ЗАКОН
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 13 марта 2006 года N 15-зо
Об областной целевой программе "Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2006-2008 годы"
(ИСТЕК СРОК ПРИМЕНЕНИЯ)
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 28 февраля 2006 года
(Изменения:
закон Тверской области от 04.05.2006 г. N 49-зо НГРru69000200600147
закон Тверской области от 13.07.2006 г. N 70-зо НГРru69000200600242
закон Тверской области от 10.10.2006 г. N 106-зо НГРru69000200600363
закон Тверской области от 20.12.2006 г. N 133-зо НГРru69000200600456
закон Тверской области от 17.07.2007 г. N 78-зо НГРru69000200700283
закон Тверской области от 09.11.2007 г. N 124-зо НГРru69000200700487
закон Тверской области от 20.12.2007 N 157-зо НГРru69000200700564
закон Тверской области от 09.04.2008 г. N 39-зо НГРru69000200800119
закон Тверской области от 06.06.2008 г. N 69-зо НГРru69000200800207
закон Тверской области от 24.07.2008 г. N 89-зо НГРru69000200800300
закон Тверской области от 12.11.2008 г. N 114-зо НГРru69000200800497
закон Тверской области от 24.12.2008 г. N 151-зо НГРru69000200800588)
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2006-2008 годы" (прилагается).
Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Губернатор Тверской области Д.В. Зеленин
Тверь
13 марта 2006 года
N 15-ЗО
Тверь
2006 год
Наименование Программы | Област ная целевая программа "Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2006-2008 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее одобрения (наименование и номер соответствующего правового акта) | Распоряжение Администрации Тверской области от 23.08.2005 N 559-ра "О разработке областной целевой программы "Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2006-2008 годы"; |
Государственный заказчик Программы | Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области |
Основные разработчики Программы | Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области |
Цели Программы | Стабилизация производства основных видов сельскохозяйственной продукции |
Задачи Программы | 1. Развитие растениеводческой отрасли. |
Важнейшие целевые показатели | Уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий Тверской области (по всей хозяйственной деятельности) в 2008 году - 12,8 процента; |
Сроки и этапы реализации Программы | В течение 2006-2008 годов |
Система основных мероприятий Программы | Государственная поддержка мероприятий по развитию растениеводства: |
Исполнители основных программных мероприятий | Администрация Тверской области, департамент финансов Тверской области, департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, участвующие в реализации Программы на основании соглашений , поставщики товаров, работ и услуг, определенные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области |
Объемы и источники финансирования Программы | Средства областного бюджета - всего 1 538 198,7 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Система программных мероприятий обеспечивает: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет государственный заказчик - департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области |
{паспорт в редакции:
закона Тверской области от 13.07.2006 г. N 70-зо
закона Тверской области от 10.10.2006 г. N 106-зо
закона Тверской области от 20.12.2006 г. N 133-зо
закона Тверской области от 17.07.2007 г. N 78-зо
закона Тверской области от 09.11.2007 г. N 124-зо
закона тверской области от 20.12.2007 N 157-зо
закона Тверской области от 09.04.2008 г. N 39-зо
закона Тверской области от 24.07.2008 г. N 89-зо
закона Тверской области от 24.12.2008 г. N 151-зо}
Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность отраслей экономики, включая сельское хозяйство, отрасли производственного обслуживания сельского хозяйства и отрасли промышленности, осуществляющие переработку, транспортировку, заготовку, хранение сельскохозяйственной продукции и доведение ее до конечного потребителя, отрасли производственно-технической, социальной, научной и информационной структуры.
Сельское хозяйство - отрасль экономики, обеспечивающая население продовольствием, отрасли промышленности сельскохозяйственным сырьем, являющаяся основой безопасности страны, сохранения сельского населения, обеспечения охраны природного ландшафта и окружающей среды.
Государственное регулирование АПК - система экономического и правового воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Агропромышленный комплекс Тверской области включает в себя более 900 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 3,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 40 молочных, 17 мясоперерабатывающих, 30 льноперерабатывающих предприятий, завод по выпуску сельскохозяйственных машин для льноводства, научно-исследовательские институты по льноводству и использованию мелиорированных земель.
Агропродовольственный комплекс Тверской области находится в кризисном состоянии, обусловленном накопленными проблемами в этом секторе экономики:
- всего в области 2428,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых составляет более 5664 млн. руб., 1703,1 тыс. га находится в частной собственности. Правовые отношения между собственниками сельхозугодий: гражданами Российской Федерации и юридическими лицами (землепользователями, землевладельцами, арендаторами) - у абсолютного большинства не оформлены в соответствии с действующим законодательством. Имеются попытки нецелевого использования земель;
- актуальна проблема деградации почвенного плодородия. Почвенный покров земель сельскохозяйственного назначения представлен в основном дерново-подзолистыми почвами легкого механического состава и характеризуется низким естественным плодородием. По результатам последнего тура агрохимического обследования кислые почвы занимают 43,9%, почвы с низким содержанием подвижного фосфора - 10 %, обменного калия - 41,2%. Сокращение в 2004 году к среднегодовому уровню 1986-1990 годов объемов работ по известкованию в 120 раз, по фосфоритованию в 63 раза, уменьшение доз внесения органических в 6 раз и минеральных удобрений в 20 раз привели к снижению плодородия почв. При сложившихся низких объемах применения удобрений неизбежно дальнейшее истощение почв и, как результат, снижение валовых сборов сельскохозяйственных культур. Так, за последние годы в среднем вносилось около 6 тыс. тонн действующего вещества минеральных удобрений, что в 4-5 раз ниже средней необходимой потребности;
- за последние 5 лет площадь пашни, обрабатываемой сельхозпредприятиями, сократилась с 920 тыс. га до 730 тыс. га, или более чем на 20%, а посевы зерновых культур уменьшились на 32% при среднегодовых темпах снижения более 6%. За этот период времени темпы сокращения посевных площадей овощей и картофеля в связи с более высокой трудоёмкостью производства были самыми высокими (более 10% в год);
- сокращение численности поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств в 2005 году к уровню 1998 года составило 27% (по Российской Федерации - на 20%), свиней -39% (по Российской Федерации- на 27%), птицы - 26%, что повлияло в свою очередь на сокращение производства животноводческой продукции на 19%;
- доля животноводства в общем объеме производства агропромышленного комплекса области на протяжении последних лет имеет тенденцию к снижению. В 2005 году она составила 56% по сравнению с 65% в 1991 году;
- объем продукции сельского хозяйства за 2005 год составил 93 % к уровню 2004 года в сопоставимой оценке. Объем продукции растениеводства за этот период сократился на 8,3%, животноводства - на 5,8%. Значительно снизилась доля отрасли в валовом региональном продукте с 13,3% в 2000 году до 8,4% в 2003 году;
- сельскохозяйственная техника выработала свой ресурс, общий износ оценивается в 90%, физический и моральный износ оборудования на перерабатывающих предприятиях превышает 50%. Крайне низкими темпами осуществляется обновление основных средств и техники. Коэффициент выбытия основных средств превышает коэффициент их обновления в 1,3-1,5 раза;
- количество работников, занятых в сельском хозяйстве, в сравнении с 1990 годом сократилось на 47 % и в последние годы продолжает ежегодно сокращаться на 10-12%;
- несмотря на тенденцию снижения доли убыточных предприятий, финансовая устойчивость предприятий агропромышленного комплекса продолжает ухудшаться. В 2004 году из 707 проанализированных предприятий в группу А (финансово-устойчивые предприятия) отнесено около 13% предприятий, к группе В (предприятия, имеющие возможность улучшить финансовую устойчивость) - 101 предприятие (14%), к группе С (финансово-неустойчивые предприятия) -516 предприятий (73%);
- общий размер краткосрочных обязательств сельскохозяйственных организаций достиг 2,8 млрд. рублей;
- заработная плата в сельскохозяйственном производстве за 2005 год составила 2860 рублей в месяц, что в 2,1 раза ниже, чем в среднем по области.
В Тверской области имеется 299 тысяч личных подсобных хозяйств и более 3500 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Анализ структуры производства и реализации сельскохозяйственной продукции показывает, что на долю личных подсобных хозяйств приходятся 96% производимого в области картофеля, 94% овощей, 34% мяса и 45% молока и только 12-15% этой продукции реализуется на рынке.
Из-за отсутствия у крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения их доступ на рынки переработки и потребления ограничен. В результате, за последние годы имеется устойчивая тенденция сокращения производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах. При этом темпы спада производства значительно выше, чем в коллективных хозяйствах.
Социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Таким образом, необходимость разработки и реализации областной целевой программы обусловлена социально-политической остротой проблемы, ее значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций и приоритетным национальным проектом "Развитие АПК".
{раздел I в редакции закона Тверской области от 13.07.2006 г. N 70-зо}
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
Стабилизация производства основных видов сельскохозяйственной продукции.
Создание благоприятного инвестиционного климата для АПК Тверской области.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
1. Развитие растениеводческой отрасли.
2.Развитие льняного комплекса области.
3. Развитие животноводческой отрасли и рыбоводства.
4. Создание условий по увеличению и удешевлению кредитных ресурсов.
{п. 4 в редакции закона Тверской области от 13.07.2006 г. N 70-зо}
5. Создание условий по защите сельскохозяйственного производства от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
6. Техническое обеспечение и модернизация производственной базы АПК.
7. Развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
{п. 7 в редакции закона Тверской области от 13.07.2006 г. N 70-зо}
Программа рассчитана на 2006-2008 годы.
Система программных мероприятий состоит из комплекса организационных и инвестиционных мероприятий, включая государственную поддержку. Привлечение инвестиций для стабилизации и последующего развития агропродовольственного комплекса Тверской области определяется необходимостью восстановления его производственного потенциала на более совершенной технической и технологической базе с учетом структурных преобразований.
Исходя из ресурсных возможностей бюджетов всех уровней на 2006-2008 годы, приоритетными направлениями государственной поддержки являются:
3.1. Государственная поддержка мероприятий по развитию растениеводства.
3.1.1. Оригинальное и элитное семеноводство.
3.1.1.1.Субсидирование производства и реализации оригинальных семян сельскохозяйственных культур.
3.1.1.2.Субсидирование производства и реализации элитных семян сельскохозяйственных культур.