Недействующий

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 14 апреля 2005 года N 58-зо

Об областной целевой программе "Сохранение культурного наследия Тверской области на 2005 год"

Принят Законодательным Собранием

Тверской области 29 марта 2005 года

(истек срок применения)

(Изменения:
закон Тверской области от 23.12.2005 г. N 161-зо )

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Сохранение культурного наследия Тверской области на 2005 год".

Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тверской области Д.В. Зеленин

Тверь

14 апреля 2005 года

N 58-ЗО

Областная целевая программа "Сохранение культурного наследия Тверской области на 2005 год" г. Тверь 2005


Наименование программы

областная целевая программа "Сохранение
 культурного наследия Тверской области на 2005 год"

Основания для разработки

Закон Российской Федерации от 09.10.92
 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
;

 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

 закон Тверской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области"

Дата принятия решения о разработке Программы

распоряжение Администрации Тверской области от 20.02.2003 N 67-ра

Государственный заказчик Программы

Комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области

Разработчики Программы

Комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области

Цели Программы

сохранение объектов культурного наследия Тверской области;

 сбережение, восстановление и совершенствование архитектурной среды, целостного архитектурного облика исторических городов как важнейшего компонента национального культурного достояния Тверской области;

 создание благоприятных условий развития исторических территорий и поселений

Задачи Программы

исследование, объективная оценка историческихтерриторий и объектов историко-культурного наследия;

 улучшение условий для экономической деятельности территорий с наибольшим историко-культурным потенциалом;

 обеспечение нормативно-правовой, научно-методической, финансовой, организационной, информационной поддержки.

Сроки реализации Программы

2005 год

Система программных мероприятий

Раздел 1. "Возрождение историко-культурного потенциала рекреационных зон Тверской области"
 Стартовые (пилотные) мероприятия сохранения и возрождения историко-культурного наследия в исторических поселениях рекреационных зон в условиях экономической реформы.
 Сохранение объектов историко-культурного значения, использование имеющихся земельных ресурсов для нового строительства на принципах исторической преемственности, усиление инвестиционной привлекательности исторических поселений.
 Раздел 2. "Противоаварийные мероприятия по уникальным объектам историко-культурного наследия Тверской области".
 Спасение наиболее значимых памятников архитектуры.
 Раздел 3. "Выявление, инвентаризация, мониторинг объектов историко-культурного наследия Тверской области"
 Совершенствование системы учета и охраны объектов историко-культурного наследия.
 Проведение мониторинга состояния памятников и их территорий.
 Создание единой базы данных объектов культурного наследия.

Исполнители основных мероприятий

комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области;

 департамент финансов Тверской области;

 организации на конкурсной основе;

 департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области

Объемы и источники финансирования

Источник финансирования - областной бюджет.
 Общий объем финансирования 18 500 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.

Сохранение уникального культурного наследия для будущих поколений. Сохранение культурной и этнической идентичности нашего народа.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией программы осуществляют: государственный заказчик - Комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области, Администрация Тверской области, Законодательное Собрание Тверской области в пределах полномочий, установленных настоящей программой, нормативными правовыми актами Тверской области.

I. Введение.


Областная целевая программа "Сохранение культурного наследия Тверской области на 2005 год" (далее именуется Программа) разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Тверской области от 20.02.2003 года N 67-ра, в соответствии с требованиями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", законом Тверской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области", а также с учетом принципов Международной хартии по охране объектов культурного наследия.

Программа дает возможность последовательно осуществлять государственную политику по сохранению историко-культурного наследия, определяя принципиальные пути по активному включению объектов историко-культурного наследия в жизнь современного общества и их эффективному использованию в условиях экономической реформы.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения вопросов сохранения историко-культурного наследия программными методами.


Тверская область по количеству недвижимых памятников истории и культуры занимает одно из первых мест в Российской Федерации. На государственном учете состоят 10474 объекта историко-культурного наследия. Из них 6036 - памятники археологии, 2995 - памятники архитектуры, 1362 - памятники истории, 43 - памятники монументального искусства, 1409 - выявленные объекты культурного наследия. Среди них такие уникальные и всемирно известные памятники, как монастырь Нилова Пустынь на острове Столбном в Осташковском районе, Успенский монастырь в г. Старица, усадьба Знаменское - Раек в Торжокском районе, Берновский историко-природный заказник, связанный с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, деревянная церковь Иоанна Предтечи в д. Ширково Пеновского района и другие.

На государственной охране как исторические города общегосударственного значения состоят 14 городов Тверской области: Тверь, Торжок, Осташков, Торопец, Бежецк, Белый, В.Волочек, Красный Холм, Весьегонск, Зубцов, Старица, Калязин.

В отличие от других материальных ценностей объекты историко-культурного наследия являются частью национального достояния, историко-культурный потенциал которого не всегда воссоздаваем при полной или значительной утрате объектов.

Большое число объектов культурного наследия (около 70%) Тверской области находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Здания-памятники нуждаются в проведении консервационных работ, работ по приспособлению и модернизации. Исторические центры городов Тверской области приходят в запустение, органы местного самоуправления, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы, связанные с сохранением объектов культурного наследия.

Объекты историко-культурного наследия отнесены к особому виду недвижимого имущества. В связи с отсутствием системного подхода, недостатком финансовых средств, невозможно решить проблему активного включения объектов историко-культурного назначения в экономическую жизнь региона, что, безусловно, приводит к торможению общего процесса развития Тверской области. Неотъемлемой частью программы должны стать мероприятия по инвентаризации и мониторингу памятников, которые позволят определить их технические и ценностные характеристики, возможность и способы их эксплуатации, определить границы земель историко-культурного значения и режимы их использования. И, что наиболее актуально на данный момент, собранная информация послужит основой для разграничения объектов культурного наследия на федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность.

Всесторонний анализ проблем связанных с сохранением историко-культурного наследия, развитием исторических поселений показывает необходимость комплексного подхода, который предполагает использование программно-целевых методов, позволяющих определить основные приоритетные направления.

В современных условиях такой подход является необходимым инструментом обеспечения устойчивости развития Тверской области.

В 1997 году Российским НИИ культурного и природного наследия при поддержке Министерства культуры РФ и администрации Тверской области проведена большая научная работа по оценке историко-культурного и ландшафтного потенциала Тверской области. В процессе данной работы были выявлены уникальные районы, в которых сконцентрированы старинные поселения, памятники истории, археологии и архитектуры, районы, особенно ценные в ландшафтном отношении, а также районы, которые представляют меньшую ценность с точки зрения их культурного и ландшафтного потенциала. Различные культурно-ландшафтные районы образуют систему линейных и компактных зон, включающих места концентрации объектов культурного и природного наследия. Тем самым образуется своеобразный культурно-природный каркас области, то есть некая основа историко-культурного и природного потенциала региона.

Схема культурно-ландшафтного районирования Тверской области дает возможность выделить приоритетные территории, на которых в первую очередь необходимо сконцентрировать усилия. Это, прежде всего территории привлекательные для отдыха и туризма, которые в последствии должны войти в рекреационные зоны Тверской области:

- Верхневолжский район. На государственном учете состоят 1642 объекта историко-культурного наследия.

- Торопецкий район. На государственном учете состоят 357 объектов историко-культурного наследия.

- Конаковский район. На государственном учете состоит 152 объекта.

- Калязинский район. На государственном учете состоит 78 объектов.

- Весьегонский район. На государственном учете состоят 62 объекта.

Кроме того, необходимо выделить территории Бологовского, Вышневолоцкого, Торжокского, Калининского районов, расположенные вдоль основной транспортной магистрали Москва - Санкт-Петербург. На государственном учете состоят 2227 объектов историко-культурного значения.

Для сохранения историко-культурного потенциала вышеперечисленных территорий необходим комплекс научно-исследовательских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, предусмотренных программой, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, что позволит обеспечить эффективное решение задач государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Тверской области.

Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение памятников истории и культуры, возрождение исторических городов, представляется естественным и единственно возможным в свете централизации процессов управления.

III. Цели и задачи Программы.


Решение проблемы сохранения историко-культурного наследия является важной составной частью общего процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, института гражданского общества, а также социальной сферы.

Главными целями программы являются:

- сохранение историко-культурного наследия Тверской области;

- сбережение, восстановление и совершенствование архитектурной среды, целостного архитектурного облика исторических городов как важнейшего компонента национального культурного достояния Тверской области;

- создание благоприятных условий развития исторических территорий и поселений.

Достижение главных целей возможно при условии решения следующих основных задач Программы:

- исследование, объективная оценка исторических территорий и объектов историко-культурного наследия;

- комплексная реконструкция и возрождение территорий с наибольшей концентрацией объектов культурного наследия, имеющих непосредственную функциональную взаимосвязь с инфраструктурой туризма;

- развитие деятельности религиозных конфессий на территории Тверской области;

- улучшение технического состояния объектов культурного наследия и их территорий.

Последовательность реализации Программы определяется степенью срочности подлежащих решению задач и общей стратегией социально-экономического развития Тверской области.

Основной задачей реализации Программы на 2005 год должно стать создание базовых условий обеспечения сохранности объектов историко-культурного наследия. При этом первоочередное внимание должно уделяться реализации программных мероприятий, содержащихся в действующих федеральных программах: "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы", "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов 2002- 2010 гг.", "Культура России 2001-2005 гг.".

IV. Система программных мероприятий.


Система программных мероприятий в соответствии с целями и задачами Программы определяет направления и пути решения проблем сохранения историко-культурного наследия Тверской области.

Ввиду крайне ограниченных ресурсов выделен предельно допустимый минимум программных мероприятий. Он представляет собой систему увязанных по объемам и срокам работ по основным направлениям:

- мероприятия раздела 1 "Возрождение историко-культурного потенциала рекреационных зон Тверской области";

- мероприятия раздела 2 "Противоаварийные мероприятия по уникальным объектам историко-культурного наследия Тверской области";

- мероприятия раздела 3 "Выявление, инвентаризация, мониторинг объектов историко-культурного наследия Тверской области".

В состав комплекса работ по сохранению и возрождению историко-культурного потенциала рекреационных зон Тверской области входят:

- комплекс мероприятий по сохранению и реставрации отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия в рамках проекта комплексной реконструкции территорий;

- реставрация наиболее значимых памятников архитектуры, расположенных на данных территориях.

Объекты культурного наследия включаются в программу по следующим основным критериям:

- социальная значимость объекта;

- развитие инфраструктуры туризма;

- включение объекта в хозяйственный оборот.

В состав комплекса мероприятий по противоаварийным и консервационным работам входит организация первоочередных спасательных работ по наиболее значимым памятникам истории, архитектуры, археологии.

Перечень первоочередных противоаварийных работ определяется проектной организацией на стадии выполнения раздела "предварительные работы". (РниП 1.02.01 - 94).

В состав комплекса мероприятий по выявлению, инвентаризации и мониторингу объектов входят:

- совершенствование системы учета и охраны объектов культурного наследия с полной паспортизацией памятников;

- выявление фактического наличия объектов инвентаризации, их характеристик и сопоставление последних с учетными данными;

- определение технического состояния памятников, возможности их эксплуатации;

- приведение учетных данных в соответствии с фактическими параметрами памятников;

- определение владельцев и пользователей памятников;

- выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению памятников, а также выявление нарушений в использовании памятников;

- определение мер, направленных на повышение эффективности использования недвижимых памятников истории и культуры;

- определение границ территорий объектов культурного наследия;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»