строительства (приобретения) жилья для молодых специалистов и молодых семей, проживающих и работающих на селе;»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«- мероприятия по развитию жилищного строительства для граждан, проживающих в сельской местности»;
в разделе «Исполнители важнейших программных мероприятий» после слов «села Тверской области,» дополнить словами « департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, участвующие в реализации Программы на основании соглашений,»;
раздел «Объемы и источники финансирования Программы» изложить в следующей редакции:
«Средства областного бюджета - всего 908327 тыс. рублей, в т.ч.:
2006 год - 267 487 тыс. руб.;
2007 год - 309 408 тыс. руб.;
2008 год - 331 432 тыс. руб.»;
в разделе «Ожидаемые конечные результаты реализации Программы»:
после абзаца девятого дополнить абзацами следующего содержания:
«- увеличение производства во всех категориях хозяйств к уровню 2005 года:
молока - на 1,5 %,
мяса (в живом весе) - на 23,1 % ;
- увеличение объема реализации продукции, производимой в ЛПХ и КФХ на 8,5%;»;
в абзаце десятом цифры «2,7» заменить цифрами «4,3»;
дополнить раздел абзацем следующего содержания:
«-улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе»;
в разделе «Система организации контроля за исполнением Программы»:
после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:
«Ответственность за целевое использование бюджетных субсидий несут в установленном порядке департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области и получатели субсидий. Контроль за целевым использованием субсидий, выделяемых из областного бюджета, осуществляют департамент финансов Тверской области и контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Тверской области.».
2. Раздел I изложить в следующей редакции:
«I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Агропромышленный комплекс Тверской области включает в себя более 900 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 3,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 40 молочных, 17 мясоперерабатывающих, 30 льноперерабатывающих предприятий, завод по выпуску сельскохозяйственных машин для льноводства, научно-исследовательские институты по льноводству и использованию мелиорированных земель.
Агропродовольственный комплекс Тверской области находится в кризисном состоянии, обусловленном накопленными проблемами в этом секторе экономики:
- всего в области 2428,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых составляет более 5664 млн. руб., 1703,1 тыс. га находится в частной собственности. Правовые отношения между собственниками сельхозугодий: гражданами Российской Федерации и юридическими лицами (землепользователями, землевладельцами, арендаторами) - у абсолютного большинства не оформлены в соответствии с действующим законодательством. Имеются попытки нецелевого использования земель;
- актуальна проблема деградации почвенного плодородия. Почвенный покров земель сельскохозяйственного назначения представлен в основном дерново-подзолистыми почвами легкого механического состава и характеризуется низким естественным плодородием. По результатам последнего тура агрохимического обследования кислые почвы занимают 43,9%, почвы с низким содержанием подвижного фосфора - 10 %, обменного калия - 41,2%. Сокращение в 2004 году к среднегодовому уровню 1986-1990 годов объемов работ по известкованию в 120 раз, по фосфоритованию в 63 раза, уменьшение доз внесения органических в 6 раз и минеральных удобрений в 20 раз привели к снижению плодородия почв. При сложившихся низких объемах применения удобрений неизбежно дальнейшее истощение почв и, как результат, снижение валовых сборов сельскохозяйственных культур. Так, за последние годы в среднем вносилось около 6 тыс. тонн действующего вещества минеральных удобрений, что в 4-5 раз ниже средней необходимой потребности;
- за последние 5 лет площадь пашни, обрабатываемой сельхозпредприятиями, сократилась с 920 тыс. га до 730 тыс. га, или более чем на 20%, а посевы зерновых культур уменьшились на 32% при среднегодовых темпах снижения более 6%. За этот период времени темпы сокращения посевных площадей овощей и картофеля в связи с более высокой трудоёмкостью производства были самыми высокими (более 10% в год);
- сокращение численности поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств в 2005 году к уровню 1998 года составило 27% (по Российской Федерации - на 20%), свиней -39% (по Российской Федерации- на 27%), птицы - 26%, что повлияло в свою очередь на сокращение производства животноводческой продукции на 19%;
- доля животноводства в общем объеме производства агропромышленного комплекса области на протяжении последних лет имеет тенденцию к снижению. В 2005 году она составила 56% по сравнению с 65% в 1991 году;
- объем продукции сельского хозяйства за 2005 год составил 93 % к уровню 2004 года в сопоставимой оценке. Объем продукции растениеводства за этот период сократился на 8,3%, животноводства - на 5,8%. Значительно снизилась доля отрасли в валовом региональном продукте с 13,3% в 2000 году до 8,4% в 2003 году;
- сельскохозяйственная техника выработала свой ресурс, общий износ оценивается в 90%, физический и моральный износ оборудования на перерабатывающих предприятиях превышает 50%. Крайне низкими темпами осуществляется обновление основных средств и техники. Коэффициент выбытия основных средств превышает коэффициент их обновления в 1,3-1,5 раза;
- количество работников, занятых в сельском хозяйстве, в сравнении с 1990 годом сократилось на 47 % и в последние годы продолжает ежегодно сокращаться на 10-12%;
- несмотря на тенденцию снижения доли убыточных предприятий, финансовая устойчивость предприятий агропромышленного комплекса продолжает ухудшаться. В 2004 году из 707 проанализированных предприятий в группу А (финансово-устойчивые предприятия) отнесено около 13% предприятий, к группе В (предприятия, имеющие возможность улучшить финансовую устойчивость) - 101 предприятие (14%), к группе С (финансово-неустойчивые предприятия) -516 предприятий (73%);
- общий размер краткосрочных обязательств сельскохозяйственных организаций достиг 2,8 млрд. рублей;
- заработная плата в сельскохозяйственном производстве за 2005 год составила 2860 рублей в месяц, что в 2,1 раза ниже, чем в среднем по области.
В Тверской области имеется 299 тысяч личных подсобных хозяйств и более 3500 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Анализ структуры производства и реализации сельскохозяйственной продукции показывает, что на долю личных подсобных хозяйств приходятся 96% производимого в области картофеля, 94% овощей, 34% мяса и 45% молока и только 12-15% этой продукции реализуется на рынке.
Из-за отсутствия у крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения их доступ на рынки переработки и потребления ограничен. В результате, за последние годы имеется устойчивая тенденция сокращения производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах. При этом темпы спада производства значительно выше, чем в коллективных хозяйствах.
Социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Таким образом, необходимость разработки и реализации областной целевой программы обусловлена социально-политической остротой проблемы, ее значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций и приоритетным национальным проектом «Развитие АПК».».
3.В разделе II:
пункт 4 изложить в следующей редакции: «4. Создание условий по увеличению и удешевлению кредитных ресурсов.»;
в пункте 7 слова « научного и» исключить.
4.В разделе III:
пункт 3.1.4. подраздела 3.1. исключить;
абзац первый пункта 3.2.2. подраздела 3.2. исключить;
в подразделе 3.3:
в абзаце первом после слов «являются:» дополнить словами «реализация направления «Ускоренное развитие животноводства» приоритетного национального проекта «Развитие АПК»,»;
предложение второе абзаца второго пункта 3.3.1. изложить в следующей редакции: «Субсидии предоставляются на содержание высокопродуктивного маточного поголовья, приобретение племенных животных и птицы, за исключением приобретения племенного скота по договорам финансовой аренды (лизинга) или по договорам купли - продажи с рассрочкой платежей, заключенным с лизинговыми компаниями и поставщиками скота, и организацию искусственного осеменения.».
подпункт 3.3.5.1. пункта 3.3.5. изложить в следующей редакции: «3.3.5.1. Субсидирование содержания коров-кормилиц с помесными телятами на подсосе.»;
в подразделе 3.5:
наименование изложить в следующей редакции: «3.5. Государственная поддержка мероприятий по расширению доступности кредитных ресурсов и страхованию»;
пункт 3.5.1. изложить в следующей редакции:
«3.5.1. Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях, а также по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
3.5.1.1. Субсидирование процентных ставок по привлеченным краткосрочным кредитам в российских кредитных организациях.
3.5.1.2. Субсидирование процентных ставок по привлеченным инвестиционным кредитам в российских кредитных организациях.
3.5.1.3. Субсидирование процентных ставок по привлеченным инвестиционным кредитам в российских кредитных организациях на развитие животноводства.
3.5.1.4. Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях, а также по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
Целями государственной финансовой поддержки являются: повышение эффективности и доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса, КФХ, ЛПХ и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов, рост уровня обеспеченности основными и оборотными средствами, повышение процента обновления основных фондов, ускорение процесса технического перевооружения действующих животноводческих комплексов (ферм), ввод в эксплуатацию новых мощностей, повышение товарности и доходности ЛПХ и КФХ.»;
в подразделе 3.6: