Недействующий

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 14 апреля 2005 года N 65-зо

Об утверждении областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2005 год"

Принят Законодательным Собранием

Тверской области 29 марта 2005 года

(истек срок применения)

(Изменения:
закон Тверской области от 26.07.2005 г. N 96-зо )

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2005 год" (прилагается).

Статья 2. Признать утратившими силу с 1 января 2005 года:

закон Тверской области от 01.11.2001 N 190-ОЗ-2 "Об областной целевой программе "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2002 - 2006 годы";

закон Тверской области от 10.01.2003 N 01-ЗО "О внесении изменений в областную целевую программу "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2002 - 2006 годы".

Статья 3. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования и вводится в действие с 01.01.2005 года.

{статья 3 в редакции закона Тверской области от 26.07.2005 г. N 96-зо}

Губернатор Тверской области Д.В. Зеленин

Тверь

14 апреля 2005 года

N 65-ЗО

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ИПОТЕЧНОЕ ЖИЛИЩНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД" Тверь 2005


Наименование Программы

"Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2005 год" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Концепция ипотечного жилищного кредитования в Тверской области, одобренная распоряжением Губернатора Тверской области от 16.04.2001 N 473-р

Государственный заказчик Программы

Департамент экономики и промышленной политики Тверской области

Основные разработчики Программы

Департамент экономики и промышленной политики Тверской области;
департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области;
Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования (далее - Фонд)

Цель Программы

Повышение уровня доступности жилья

Задачи Программы

- снизить размер первоначального взноса отдельным категориям граждан при ипотечном кредитовании приобретения жилья;

 - снизить уровень процентных выплат по ипотечным кредитам (займам);

 - стимулировать формирование рынка доступного жилья;

 - информировать население Тверской области о действиях органов государственной власти и местного самоуправления по организации системы ипотечного жилищного кредитования населения в Тверской области

Сроки и этапы реализации Программы

2005 год

Перечень основных мероприятий Программы

- предоставление отдельным категориям граждан субсидий на первоначальный взнос на приобретение жилья по ипотечным кредитам (займам);

 - выплата компенсаций части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам;

 - информирование населения, проживающего на территории Тверской области, о действиях органов государственной власти и местного самоуправления по организации системы ипотечного жилищного кредитования населения в Тверской области

Исполнители основных мероприятий Программы

- Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования;

 - департамент экономики и промышленной политики Тверской области;

 - департамент финансов Тверской области

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 50,0 млн. рублей за счет средств областного бюджета

Ожидаемые результаты от реализации Программы

- улучшение жилищных условий около 600 семей;

 - стимулирование строительного комплекса за счет привлечения дополнительных средств в сферу ипотечного жилищного кредитования

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за реализацией Программы осуществляет департамент экономики и промышленной политики Тверской области;

 - ежеквартальный контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляет департамент финансов Тверской области;

 - департамент экономики и промышленной политики Тверской области представляет Губернатору Тверской области доклад о ходе реализации Программы до 20 марта 2006 года;

 - Губернатор Тверской области представляет отчет об исполнении Программы в Законодательное Собрание Тверской области на утверждение одно временно с внесением проекта закона Тверской области об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Тверской области за 2005 год

Областная целевая программа "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2005 год"


Средняя обеспеченность жильем в Тверской области на конец 2003 года составила 24,5 кв. метра на человека, что выше среднего уровня обеспеченности жильем по России. Высокий уровень обеспеченности жильем в Тверской области отражает не столько благополучную ситуацию, сколько вызван негативными демографическими процессами в области.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области на начало 2004 года на учете состояло около 40 тысяч семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что составляет 7% всех домохозяйств в Тверской области. При сохранении текущих объемов предоставления жилья граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2004 году, получат жилье только через 25 лет.

Средняя стоимость 1 кв. метра нового жилья в Тверской области составила 17,2 тыс.рублей в III квартале 2004 года, что на 10 % ниже общероссийского уровня. При этом среднедушевые денежные доходы в Тверской области составляют менее 60% от общероссийского уровня. Таким образом, способность приобретения жилья для населения Тверской области ниже общероссийского уровня. Однако, анализ, проведенный Фондом на основе данных по субсидированным кредитам в 2004 году, показывает, что процент участия собственных средств граждан в приобретении жилья достаточно высок и колеблется на уровне от 40 до 55. Это может свидетельствовать о наличии у граждан дополнительных доходов и накоплений, что повышает уровень реального платежеспособного спроса по сравнению с официальными данными.

Также анализ, проведенный Фондом на основе данных по субсидированным кредитам в 2004 году, позволяет сделать следующие выводы: свои жилищные условия с помощью ипотечного кредитования в 2004 году улучшили 467 семей. Из них 27% составили молодые семьи, 25% - работники бюджетной сферы и 48% - прочие категории граждан. Стоимость приобретенного жилья составила 240 млн.рублей, его общая площадь - 24000 кв. метров.

Анализ доступности жилья для граждан, занятых в различных отраслях экономики, подтверждает предположение о том, что работники бюджетной и социальной сферы нуждаются в государственной поддержке при приобретении жилья. Так, например, работники сферы образования должны откладывать все свои средства на покупку стандартной квартиры (54 кв. метра) на первичном рынке жилья более 12 лет, работники здравоохранения - более 10 лет, в то время как для работников строительства этот показатель равен 4,28 года, для работников сферы финансов - 4,33 года. Нормальным считается значение указанного показателя в диапазоне 4 - 6 лет.

При сложившихся в Тверской области средних доходах граждан доступность ипотечных кредитов характеризуется следующими данными.

В III квартале 2004 года лишь 1,7% домохозяйств имели доходы, достаточные для приобретения стандартной двухкомнатной квартиры за счет ипотечных кредитов. По расчетам Фонда субсидирование ипотечных кредитов в рамках Программы позволит увеличить долю платежеспособных домохозяйств до 5,5% (около 31,5 тыс. домохозяйств). Реальный спрос на ипотечные кредиты будет несколько ниже, поскольку предложенные выше оценки отражают предельные случаи, когда все домохозяйства оплачивают первоначальный взнос по ипотечным кредитам из имеющихся накоплений либо путем продажи имеющегося у них жилья.

Цели и задачи настоящей Программы разработаны с учетом состояния жилищного фонда и сложившегося уровня доступности жилья.

Цель Программы - повышение уровня доступности жилья путем снижения стоимости ипотечного кредитования для отдельных категорий граждан.

Задачи Программы:

- снизить размер первоначального взноса отдельным категориям граждан при ипотечном кредитовании приобретения жилья;

- снизить уровень процентных выплат по ипотечным кредитам (займам);

- стимулировать формирование рынка доступного жилья;

- информировать население Тверской области о действиях органов государственной власти и местного самоуправления по организации системы ипотечного жилищного кредитования населения в Тверской области.

Срок реализации Программы- 2005 год.

Для решения программных задач предусматриваются следующие мероприятия:

- предоставление за счет средств областного бюджета Тверской области субсидий на первоначальный взнос отдельным категориям граждан при ипотечном кредитовании приобретения жилья (далее - субсидии на первоначальный взнос);

- выплата компенсаций части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (далее - компенсации). В целях настоящей Программы под компенсацией понимается субсидия, предоставляемая безвозмездно гражданам, указанным в части 1 пункта 5.1 раздела V настоящей Программы, за счет средств областного бюджета Тверской области на покрытие части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту.

Гражданам, указанным в подпунктах "а" - "е" части 1 пункта 5.1 раздела V настоящей Программы, предоставляется право выбора одной из форм государственной поддержки, предусмотренных в части 1 настоящего раздела.

Общий объем средств областного бюджета Тверской области, предусмотренный на выплату компенсаций в 2005 году, составляет 15 млн. рублей, из которых 6 млн. рублей направляются на сопровождение договоров о выплате гражданам компенсации части их расходов на оплату процентов по ипотечным кредитам, заключенных до 1 января 2005 года, в том числе по обязательствам, возникшим в рамках данных договоров до 1 января 2005 года.

Система мероприятий Программы представлена в таблице 1.

{раздел 3 в редакции закона Тверской области от 26.07.2005 г. N 96-зо}

Таблица 1

млн.рублей

N п/п

Наименование мероприятия

Исполнители мероприятия

Финансирование из областного бюджета

1.

Субсидии на первоначальный взнос отдельным категориям граждан при ипотечном кредитовании приобретения жилья,
 в т.ч. молодым семьям

Фонд, департамент финансов Тверской области

35,0
 10,0

2.

Компенсация части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам,
 в т.ч. молодым семьям

Фонд, департамент финансов Тверской области

15,0
 5,0

ИТОГО:

50,0

Кроме того, в рамках настоящей Программы предполагается информирование населения, проживающего на территории Тверской области, о действиях органов государственной власти и местного самоуправления по организации системы ипотечного жилищного кредитования населения в Тверской области.

Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета Тверской области.

Объем финансирования Программы за счет областного бюджета составит 50,0 млн. рублей.

5.1. Лица, имеющие право на государственную поддержку в рамках настоящей Программы

Право на государственную поддержку в рамках настоящей Программы имеют граждане, постоянно проживающие на территории Тверской области и относящиеся к одной из следующих категорий:

а) работники организаций, финансируемых из областного бюджета;

б) работники организаций, финансируемых из муниципального бюджета;

в) работники территориальных органов федеральных органов государственной власти;

г) государственные гражданские служащие Тверской области;

д) молодые семьи, под которыми в целях настоящей Программы понимаются семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста, за исключением семей, имеющих право на получение субсидий из федерального бюджета;

е) граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и поставленные на такой учет до 1 января 1990 года;

ж) граждане, заключившие договоры о выплате им компенсации части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам до 1 января 2005 года;

з) прочие граждане.

В целях настоящей Программы под членами семьи граждан, указанных в части 1 настоящего пункта, понимаются их супруг и несовершеннолетние дети.

5.2. Порядок и условия предоставления субсидий по первоначальному взносу по ипотечным кредитам на приобретение жилья

Субсидии на первоначальный взнос предоставляются гражданам, указанным в подпунктах "а" - "е" части 1 пункта 5.1 настоящего раздела и не воспользовавшимся правом на получение компенсации.

В целях расчета размера субсидий на первоначальный взнос в рамках настоящей Программы под первоначальным взносом понимается денежный взнос, равный 30% стоимости приобретаемого жилья, а при расчете размера субсидий на первоначальный взнос, предоставляемых молодым семьям, - 10% стоимости приобретаемого жилья.

Предоставление субсидий на первоначальный взнос осуществляется Фондом на основании заявлений граждан, указанных в части 1 настоящего пункта, поданных в Фонд с приложением следующих документов:

- копии паспорта заявителя;

- справки о составе семьи заявителя;

- справок с места работы заявителя и членов его семьи, если они относятся к категориям граждан, указанным в подпунктах "а" - "г" части 1 пункта 5.1 настоящего раздела;

- документа, подтверждающего постановку заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании Тверской области, если заявитель относится к категории граждан, указанной в подпункте "е" части 1 пункта 5.1 настоящего раздела;

- копии свидетельства о браке (если заявитель состоит в браке), копии свидетельства о рождении ребёнка (при рождении у заявителя ребенка), если заявитель относится к категории граждан, указанной в подпункте "д" части 1 пункта 5.1 настоящего раздела;

- копии кредитного договора или договора займа.

Заявления регистрируются в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью Фонда, в порядке их поступления. Предоставление субсидий на первоначальный взнос осуществляется в соответствии с очередностью поступления указанных заявлений.

В течение 5 рабочих дней со дня получения заявления гражданина на предоставление субсидии на первоначальный взнос Фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении указанной субсидии, которое доводится до заявителя в течение 3 рабочих дней с момента его принятия.

Отказ в предоставлении субсидии на первоначальный взнос допускается в случае:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»