Обеспечение доступности приобретения жилья для всех категорий населения области является одним из основных факторов повышения уровня и качества жизни, снижения в обществе социальной напряженности, а также создания эффективных стимулов для накопления средств населения и повышения его инвестиционной активности.
Жилищная проблема - одна из наиболее острых социальных проблем всех регионов современной России, в том числе и Тверской области.
В настоящее время уже очевидно, что государство не способно решить эту проблему самостоятельно. Бюджетные расходы на жилищное строительство постоянно сокращаются, а число нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан растет. В Тверской области по данным статистики число семей, стоящих на учете по улучшению жилищных условий, только за последние два года увеличилось с 45 до 54 тысяч человек.
Предпринимаемые ранее попытки, в силу их некомплексного характера, разноплановости и недостатка финансовых средств, не могли решить жилищной проблемы. Кроме того, в ходе реализации региональной жилищной политики выявились новые проблемы, требующие обязательного решения.
В области не удалось сформировать экономические механизмы строительства жилья, из-за чего объемы его строительства значительно снизились. В связи с этим необходимо резко ускорить внедрение новых экономических и финансовых механизмов в жилищном строительстве, ориентированных на привлечение, наряду с бюджетными средствами, средств населения, предприятий и организаций, развитие ипотечных схем кредитования застройщиков.
Такая постановка проблемы и путей ее решения стала возможной благодаря улучшающейся в последние годы экономической ситуации в области, увеличению налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней, росту реальных доходов населения. В основном сформирована нормативная правовая база развития рыночной системы ипотечного кредитования строительства жилья.
Процент износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем более 50 процентов, а в отдельных случаях он достигает 90-100 процентов. Ежегодное увеличение износа объектов в среднем составляет около 3-4 процентов при существующем привлечении средств консолидированного бюджета и средств предприятий в объеме 250-350 млн. рублей.
Реализация Программы рассчитана до 2010 года включительно, и ориентирована прежде всего на поддержку социально незащищенных слоев населения.
Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям: переселение граждан Тверской области из ветхого и аварийного жилищного фонда; обеспечение жильем работников бюджетной сферы; строительство индивидуального жилья; строительство и приобретение жилья для молодых семей, обеспечение жильем ветеранов и инвалидов войны; модернизация коммунальной инфраструктуры муниципальных районов и городских округов области.
На период реализации Программы потребуется участие бюджетов всех уровней для решения основных задач в жилищной сфере.
В настоящее время 8751 семья проживают в ветхих и аварийных домах. Наличие ветхого и аварийного жилищного фонда по состоянию на 01.01.2002 года составило 489,4 тыс. кв.м и за последние 2 года увеличилось на 27,7 тыс. кв.м. Программой предусмотрено ликвидировать 157,7 тыс. кв.м аварийного жилищного фонда.
Остается нерешенной проблема обеспечения жильем отдельных социально-незащищенных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (работников бюджетной сферы, молодых семей, ветеранов и инвалидов войны).
Так, на учете по улучшению жилищных условий состоит 1634 ветерана и инвалида войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". На первом этапе реализации Программы предусматривается строительство и приобретение квартир для инвалидов войны.
В настоящее время в области 4500 работников бюджетной сферы нуждаются в улучшении жилищных условий, которые не способны со своими доходами самостоятельно участвовать в процессе строительства или приобретения жилья.
Решение этой проблемы, как показывает мировая практика, возможно только с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования.
В связи с этим, для реализации мероприятий Программы будут привлечены средства Тверского областного фонда ипотечного жилищного кредитования в рамках областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2002-2006 годы", утвержденной законом Тверской области от 01.11.2001 N 190-ОЗ-2.
Анализ состояния дел в развитии индивидуального строительства на территории области за последние годы показал правильность выбора стратегии и эффективность принятых областной администрацией решений в области жилищного строительства. Так за последние три года 1999 -2001 в области построено более 3200 индивидуальных жилых домов общей площадью 335 тыс. кв. м.
В области сохраняется устойчивый рост строительства индивидуальных жилых домов. Так, по сравнению с 1995 годом, количество построенных индивидуальных жилых домов возросло более чем в два раза. Если в 1995 г. их построено 567, то в 2001 г. - уже 1059.
Дальнейшее поступательное развитие индивидуального жилищного строительства, доступного по цене широким слоям населения, будет зависеть от широкого внедрения в области системы ипотечного кредитования, новых технологий и материалов в строительство жилья, а также темпов проектно-планировочного и инженерного обеспечения районов индивидуального строительства
Программой предусмотрено создание организационных, правовых и градостроительных предпосылок для ускоренного решения жилищной проблемы, обеспечение равных условий для всех категорий граждан при индивидуальном жилищном строительстве.
Перечисленные выше проблемы развития жилищной сферы, их комплексный характер предопределяют необходимость использования для их решения программно-целевого метода, позволяющего:
- улучшить жилищные условия гражданам с низким уровнем доходов.
- создать условия для устойчивого развития и эффективного функционирования рынка жилья;
- добиться значительного мультипликативного эффекта в обеспечении социального благополучия в обществе, общего экономического развития и роста производства;
- создать предпосылки развития и использования на практике рыночных финансовых механизмов и форм кредитования в жилищной сфере, защиты имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков;
Проблемы в жилищной сфере не могут быть решены в пределах одного финансового года, и требуют бюджетных расходов капитального характера на 8-10 лет.
{раздел 1 в редакции закона Тверской области от 27.09.2007 г. N 101-зо}