ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной целевой программе
 «Молодежь Верхневолжья на 2006 год»

(с изменениями на 13 октября 2006 года)

 

__________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Тверской области от 13 июня 2006 года №  61-ЗО
Законом Тверской области от 18 июля 2006 года №  73-ЗО
Законом Тверской области от 13 октября 2006 года №  97-ЗО     
 _________________________________________________________

Принят Законодательным Собранием
Тверской области 27 декабря 2005 года

Статья 1. Утвердить областную целевую программу «Молодежь Верхневолжья на 2006 год».

Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор Тверской области
 Д.В. Зеленин


Тверь
18 января 2006 года
N 4-ЗО



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«МОЛОДЕЖЬ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ на 2006 год»


ПАСПОРТ
областной целевой программы
«Молодежь Верхневолжья на 2006 год»



Наименование Программы

Областная целевая программа «Молодежь Верхневолжья на 2006 год».

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы

Поручение Губернатора Тверской области от 05.07.2005 № 297.

Государственный заказчик Программы

Комитет по делам молодежи Тверской области

Основной разработчик Программы

Комитет по делам молодежи Тверской области

Цели Программы

Создание условий для включения молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического, социокультурного развития региона.

Задачи Программы

1. Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и содействие трудоустройству подростков и молодежи.

2. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи.

3. Информационно-методическое обеспечение молодежной политики.

4. Переподготовка и повышение квалификации специалистов по работе с молодежью и общественного актива.

Сроки реализации Программы

2006 год

Перечень разделов
Программы

«Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и содействие трудоустройству подростков и молодежи».

«Гражданско-патриотическое воспитание молодежи».

«Информационно-методическое обеспечение молодежной политики».

«Переподготовка и повышение квалификации специалистов по работе с молодежью и общественного актива».

Мероприятия по реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области.

Основные исполнители Программы

- Комитет по делам молодежи Тверской области;

- Комитет по физической культуре и спорту Тверской области;

- Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области;

- Департамент образования Тверской области;

- Комитет по делам культуры Тверской области;

- Государственное учреждение культуры «Центр патриотического воспитания»;

- Государственное учреждение «Молодежный культурный центр»;

- Государственное учреждение «Редакция газеты «Смена +»;     

-  Департамент социальной защиты населения Тверской области, территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области

(Дополнить абзацем изложить в следующей редакции введенной 16 июня 2006 года

Законом Тверской области от 18 июля 2006 года № 73-ЗО

См. предыдущую редакцию)

     

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования необходимый для реализации Программы составляет 19844,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.

(Заменить цифры изложить в следующей редакции введенной 18 июля 2006 года  

Законом Тверской области от 13 октября 2006 года № 97-ЗО

См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- Количество мероприятий, направленных на формирование позитивного образа жизни - увеличение на 17%;

- количество молодёжи, участвующей в мероприятиях, направленных на формирование позитивного образа жизни - увеличение в 1,5 раза;

- количество трудоустроенных подростков и молодежи - увеличение на 60%;

- динамика изменений асоциальных явлений в молодежной среде - снижение на 7%;

- количество мероприятий патриотической направленности - увеличение на 12%;

- количество молодёжи, принявшей участие в мероприятиях патриотической направленности - увеличение на 15%;

- степень доверия к органам исполнительной власти в молодежной среде - увеличение на 10%;

- количество молодых людей, принимающих участие в выборах местного и регионального уровня от общей численности избирателей соответствующего возраста - увеличение на 10%;

- динамика изменений ценностных ориентаций молодежи в проявлении гражданственности и патриотизма - увеличение;

- количество детских и молодежных общественных объединений - увеличение на 10%;

- количество молодежи, принимающей участие в детских и молодежных общественных объединениях - увеличение на 15%;

- количество проектов детских и молодежных общественных объединений, направленных на реализацию социальных заказов комитета по делам молодежи Тверской области - увеличение на 20%;

- степень информированности населения о реализации молодежной политики в регионе - увеличение на 12,5 %;

- степень удовлетворенности получаемой информацией - увеличение на 12 %;

- количество человек, прошедших подготовку и переподготовку кадров по работе с молодежью (в т.ч. руководителей общественных объединений) - увеличение в 2 раза.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - комитет по делам молодежи Тверской области в соответствии с установленным «Порядком разработки и реализации областных целевых программ и подготовки материалов по федеральным целевым программам, в осуществлении которых участвует Тверская область», утвержденным постановлением Администрации Тверской области от 07.06.2004 № 103-па.

Уровень достижения целей и решения задач, предусмотренных Программой, выражается посредством системы количественных и качественных показателей, отражающих конкретные результаты и эффект от реализации Программы. Система показателей позволяет осуществлять мониторинг реализации программ по годам и оперативное внесение изменений. Показатели основаны на статическом наблюдении и при необходимости на результатах социологических и целевых статистических обследований. В ходе реализации целевой программы проводится оперативный мониторинг - анализ каждого проведенного мероприятия, промежуточный - полугодовой анализ, конечный - подведение итогов, анализ конечного результата, уровень достижения целей.

В рамках Программы предполагается осуществить следующие контрольные мероприятия: представление отчетов о ходе выполнения целевой Программы: до 20 марта 2007 года в Администрацию Тверской области; ежеквартально в департамент экономики и промышленной политики Тверской области; представление отчета о реализации Программы для утверждения в Законодательное Собрание Тверской области; рассмотрение вопросов о ходе выполнения Программы на заседаниях коллегии комитета по делам молодежи Тверской области.





ПРОГРАММА
«Молодежь Верхневолжья на 2006 год»



1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами



1.1. Общие положения


Областная целевая программа «Молодежь Верхневолжья на 2006 год» (далее Программа) разработана с учетом опыта реализации государственной молодежной политики в Тверской области и выполнения аналогичных программ в предыдущие годы. Ее преемственный характер обеспечивает закрепление и развитие тех позитивных результатов в сфере молодежной политики, которых удалось достичь к 2005 году областным органам исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи муниципальных образований.

Программа основана на принципах:

-      формирования социальной и исторической ответственности молодежи за свое будущее, за свою страну, за реализацию своих жизненных целей, свою семью, здоровье и образ жизни;

-      социального партнерства, реализующегося в организации общественно-государственного управлении молодежной политикой.

Программа сочетает целевые, функциональные, территориальные, отраслевые элементы, экономические и социальные аспекты.

Сферой действия Программы является социальная сфера.

Актуальность принятия Программы подтверждается наличием правовой основы, закреплённой в следующих нормативных актах:

- Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Постановление Верховного совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 года № 1075;

- Закон Тверской области «О государственной молодежной политике в Тверской области» от 30 июля 1998 года № 27-ОЗ-2;

- Постановление Администрации Тверской области «О комитете по делам молодежи Администрации Тверской области» от 23 апреля 2002 года №143-па (с изменениями от 19 сентября 2002 года);

- Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года.

1.2. Основные итоги реализации государственной молодежной политики в Тверской области за 2003-2005 гг.


В 2004 году продолжала сохраняться положительная тенденция по предоставлению различного спектра услуг молодежи (в среднем в 1,2 раза). Помимо традиционных (образовательные, в сфере творчества и досуга, военно-патриотического воспитания), увеличилось количество мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, развитие массовых видов молодежного спорта.

В соответствии с показателями охвата молодежи услугами, предоставляемыми отраслью «Молодежная политика», увеличилось количество молодых людей, вовлеченных в позитивную деятельность. Во многом это обусловлено продолжающимся развитием инфраструктуры отрасли и ростом профессиональной подготовки кадров сферы молодежной политики.

При достаточно высоком темпе роста количества общественных объединений и их членов, процент молодежи, участвующей в общественном движении, остается достаточно низким (в среднем 12% всего молодого населения по области).

Для стабилизации демографической ситуации в регионе важным является показатель роста количества молодых семей, улучшивших свои жилищные условия (в 1,6 раза).

Содержательное и количественное увеличение спектра предоставляемых молодежи услуг в 2004 году обусловлено, в значительной степени, признанием роли органов по делам молодежи на региональном уровне в эффективном решении молодежных проблем. Так принятие в 2002 году областных целевых программ способствовало системному и продуманному решению проблем и поддержки различных категорий молодежи. Развитие инфраструктуры органов по делам молодежи (в 39 муниципальных образованиях) и учреждений сферы молодежной политики (в 13 муниципальных образованиях) заметно активизировало работу с молодежью по различным направлениям.

Позитивное молодежное движение в Тверской области приобретает массовый характер, что, безусловно, позволяет в дальнейшем, при сохранении темпов развития данного явления, прогнозировать появление устойчивой тенденции уменьшения проявлений асоциальной активности молодого поколения и  сохранения социальной стабильности. Во многом этому способствовало увеличение в 2004 году проводимых акций и мероприятий различной направленности.

Финансирование отрасли «Молодежная политика» увеличилось по сравнению с 2003 годом в 3,3 раза, что позволило, в первую очередь, оказать поддержку деятельности молодежных общественных объединений, организовать более широкую занятость и предоставить рабочие места подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, большее внимание уделить патриотическому воспитанию молодежи в преддверии празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Привлечение комитетом по делам молодежи Тверской области средств из федерального бюджета позволило расширить число участников областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей», провести мероприятия Всероссийского уровня, что заметно активизировало деятельность органов по делам молодежи муниципальных образований и послужило эффективной формой повышения квалификации работников сферы молодежной политики.

В 2004 году, несмотря на нестабильное финансирование и изменения в федеральном законодательстве, отрасль «Молодежная политика» в целом продолжала стабильно работать и добилась определенных успехов в решении молодежных проблем.

Вся деятельность комитета по делам молодежи Тверской области в 2004 году была направлена, прежде всего, на предоставление молодежи различного спектра услуг (образовательных, в сфере досуга, просвещения, здорового образа жизни и т.д.). Реализация государственной молодежной политики на территории Тверской области, занимая значительный сегмент на конкурентном рынке предоставления услуг молодежи, продолжала оказывать значительное влияние на становление и формирование ценностных ориентаций и позиций молодого поколения, обеспечивая социальную стабильность и позитивную динамику воспроизводства ресурса, заложенного в молодом поколении.

1.3. Проблемы, для решения которых необходимы программные методы


Конкретное преимущество высокоразвитой страны определяется местом государства во внешнеполитической сфере и на мировом рынке труда, в мировой науке, культуре и технологиях; ростом качества жизни населения, эффективностью государственного управления, обороноспособности, тесно связано с развитием ее человеческого потенциала. Обозначенные позиции во многом определяются молодежью и ее вкладом в социально-экономическую сферу.

Программа призвана обеспечить формирование качественно нового подхода к развитию сферы молодежной политики в Тверской области. В значительной мере решение проблемы увеличения вклада молодежи в социально-экономическое развитие области на современном этапе позволит обеспечить устойчивый экономический рост области в среднесрочной перспективе.

Вклад молодежи в достижение социально-экономических целей развития региона осуществляется, прежде всего, через рост влияния молодежи на процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны.

Молодежь Тверской области это более 300 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. На сегодняшний день в структуре населения Тверской области молодежь составляет более 364 тысяч человек (23,8 % населения). При этом 75,3 % молодых людей проживают в городах Тверской области, и лишь 27,7 % в сельской местности.

Анализ показателей смертности и рождаемости, естественного прироста населения, соотношения браков и разводов показывает, что демографическая ситуация в области не только остается неблагоприятной, но и имеет тенденцию к ухудшению. Вместе с тем следует заметить, что за период реализации ОЦП «Молодежь Верхневолжья 2002-2004 годы» в 2003 и 2004 годах количество разводов молодых семей уменьшилось с 6960 до 6160.

Ухудшение состояния здоровья значительной части молодых тверитян стало с тревогой отмечаться ими самими. Это обостренное внимание к вопросам своего здоровья представляет собой новое явление для российской действительности. В исследованиях, проводившихся в 2003-2004 гг., около 40 % опрошенных были серьезно обеспокоены состоянием своего здоровья, а среди 23-25- летних - почти каждый второй. Лишь около 30 % молодых людей определяют свое здоровье как «хорошее».

В структуре заболеваемости молодежи наблюдается рост туберкулеза, наркомании, токсикомании, венерических заболеваний, которые принято связывать с показателями социального неблагополучия.

Вместе с тем, культура здорового образа жизни пока еще не получила широкого распространения среди тверской молодежи. По данным опросов, практически никогда не занимаются физическими упражнениями почти 50% 25-29-летних жителей Тверской области. При этом указываются различные причины (отсутствие дворовых спортплощадок, большая загруженность на работе или в семье, отсутствие единомышленников или снаряжения и т.д.), указывающие на слабость существующей системы физического воспитания и оздоровления молодежи.

В сфере образования молодежи период 2002-2004 гг. характеризовался противоречивыми тенденциями. Вновь приобрела особое значение ценность образования и жизненный успех. В то же время, стремление молодежи к образованию наталкивается на барьеры социального порядка: качественные формы высшего образования стали менее доступны для широких слоев молодежи. Значительно обострилась проблема востребованности работодателями определенного уровня образовательной подготовки молодых людей. Диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, по которым ведется подготовка, дисбаланс в оплате труда специалистов, другие обстоятельства как экономического, так и морального порядка создают преграды для реализации образовательного потенциала молодежи. Зачастую, молодежь, получившая профессиональное образование, остается не востребованной на рынке труда. Согласно проведенным исследованиям, лишь треть выпускников ВУЗов намерены работать по полученной специальности.

Отмечается рост социальной дезадаптации в молодежной среде. Данные показывают некоторое снижение количества правонарушений и антиобщественных поступков среди подростков и молодежи, однако острой остается ситуация, связанная с правонарушениями на почве пьянства и наркомании. Слабое обеспечение прав человека и гражданина в стране, частые нарушения закона в правоприменительной практике предопределяют широкое развитие девиантных форм поведения среди молодежи. В связи с этим проблема профилактики социальной дезадаптации молодежи становится все более актуальной.

Обозначенные выше проблемы свидетельствуют об обострении демографической ситуации, ухудшении ситуации на рынке труда и, особенно, при трудоустройстве на первое место работы. Эти особенности состояния молодежной среды ограничивают возможности молодых тверитян уже при вхождении во взрослую жизнь, которая все больше включает в себя элементы конкурентной борьбы за социальный статус.

В данных условиях особенно важно активизировать в период 2006 г. мероприятия по реализации молодежной политики и социальной поддержке молодых граждан. При этом следует иметь в виду, что защита интересов и поддержка молодежи, по большей части, лежит не в сфере традиционных форм социального обеспечения (различные компенсации и пособия), а в организации предоставления услуг, восполняющих недостаток жизненного опыта у молодежи.

Другим аргументом в пользу своевременности и необходимости принятия Программы может служить отмеченное в социологических исследованиях резкое качественное улучшение деловых и волевых характеристик молодежи. Новые возможности выбора, ставка на собственные силы в достижении жизненного успеха, отсутствие гарантий благополучия требуют более раннего самоопределения и высокого напряжения сил. В молодежной среде усиливаются такие качества, как самостоятельность, ответственность за судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптация к жизненным переменам и т.д. Растет и общественная активность молодежи, количество молодых людей, желающих активно участвовать в работе молодежных общественных объединений, которых на сегодняшний день в Тверской области более 500. Результатом ОЦП «Молодежь Верхневолжья 2002-2004 годы» стало значительное увеличение числа молодежи, принимающих участие в различных конкурсах, семинарах, соревнованиях (с 6900 до 15000).

Этот потенциал молодежи может иметь как конструктивную, так и деструктивную направленность. Бесспорно только то, что эта энергия в любом случае найдет себе выход. Поэтому чрезвычайно важно уже сейчас создать систему специальных форм поддержки социально значимых инициатив молодежи.

Одной из наиболее острых проблем реализации государственной молодежной политики остается затянувшийся процесс создания системы патриотического воспитания. В ряде муниципальных образований на протяжении последних лет не налажен механизм координации и организации этой деятельности. Функции координационных советов и центров патриотического воспитания перекладываются на другие структуры. Недостаточное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания, слабое оснащение их материально-технической базы отрицательно сказываются на решении проблем патриотического воспитания молодежи. Большие трудности организационного, правового, финансового, экономического характера испытывают общественные организации патриотической направленности.

Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества, а государственное воздействие на пропаганду патриотизма остается слабым.

В этой связи становится все более неотложным решение всего комплекса проблем патриотического воспитания молодежи программными методами. Суть его состоит в необходимости учета основных изменений, происшедших в социальной среде, совершенствовании системы патриотического воспитания молодежи, развитие таких ценностей как любовь к Отечеству, согражданам, готовность исполнить свой долг во имя интересов народа, общества, государства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»