ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 декабря 2014 года на основании Постановления Правительства РБ от 31.12.2014 N 677.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 19 февраля 2014 года)
___________________________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 05.11.2013 N 509
Постановлением Правительства РБ от 19.02.2014 N 64
___________________________________________________________________________________________________________________________
В целях реализации Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Республики Башкортостан (в ред. Постановления Правительства РБ от 05.11.2013 N 509)
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Содействие занятости населения Республики Башкортостан" (далее - Программа). (п. 1 в ред. Постановления Правительства РБ от 05.11.2013 N 509)
2. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ежегодно при разработке проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год в установленном порядке подавать заявки в Агентство по территориальному развитию Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан на финансирование Программы. (в ред. Постановления Правительства РБ от 05.11.2013 N 509)
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Гумерову Л.С. (в ред. Постановления Правительства РБ от 05.11.2013 N 509)
Президент
Республики Башкортостан
Р.З.Хамитов
Государственная программа
"Содействие занятости населения Республики Башкортостан"
(в ред. Постановлений Правительства РБ
от 05.11.2013 N 509, от 19.02.2014 N 64)
Паспорт Программы
Наименование Программы | Государственная программа "Содействие занятости населения Республики Башкортостан" |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 05.11.2013 N 509) | |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 19 августа 2013 года N 1033-р |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 05.11.2013 N 509) | |
Государственный заказчик Программы | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 05.11.2013 N 509) | |
Основной разработчик Программы | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 05.11.2013 N 509) | |
Цель и задачи Программы | Цель: содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость Задачи: содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей необходимой рабочей силой; содействие самозанятости безработных граждан; создание условий для обеспечения продуктивной занятости инвалидов; содействие повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан; обеспечение социальной поддержки безработных граждан; осуществление полномочий в области содействия занятости населения; содействие в трудоустройстве выпускникам образовательных учреждений профессионального образования |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.02.2014 N 64) | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы | Уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее - МОТ); уровень регистрируемой безработицы; средняя продолжительность периода безработицы; коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в центрах занятости, в расчете на одну заявленную вакансию); доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в центры занятости населения в целях поиска работы; доля получателей государственной услуги по профессиональной ориентации в общей численности граждан, обратившихся в поиске подходящей работы в центры занятости населения; доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в центры занятости населения в целях поиска подходящей работы; удельный вес граждан, трудоустроенных после окончания стажировки, в общем числе граждан, принявших участие в стажировке |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.02.2014 N 64) | |
Срок и этапы реализации Программы | 2013 - 2018 годы без деления на этапы |
Перечень подпрограмм | 1) "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных" на 2013 - 2018 годы; 2) "Содействие занятости молодежи" на 2013 - 2018 годы; 3) "Обеспечение реализации государственной программы "Содействие занятости населения Республики Башкортостан" |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 05.11.2013 N 509) | |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы - 7732520,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 1711323,8 тыс. рублей; 2014 год - 1629370,9 тыс. рублей; 2015 год - 1670380,6 тыс. рублей; 2016 год - 1674459,4 тыс. рублей; 2017 год - 523492,8 тыс. рублей; 2018 год - 523492,8 тыс. рублей, из них средства: а) бюджета Республики Башкортостан - 3046588,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 513958,2 тыс. рублей; 2014 год - 493258,6 тыс. рублей; 2015 год - 509842,8 тыс. рублей; 2016 год - 509842,8 тыс. рублей; 2017 год - 509842,8 тыс. рублей; 2018 год - 509842,8 тыс. рублей; б) федерального бюджета - 4598922,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 1181505,8 тыс. рублей; 2014 год - 1119562,3 тыс. рублей; 2015 год - 1146887,8 тыс. рублей; 2016 год - 1150966,6 тыс. рублей; в) внебюджетных источников - 87009,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 15859,8 тыс. рублей; 2014 год - 16550,0 тыс. рублей; 2015 год - 13650,0 тыс. рублей; 2016 год - 13650,0 тыс. рублей; 2017 год - 13650,0 тыс. рублей; 2018 год - 13650,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования подпрограммы "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных" на 2013 - 2018 годы - 7520299,6 тыс. рублей, из них средства: а) бюджета Республики Башкортостан - 2834367,3 тыс. рублей; б) средства федерального бюджета - 4598922,5 тыс. рублей; в) внебюджетных источников - 87009,8 тыс. рублей. Общий объем финансирования подпрограммы "Содействие занятости молодежи" на 2013 - 2018 годы - 117329,8 тыс. рублей за счет средств бюджета Республики Башкортостан. Общий объем финансирования подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы "Содействие занятости населения Республики Башкортостан" на 2013 - 2018 годы - 94890,9 тыс. рублей за счет средств бюджета Республики Башкортостан" |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.02.2014 N 64) | |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социальной эффективности реализации Программы | Снижение уровня безработицы по методологии МОТ до 5,3%; снижение уровня регистрируемой безработицы до 1,1%; снижение средней продолжительности периода безработицы до 3,5 месяца; снижение коэффициента напряженности на рынке труда до 0,7; увеличение доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в центры занятости населения в целях поиска работы, до 69,5%; доля получателей государственной услуги по профессиональной ориентации в общей численности граждан, обратившихся в поиске подходящей работы в центры занятости населения, - не менее 46%; увеличение доли трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в центры занятости населения в целях поиска подходящей работы, до 35%; удельный вес граждан, трудоустроенных после окончания стажировки, в общем числе граждан, принявших участие в стажировке, - не менее 70% |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.02.2014 N 64) |
1. Характеристика проблем, на решение которых
направлена программа
В результате рыночных преобразований в Республике Башкортостан к 2011 году сформировались основные особенности рынка труда, часть которых характерна в целом для Российской Федерации, а некоторые специфичны только для республики.
Общероссийские характеристики рынка труда, проявляющиеся на республиканском уровне:
устойчивый характер занятости и отсутствие шоковых колебаний безработицы;
наличие двух секторов рынка труда - регистрируемого и нерегистрируемого с большим разрывом между ними;
неравенство в распределении доходов между категориями занятых;
интенсивный оборот рабочей силы;
распространение неэффективных форм занятости: неформальной, в мелкотоварном производстве, домашнем хозяйстве и т.п.;
устойчивый избыток предложения труда над спросом.
В числе специфических региональных особенностей выделяются:
а) позитивные:
последовательное повышение спроса на труд, улучшение его качественных характеристик, сокращение количественных диспропорций между спросом и предложением рабочей силы;
постепенное снижение уровня регистрируемой безработицы;
наличие в структуре занятых и безработных большого сегмента лиц с высоким уровнем образования, молодежи;
сближение показателей приема и увольнения кадров;
б) негативные:
дефицит квалифицированных кадров, прежде всего рабочих;
ухудшение структуры занятости за счет расширения сферы личного подсобного, домашнего хозяйства, мелкотоварного производства;
низкая территориальная мобильность рабочей силы;
наличие профессиональных, территориальных, половозрастных и др. диспропорций, большие различия между городскими и сельскими рынками труда.
Республика Башкортостан обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого предопределяется динамикой численности трудоспособных граждан. Рост их количества обусловил увеличение трудовых ресурсов: 2209,4 тыс. человек - в 1990 году, 2223,8 тыс. - в 1995 году, 2394,9 тыс. - в 2000 году и 2549,8 тыс. человек - в 2010 году. Основную долю трудовых ресурсов (69,4%) в 2010 году составили занятые в экономике. Наибольшая часть населения занята следующими видами экономической деятельности: обрабатывающие производства; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; образование, строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; здравоохранение и предоставление социальных услуг, транспорт.
Среди 128,3 тыс. ищущих работу, обратившихся в 2011 году в центры занятости населения, незанятые граждане составили 75%, остальные - представители занятого трудоспособного населения (предупрежденные об увольнении, учащиеся образовательных учреждений, лица, желающие сменить место работы или получить дополнительный заработок).
В поисках работы молодежь в возрасте 14 - 29 лет составляет 69,4 тыс. человек, инвалиды - 4,5 тыс. человек, пенсионеры - 2,4 тыс. человек.
Разрыв между уровнем общей и зарегистрированной безработицы в 2011 году уменьшился и составил 4,5 раза.
В течение 2011 года статус безработного получили 70,6 тыс. человек, что на 14,2 тыс. человек (16,7%) меньше, чем в 2010 году.
В территориальном разрезе численность безработных распределилась следующим образом: городская местность - 42,0 тыс. человек; сельские районы - 28,6 тыс. человек.
Наблюдается несоответствие спроса и предложения на рынке труда по полу, категориям, профессионально-квалификационному составу, а также по условиям и уровню оплаты труда. На начало 2012 года число свободных рабочих мест составило 24,3 тыс., из них 80% - места для работников, имеющих рабочую профессию. На 19% вакансий предлагаемая заработная плата имеет значения ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Предложение рабочей силы было представлено 30,2 тыс. незанятыми гражданами, из которых 56% имели рабочие профессии и 2,6% не имели профессии.
К неконкурентоспособным группам предложения рабочей силы на рынке труда относятся молодежь без профессии и (или) опыта работы (ранее не работавшие), лица старших возрастных категорий, граждане, не владеющие современными профессиями или утратившие квалификацию (давно не работавшие), лица с трудовыми ограничениями, а также нуждающиеся в особом режиме работы.
Особенностью регионального рынка труда является устойчивое притяжение иностранной рабочей силы. В 2011 году в счет установленной квоты по заявкам работодателей было привлечено 10,0 тыс. иностранных работников, или 0,6% от числа занятых в экономике.
Для стабилизации ситуации на рынке труда действует региональная система управления занятостью населения, включающая в себя 65 центров занятости населения, 46 мобильных офисов и Учебный центр службы занятости. Реализуются следующие целевые программы: ведомственная целевая программа "Содействие занятости населения Республики Башкортостан" на 2010 - 2012 годы, утвержденная Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 24 июля 2009 года N 189/1-о (с изменениями, внесенными Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 28 декабря 2011 года N 440-о), и Республиканская программа дополнительных мероприятий по оказанию содействия трудоустройству незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, Республики Башкортостан в 2012 году, утвержденная Указом Президента Республики Башкортостан от 2 марта 2012 года N УП-134.
Итоги реализации ведомственной целевой программы
"Содействие занятости населения Республики Башкортостан"
на 2010 - 2012 годы
N п/п | Наименование показателя эффективности реализации Программы | Единица измерения | Динамика значений показателя по годам | ||
2010 | 2011 | 2012 (оценка) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Численность безработных граждан, прошедших профессиональное обучение | тыс. человек | 14,1 | 10,6 | 8,3 |
2 | Численность получателей государственной услуги по профессиональной ориентации | тыс. человек | 99,1 | 97,1 | 97,0 |
3 | Численность получателей государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан | тыс. человек | 2,6 | 3,0 | 2,5 |
4 | Численность получателей государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда | тыс. человек | 3,4 | 7,9 | 7,2 |
5 | Количество проведенных ярмарок вакансий, единиц | единицы | 502 | 483 | 355 |
6 | Численность граждан, участвующих в оплачиваемых общественных работах | тыс. человек | 9,4 | 7,9 | 12,2 |
7 | Численность граждан, испытывающих трудности в поиске работы и участвующих во временных работах | тыс. человек | 1,5 | 1,2 | 1,3 |
8 | Численность граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые и участвующих во временных работах | тыс. человек | 1,04 | 0,75 | 1,5 |
9 | Численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет, участвующих во временных работах | тыс. человек | 37,3 | 31,6 | 27,0 |
10 | Численность получателей консультационных услуг по организации самозанятости | тыс. человек | 3,6 | 3,6 | 1,4 |
11 | Уровень регистрируемой безработицы (на конец года) | % | 2,0 | 1,43 | 1,4 |
12 | Коэффициент напряженности на рынке труда (на конец года) | 2,1 | 1,2 | 1,1 |
Все центры занятости населения в Республике Башкортостан имеют материально-техническое оснащение, включая мобильные центры занятости. Программно-технологический комплекс, используемый службой занятости, обеспечивает доступность услуг всем гражданам, ищущим работу, предоставление профориентационных, информационных услуг и правового обеспечения, социальной поддержки безработных (пособия по безработице, бесплатное профессиональное обучение зарегистрированных безработных с выплатой стипендий).
Необходимость решения проблем занятости населения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами: