Утверждено
Постановлением Вице-
губернатора Тверской области
от 1 февраля 2001 года N 50
Положение
о порядке оказания адресной социальной помощи малоимущим семьям,
малоимущим одиноко проживающим гражданам в Тверской области
1. Критерии оказания адресной социальной помощи
2. Порядок обращения граждан за адресной социальной помощью
3. Порядок оказания адресной социальной помощи
4. Обследование материально-бытового положения гражданина, семьи
5. Размер, основные формы и виды социальной помощи
6. Комиссии по оказанию адресной социальной помощи
Адресная социальная помощь - система мер по оказанию помощи отдельным нуждающимся гражданам или семьям, группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и жизнедеятельности с учетом их имущественного и социального положения, фактора нуждаемости и потенциала.
В условиях сложного социально-экономического положения и ограниченности финансовых возможностей адресная социальная помощь в Тверской области направлена на поддержку жизнедеятельности наиболее социально уязвимых, малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан и оказывается в виде денежных выплат, натуральных видов помощи, а также в виде услуг и льгот в соответствии с федеральными законами от 10.12.95 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 24.10.97 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", от 17.07.99 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
1. Критерии оказания адресной социальной помощи
Адресная социальная помощь оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход в семье ниже величины прожиточного минимума, установленного в области на данный период времени.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам определяется ежеквартально управлением по труду и социальным вопросам администрации области и утверждается постановлением Губернатора области.
В связи с ограниченностью финансовых средств на оказание адресной социальной помощи устанавливается административная граница бедности. Административная граница бедности - это критерий, порог определения степени нуждаемости с учетом финансовых возможностей территории по оказанию адресной социальной помощи. Главы муниципальных образований вправе самостоятельно устанавливать административную границу бедности, величина которой определяется в процентном соотношении к величине прожиточного минимума в регионе.
Материальное положение семей, граждан является необходимым, но недостаточным условием для оказания социальной помощи. При решении вопроса об оказании помощи необходимо также учитывать: трудовой потенциал семьи, граждан, для неработающих граждан трудоспособного возраста - возможности получения работы; состояние здоровья членов семьи, их образ жизни, отношение к содержанию и воспитанию детей, наличие факторов социальной дезадаптации, экстремальности ситуации.
Кроме этого, при выявлении нуждающихся в адресной социальной помощи следует учитывать фактор повышенной вероятности бедности среди следующих категорий населения:
- дети-инвалиды до 16 лет, инвалиды с детства, официально не имеющие доходов инвалиды I и II групп, безработные инвалиды III группы;
- одинокие пенсионеры, одинокие супружеские пары от 65 лет и старше;
- многодетные неполные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, проживающих совместно с родителями;
- одинокие матери с малолетними детьми, вдовы, вдовцы с несовершеннолетними детьми;
- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством) у престарелых опекунов;
- дети из неблагополучных семей;
- безработные и одинокие беременные женщины;
- трудоспособные граждане, осуществляющие уход за инвалидами 1 группы, детьми-инвалидами до 16 лет, престарелыми гражданами старше 80 лет;
- родители погибших при исполнении государственных обязанностей;
- студенческие семьи с детьми, где оба родителя обучаются на дневных отделениях учебных заведений;
- бывшие воспитанники детских домов, школ-интернатов, социально-реабилитационных учреждений;
- семьи, имеющие несовершеннолетних детей, если выплата заработной платы не производилась в полном объеме в течение двух месяцев предшествующих месяцу обращения за помощью;
- граждане, семьи, попавшие в трудные жизненные ситуации (беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, пострадавшие в вооруженных конфликтах, от стихийных бедствий, лица без определенного места жительства).
- некоторые другие категории населения.
Отнесение семей, граждан к одной из перечисленных категорий населения не означает их безусловного права на оказание социальной помощи. Положительное решение вопроса предполагает прежде всего сопоставление среднедушевых доходов с прожиточным минимумом и административной границей бедности. Органы исполнительной власти с учетом местных условий и финансовых возможностей имеют право определять дополнительные категории получателей помощи и устанавливать ее размеры.
2. Порядок обращения граждан за адресной социальной помощью
Адресная социальная помощь оказывается по заявительному принципу. Семьи (одиноко проживающие граждане), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи, обращаются лично с письменным заявлением в орган социальной защиты населения по месту жительства (постоянной регистрации) либо по месту пребывания с предъявлением паспорта или другого документа, подтверждающего личность, а также с соответствующими справками, обосновывающими необходимость оказания помощи.