ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 01 ноября 2001 года N 187-ОЗ-2
Об областной целевой программе "Развитие крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов в Тверской области
на 2001 -2005 годы"
_____________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании:
Закона Тверской области от 14.04.2005 года N 63-ЗО
_____________________________________________________
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Тверской области на 2001-2005 годы" (прилагается).
Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Председателя
Законодательного Собрания
Тверской области
А.В. Грибов
УТВЕРЖДЕНА
законом Тверской области
от 01.11.2001 г. № 187-ОЗ-2
ОДОБРЕНА
постановлением
Губернатора Тверской области
от 19.06.2001 г. № 252
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
стр.
Паспорт областной целевой программы | 3 | |
|
|
|
1 | Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами |
|
|
|
|
2 | Основные цели, задачи и сроки реализации программы | 6 |
|
|
|
3 | Система программных мероприятий | 6 |
|
|
|
4 | Ресурсное обеспечение программы | 9 |
|
|
|
5 | Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения |
|
|
|
|
6 | Оценка эффективности результатов от реализации программы | 10 |
|
|
|
| Приложение № 1 | 11 |
|
|
|
| Приложение № 2 | 12 |
Наименование программы |
| Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Тверской области на 2001-2005 годы |
Наименование решения о разработке программы |
| Распоряжение Губернатора Тверской области "О разработке областных целевых программ на 2001 - 2005 годы" от 21.06.2000 г. № 855-р |
Государственный заказчик |
| Департамент по социально-экономическому развитию села Администрации области |
Основные разработчики программы |
| Департамент по социально-экономическому развитию села Администрации области, комитет по земельным ресурсам и землеустройству Тверской области, Тверская государственная сельскохозяйственная академия |
Цели и задачи программы |
| Обеспечение устойчивого развития кооперативов и крестьянских хозяйств, занимающихся производством товарной сельскохозяйственной продукции, повышение их защищенности в условиях рыночных отношений. Совершенствование механизма реализации государственной поддержки крестьянских хозяйств и кооперативов, совершенствование земельных отношений, формирование рыночной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции, развитие фермерского самоуправления |
Сроки и этапы реализации программы |
| 2001 - 2005 г г. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
| · Развитие кооперации крестьянских хозяйств. · Развитие фермерского самоуправления. · Информационно-консультационное обслуживание и научное обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов. · Строительство и реконструкция производственных объектов и их инженерное обеспечение. · Мероприятия по повышению плодородия почвы. |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
| Департамент по социально-экономическому развитию села Администрации Тверской области, департамент финансов Администрации области, органы управления АПК муниципальных образований. |
Объемы и источники финансирования |
| Всего - 41755 тыс. руб., в т.ч. · федеральный бюджет - 31160 тыс. руб. · областной бюджет - 8505 тыс. руб. · собственные средства - 2090 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты |
| Обеспечение устойчивого развития и повышение эффективности крестьянских хозяйств и кооперативов как составной части многоукладной аграрной экономики. |
Система организации контроля за реализацией программы |
| Департамент по социально-экономическому развитию села Администрации области готовит ежеквартальный отчет о ходе реализации программы и направляет его в комитет экономики Администрации области, а также ежегодно до 20 марта представляет Губернатору Тверской области доклад о ходе реализации этой программы, копию которого направляет в комитет экономики Администрации области |
Крестьянские (фермерские) хозяйства начали формироваться как сектор в сельскохозяйственном производстве области в начале 90-х годов и в 1995 году было зарегистрировано их максимальное количество - 3803 хозяйства. После 1995 года началось некоторое снижение количества крестьянских хозяйств, и в 1998-1999 годах количество крестьянских хозяйств стабилизировалось и по состоянию на 01.01.2001 года составило 3594 хозяйства.
Из числа зарегистрированных хозяйств сельскохозяйственную деятельность осуществляют 1970 единиц, другие виды деятельности - 10 единиц. Общая площадь земли, предоставленная неработающим хозяйствам, составляет 29200 га.
Крестьянским хозяйствам выделено 83975 га земли (в среднем по 23,4 га на одно хозяйство). Сельхозугодья занимают 72712 га (86 % отведенных земель), в том числе пашня - 51229 га (59 %). На долю крестьянских хозяйств приходится 3,3 % сельхозугодий области.
Крестьянские хозяйства содержат 8,8 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 5,0 тыс.голов коров, 3,0 тыс.голов свиней, 2,3 тыс.голов овец. За период с 1996 по 2000 год поголовье крупного рогатого скота в крестьянских хозяйствах увеличилось на 32 %.
В 2000 году крестьянскими хозяйствами произведено зерновых 4,6 тыс.тонн, картофеля 6,6 тыс.тонн, овощей 0,3 тыс.тонн, льноволокна 0,39 тыс.тонн, мяса 4,3 тыс.тонн, молока 16,6 тыс.тонн.
Основными причинами, не позволяющими крестьянским хозяйствам вести сельскохозяйственную деятельность, являются недостаток финансовых средств, техники, семян, удобрений, ГСМ, отсутствие дорог, связи, сетей водо-энерго, газоснабжения.
Начиная с 1996 года в сельском хозяйстве области проводится работа по углубленному реформированию сельскохозяйственных предприятий с целью образования крупных крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
Проводимые реформы в АПК страны и области, нарушение многих хозяйственных связей отрицательно сказались на развитии сельскохозяйственного производства, в том числе и крестьянских хозяйств, однако, несмотря на продолжающиеся кризисные явления в агропромышленном комплексе, наметилась некоторая стабилизация в сельскохозяйственной деятельности крестьянских хозяйств. Устойчиво увеличиваются посевные площади, в основном зерновых культур, растет поголовье скота и производство молока.
В крестьянских хозяйствах и кооперативах, образованных в результате реформирования сельскохозяйственных предприятий, усилилась мотивация людей к труду, практически отсутствует иждивенчество, сократился аппарат управления. На 2001 - 2005 годы намечено проводить реформирование около 40 сельскохозяйственных предприятий ежегодно.
Цель данной программы - добиться обеспечения устойчивого развития кооперативов и крестьянских хозяйств, занимающихся производством товарной сельскохозяйственной продукции, повышение их защищенности в условиях рыночных отношений.
Задачи программы: совершенствование механизма реализации государственной поддержки крестьянских хозяйств и кооперативов, совершенствование земельных отношений, формирование рыночной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции, развитие фермерского самоуправления.
Срок реализации программы на 5 лет.
· Развитие кооперации крестьянских хозяйств.
· Развитие фермерского самоуправления.
· Информационно-консультационное обслуживание и научное обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов.
· Обучение и повышение квалификации глав крестьянских хозяйств.
· Строительство и реконструкция производственных объектов и их инженерного обеспечения.
· Приобретение сельскохозяйственной техники и скота на условиях лизинга.
· Мероприятия по повышению плодородия почвы.
Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств на срок действия программы являются:
· совместное использование техники и обработка земли;
· переработка, хранение и сбыт продукции;
· производственно-техническое обслуживание;
· кредитование и страхование.
В современных условиях для кооперативного движения характерна тенденция к развитию закупочно-снабженческих и кредитно-производственных видов кооперации.
Необходимость создания сельских кредитных кооперативов в Тверской области продиктована:
- огромным спросом на кредит со стороны сельских товаропроизводителей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- трудностями получения кредита в коммерческом банке, ввиду невозможности представления необходимого залога;
- возможностью более эффективно осуществлять государственную поддержку, т.к. вкладывая областные бюджетные средства в кредитный кооператив, одновременно осуществляется финансовая помощь всем его учредителям.
Пайщики кредитного кооператива являются его совладельцами, а не клиентами и поэтому кредиты должны выдаваться простым и понятным способом. На начальном этапе, из-за низкой платежеспособности селян происходит мобилизация небольших финансовых ресурсов и здесь особенно важна и нужна государственная поддержка в виде беспроцентного, среднесрочного кредита.
Развитие фермерского самоуправления будет проходить путем объединения крестьянских хозяйств в кооперативы, ассоциации и союзы в целях объединения и координации их хозяйственной деятельности, а также представительства и защиты экономических, правовых и социальных интересов в органах государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса и других организациях.
Органы фермерского самоуправления будут привлекаться органами государственной власти и местного самоуправления к разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития агропромышленного комплекса, совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию систем обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Продолжается процесс реформирования сельскохозяйственных предприятий. В сложившейся в агропромышленном комплексе области социально-экономической ситуации наиболее выгодным вариантом для сельскохозяйственных товаропроизводителей с экономической точки зрения является выделение из состава сельскохозяйственных предприятий крупных крестьянских хозяйств. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ крестьянское (фермерское) хозяйство не имеет статуса юридического лица и в первые пять лет освобождается от уплаты ряда налогов и находится в льготном режиме налогообложения по доходам, полученным от сельскохозяйственной деятельности.
Для информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения крестьянских хозяйств и кооперативов, обучения и повышения квалификации в области будут задействованы следующие организации: