ЗАКОН
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 14 апреля 2005 года N 58-зо
Об областной целевой программе "Сохранение культурного наследия Тверской области на 2005 год"
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 29 марта 2005 года
(истек срок применения)
(Изменения:
закон Тверской области от 23.12.2005 г. N 161-зо )
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Сохранение культурного наследия Тверской области на 2005 год".
Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тверской области Д.В. Зеленин
Тверь
14 апреля 2005 года
N 58-ЗО
Наименование программы | областная целевая программа "Сохранение |
Основания для разработки | Закон Российской Федерации от 09.10.92 |
Дата принятия решения о разработке Программы | распоряжение Администрации Тверской области от 20.02.2003 N 67-ра |
Государственный заказчик Программы | Комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области |
Разработчики Программы | Комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области |
Цели Программы | сохранение объектов культурного наследия Тверской области; |
Задачи Программы | исследование, объективная оценка историческихтерриторий и объектов историко-культурного наследия; |
Сроки реализации Программы | 2005 год |
Система программных мероприятий | Раздел 1. "Возрождение историко-культурного потенциала рекреационных зон Тверской области" |
Исполнители основных мероприятий | комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области; |
Объемы и источники финансирования | Источник финансирования - областной бюджет. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы. | Сохранение уникального культурного наследия для будущих поколений. Сохранение культурной и этнической идентичности нашего народа. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией программы осуществляют: государственный заказчик - Комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области, Администрация Тверской области, Законодательное Собрание Тверской области в пределах полномочий, установленных настоящей программой, нормативными правовыми актами Тверской области. |
Областная целевая программа "Сохранение культурного наследия Тверской области на 2005 год" (далее именуется Программа) разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Тверской области от 20.02.2003 года N 67-ра, в соответствии с требованиями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", законом Тверской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области", а также с учетом принципов Международной хартии по охране объектов культурного наследия.
Программа дает возможность последовательно осуществлять государственную политику по сохранению историко-культурного наследия, определяя принципиальные пути по активному включению объектов историко-культурного наследия в жизнь современного общества и их эффективному использованию в условиях экономической реформы.
Тверская область по количеству недвижимых памятников истории и культуры занимает одно из первых мест в Российской Федерации. На государственном учете состоят 10474 объекта историко-культурного наследия. Из них 6036 - памятники археологии, 2995 - памятники архитектуры, 1362 - памятники истории, 43 - памятники монументального искусства, 1409 - выявленные объекты культурного наследия. Среди них такие уникальные и всемирно известные памятники, как монастырь Нилова Пустынь на острове Столбном в Осташковском районе, Успенский монастырь в г. Старица, усадьба Знаменское - Раек в Торжокском районе, Берновский историко-природный заказник, связанный с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, деревянная церковь Иоанна Предтечи в д. Ширково Пеновского района и другие.
На государственной охране как исторические города общегосударственного значения состоят 14 городов Тверской области: Тверь, Торжок, Осташков, Торопец, Бежецк, Белый, В.Волочек, Красный Холм, Весьегонск, Зубцов, Старица, Калязин.
В отличие от других материальных ценностей объекты историко-культурного наследия являются частью национального достояния, историко-культурный потенциал которого не всегда воссоздаваем при полной или значительной утрате объектов.
Большое число объектов культурного наследия (около 70%) Тверской области находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Здания-памятники нуждаются в проведении консервационных работ, работ по приспособлению и модернизации. Исторические центры городов Тверской области приходят в запустение, органы местного самоуправления, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы, связанные с сохранением объектов культурного наследия.
Объекты историко-культурного наследия отнесены к особому виду недвижимого имущества. В связи с отсутствием системного подхода, недостатком финансовых средств, невозможно решить проблему активного включения объектов историко-культурного назначения в экономическую жизнь региона, что, безусловно, приводит к торможению общего процесса развития Тверской области. Неотъемлемой частью программы должны стать мероприятия по инвентаризации и мониторингу памятников, которые позволят определить их технические и ценностные характеристики, возможность и способы их эксплуатации, определить границы земель историко-культурного значения и режимы их использования. И, что наиболее актуально на данный момент, собранная информация послужит основой для разграничения объектов культурного наследия на федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность.
Всесторонний анализ проблем связанных с сохранением историко-культурного наследия, развитием исторических поселений показывает необходимость комплексного подхода, который предполагает использование программно-целевых методов, позволяющих определить основные приоритетные направления.
В современных условиях такой подход является необходимым инструментом обеспечения устойчивости развития Тверской области.
В 1997 году Российским НИИ культурного и природного наследия при поддержке Министерства культуры РФ и администрации Тверской области проведена большая научная работа по оценке историко-культурного и ландшафтного потенциала Тверской области. В процессе данной работы были выявлены уникальные районы, в которых сконцентрированы старинные поселения, памятники истории, археологии и архитектуры, районы, особенно ценные в ландшафтном отношении, а также районы, которые представляют меньшую ценность с точки зрения их культурного и ландшафтного потенциала. Различные культурно-ландшафтные районы образуют систему линейных и компактных зон, включающих места концентрации объектов культурного и природного наследия. Тем самым образуется своеобразный культурно-природный каркас области, то есть некая основа историко-культурного и природного потенциала региона.
Схема культурно-ландшафтного районирования Тверской области дает возможность выделить приоритетные территории, на которых в первую очередь необходимо сконцентрировать усилия. Это, прежде всего территории привлекательные для отдыха и туризма, которые в последствии должны войти в рекреационные зоны Тверской области:
- Верхневолжский район. На государственном учете состоят 1642 объекта историко-культурного наследия.
- Торопецкий район. На государственном учете состоят 357 объектов историко-культурного наследия.
- Конаковский район. На государственном учете состоит 152 объекта.
- Калязинский район. На государственном учете состоит 78 объектов.
- Весьегонский район. На государственном учете состоят 62 объекта.
Кроме того, необходимо выделить территории Бологовского, Вышневолоцкого, Торжокского, Калининского районов, расположенные вдоль основной транспортной магистрали Москва - Санкт-Петербург. На государственном учете состоят 2227 объектов историко-культурного значения.
Для сохранения историко-культурного потенциала вышеперечисленных территорий необходим комплекс научно-исследовательских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, предусмотренных программой, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, что позволит обеспечить эффективное решение задач государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Тверской области.
Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение памятников истории и культуры, возрождение исторических городов, представляется естественным и единственно возможным в свете централизации процессов управления.
Решение проблемы сохранения историко-культурного наследия является важной составной частью общего процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, института гражданского общества, а также социальной сферы.
Главными целями программы являются:
- сохранение историко-культурного наследия Тверской области;
- сбережение, восстановление и совершенствование архитектурной среды, целостного архитектурного облика исторических городов как важнейшего компонента национального культурного достояния Тверской области;
- создание благоприятных условий развития исторических территорий и поселений.
Достижение главных целей возможно при условии решения следующих основных задач Программы:
- исследование, объективная оценка исторических территорий и объектов историко-культурного наследия;
- комплексная реконструкция и возрождение территорий с наибольшей концентрацией объектов культурного наследия, имеющих непосредственную функциональную взаимосвязь с инфраструктурой туризма;
- развитие деятельности религиозных конфессий на территории Тверской области;
- улучшение технического состояния объектов культурного наследия и их территорий.
Последовательность реализации Программы определяется степенью срочности подлежащих решению задач и общей стратегией социально-экономического развития Тверской области.
Основной задачей реализации Программы на 2005 год должно стать создание базовых условий обеспечения сохранности объектов историко-культурного наследия. При этом первоочередное внимание должно уделяться реализации программных мероприятий, содержащихся в действующих федеральных программах: "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы", "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов 2002- 2010 гг.", "Культура России 2001-2005 гг.".
Система программных мероприятий в соответствии с целями и задачами Программы определяет направления и пути решения проблем сохранения историко-культурного наследия Тверской области.
Ввиду крайне ограниченных ресурсов выделен предельно допустимый минимум программных мероприятий. Он представляет собой систему увязанных по объемам и срокам работ по основным направлениям:
- мероприятия раздела 1 "Возрождение историко-культурного потенциала рекреационных зон Тверской области";
- мероприятия раздела 2 "Противоаварийные мероприятия по уникальным объектам историко-культурного наследия Тверской области";
- мероприятия раздела 3 "Выявление, инвентаризация, мониторинг объектов историко-культурного наследия Тверской области".
В состав комплекса работ по сохранению и возрождению историко-культурного потенциала рекреационных зон Тверской области входят:
- комплекс мероприятий по сохранению и реставрации отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия в рамках проекта комплексной реконструкции территорий;
- реставрация наиболее значимых памятников архитектуры, расположенных на данных территориях.
Объекты культурного наследия включаются в программу по следующим основным критериям:
- социальная значимость объекта;
- развитие инфраструктуры туризма;
- включение объекта в хозяйственный оборот.
В состав комплекса мероприятий по противоаварийным и консервационным работам входит организация первоочередных спасательных работ по наиболее значимым памятникам истории, архитектуры, археологии.
Перечень первоочередных противоаварийных работ определяется проектной организацией на стадии выполнения раздела "предварительные работы". (РниП 1.02.01 - 94).
В состав комплекса мероприятий по выявлению, инвентаризации и мониторингу объектов входят:
- совершенствование системы учета и охраны объектов культурного наследия с полной паспортизацией памятников;
- выявление фактического наличия объектов инвентаризации, их характеристик и сопоставление последних с учетными данными;
- определение технического состояния памятников, возможности их эксплуатации;
- приведение учетных данных в соответствии с фактическими параметрами памятников;
- определение владельцев и пользователей памятников;
- выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению памятников, а также выявление нарушений в использовании памятников;
- определение мер, направленных на повышение эффективности использования недвижимых памятников истории и культуры;
- определение границ территорий объектов культурного наследия;