ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2006 г. N 274

О республиканской целевой программе "Педагогические кадры
Республики Башкортостан" на 2007 - 2009 годы

(с изменениями на 18 мая 2009 года)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 5 декабря 2007 года №351
Постановлением Правительства РБ от 18 мая 2009 года №177
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В целях дальнейшего развития, совершенствования кадрового потенциала в сфере образования, повышения престижа профессии и статуса педагога в обществе, улучшения социально-экономических условий его труда Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую республиканскую целевую программу "Педагогические кадры Республики Башкортостан" на 2007 - 2009 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство образования Республики Башкортостан.

3. Мероприятия и объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.

4. Рекомендовать Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан предусмотреть в проектах местных бюджетов средства на реализацию мероприятий Программы.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра культуры и национальной политики Республики Башкортостан Илишева И.Г.

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов





Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 25 сентября 2006 г. N 274

Республиканская целевая программа
"Педагогические кадры Республики Башкортостан" на 2007 - 2009 годы


Содержание

Паспорт Программы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

2. Основные цели и задачи Программы     

3. Сроки и этапы реализации Программы

4. Ресурсное обеспечение Программы

5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения

6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

7. Система программных мероприятий

Паспорт
Программы


Наименование Программы       Республиканская   целевая  программа
                             "Педагогические     кадры Республики
                             Башкортостан" на 2007 - 2009 годы

Основания для разработки     Закон     Российской   Федерации "Об
Программы                                   образовании";
                             Закон Республики Башкортостан "Об образовании";
                             Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
                             приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года;
                             Программа развития образования Республики Башкортостан на 2004 - 2008 годы;
                             Закон Республики Башкортостан "О республиканских целевых программах";
                             план мероприятий по реализации основных задач, поставленных на республиканском августовском
                             совещании по образованию в 2005 году, утвержденный Премьер-министром Правительства Республики
                             Башкортостан 11 ноября 2005 года

Государственный заказчик     Министерство образования  Республики
Программы                                 Башкортостан
(государственный
заказчик   - координатор
Программы)

Основные    разработчики     Министерство образования  Республики
Программы                                 Башкортостан;
                                                       ГОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Основные  цели  и задачи     Цели:
Программы                                сохранение квалифицированного педагогического кадрового потенциала республики для обеспечения высокого
                             качества и эффективности образования;
                             повышение престижа педагогической профессии
                             Задачи:
                             формирование системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование профессионального
                             мастерства педагогических работников республики;
                             оказание государственной поддержки молодым педагогам республики;
                             обеспечение формирования и дальнейшего развития системы непрерывного педагогического  образования;
                             повышение эффективности курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических    работников;
                             усиление социальной защищенности педагогических работников республики

Важнейшие        целевые     Увеличение      числа педагогических
показатели                               работников  с  высшим образованием с 76,6 до 85% - в  общеобразовательных  учреждениях,   с 33,6   до   35% - в
                             учреждениях дошкольного образования, с 71,3 до 73% - в учреждениях дополнительного образования детей,
                             с 51,2 до 53% - в учреждениях начального профессионального образования за счет выпускников
                             вузов, организации заочного обучения работающих педагогов, оптимизации объемов профильной подготовки и
                             переподготовки кадров в учреждениях высшего, послевузовского профессионального педагогического   образования;
                             увеличение доли педагогических работников в общеобразовательных учреждениях со стажем работы до 5
                             лет с 14,4 до 25% за счет выпускников учреждений среднего и высшего профессионального   педагогического образования;
                             повышение квалификации не менее 20% педагогических работников общеобразовательных, дошкольных
                             учреждений, учреждений начального, среднего профессионального образования, дополнительного   образования детей;
                             обеспечение не менее 750 педагогических работников санаторно- курортным лечением;
                             переподготовка педагогических работников по актуальным направлениям развития образования

Срок          реализации         2007 - 2009  годы,   без  деления на
Программы                             этапы

Исполнители     основных          Министерство образования  Республики
мероприятий Программы        Башкортостан;
                             ГОУ ВПО Башкирский государственный университет;
                             ГОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет     им. М.Акмуллы;
                             ГОУ ВПО Стерлитамакская государственная педагогическая академия;
                             ГОУ ВПО Бирская государственная социально-педагогическая академия;
                             ФГОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет; администрации муниципальных районов
                             и городских округов Республики Башкортостан

Объемы    и    источники     Объем     финансирования   Программы
финансирования                  составит 73,05 млн. рублей,    в том
Программы                             числе   за    счет   средств бюджета
                                                   Республики Башкортостан - 21,75 млн. рублей,
                             из них по годам:
                             2007 год - 7,25 млн. рублей;
                             2008 год - 7,25 млн. рублей;
                             2009 год - 7,25 млн. рублей;
                             за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан - 51,3 млн. рублей,
                             из них по годам:
                             2007 год - 24,3 млн. рублей;
                             2008 год - 14,0 млн. рублей;
                             2009 год - 13,0 млн. рублей;
                             объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан

Ожидаемые     результаты      Формирование     эффективного  рынка
реализации     Программы     педагогического    труда,   создание
и показатели  социально-       доступных для  потребителя    банков
экономической                          данных педагогических вакансий;
эффективности                           разработка   и  внедрение  механизма    прогнозирования        потребности в
                             педагогических кадрах для учреждений дошкольного, общего образования, начального, среднего
                             профессионального образования и дополнительного образования детей;
                             трудоустройство и закрепление не менее 70% выпускников педагогических вузов и ссузов в образовательных  учреждениях республики;
                             обеспечение мониторинга системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и  педагогических кадров;
                             повышение квалификации не менее 20% педагогов от общего числа педагогических работников системы общего образования, начального,
                             среднего профессионального образования республики;
                             постоянное обновление содержания, обеспечение вариативности и гибкости учебных планов и программ профессиональной подготовки,
                             переподготовки педагогических кадров;
                             укрепление состояния здоровья педагогических работников

Контроль за  исполнением      Контроль   за  реализацией Программы
Программы                                  осуществляет            Министерство  образования  Республики Башкортостан  в установленном порядке


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Современная образовательная сеть Республики Башкортостан характеризуется многообразием видов учреждений, что позволяет удовлетворять различные образовательные и воспитательные потребности детей, подростков и молодежи. В настоящее время в республике действуют 5589 разнопрофильных учреждений, из которых 1894 дошкольных, 3125 общеобразовательных (включая школы-интернаты, лицеи, гимназии), 33 вечерние (сменные) школы, 30 детских домов (включая семейные), 120 профессиональных училищ и лицеев, 299 учреждений дополнительного образования детей, 76 - среднего и 12 - высшего профессионального образования.

В образовательных учреждениях всех типов и видов обучаются и воспитываются более 1,0 млн. учащихся и студентов, работают более 100 тысяч педагогов. Их сеть представлена в следующей таблице:

                             (по состоянию на 1 января 2006 года)

Наименование    
учреждений     
образования     

Количество
учреждений
образования

Количество   
учащихся    
(воспитанников)

Количество педагогических
работников       

всего   

в том числе с
высшим    
образованием,
%      

1          

2      

3       

4     

5      

Дошкольного        
образования        

1894

146939

19181

33,6

Общеобразовательные
(школы   и   школы-
интернаты)         

3125

512500

62029

76,7

Дополнительного    
образования детей  

299

328421

6395

71,3

Начального         
профессионального  
образования        

120

49428

5812

51,2

Среднего           
профессионального  
образования        

76

87564

5968

94,4

Высшего            
профессионального  
образования        

12

134754

6949

100,0

Всего          

5526

1259606

101103

71,2


Демографические процессы, происходящие в стране, оказывают серьезное влияние на развитие сферы образования на всех ее уровнях.

В настоящее время демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу: контингент обучающихся здесь за пять лет сократился на 155 тыс. человек, в том числе на 24,9 тыс. человек в 2005 году.

В начальном профессиональном образовании в связи с оптимизацией сети учреждений сокращение общей численности учащихся только начинается.

В среднем профессиональном образовании сокращение контингента наблюдается с 2004 - 2005 учебного года. За последние два учебных года количество студентов уменьшилось на 1391 человек.

В высшем профессиональном образовании общая численность студентов увеличилась с 96849 человек в 2001 - 2002 учебном году до 131340 человек в 2004 - 2005 учебном году.

Сокращение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях привело к сокращению численности педагогических работников. За период с 2001 по 2005 год она сократилась на 7,6%, что составляет 4872 человека, в том числе только за последние два года - на 2402 человека. Однако потребность в педагогических кадрах сохраняется.

В 2005 - 2006 учебном году количество вакантных мест учителей английского языка составило 186 чел., математики - 122 чел., русского языка и литературы - 97 чел., физики - 91 чел., башкирского языка и литературы - 68 чел., физкультуры - 65 чел., музыки - 46 чел., химии - 45 чел., информатики - 37 чел.

В последнее время происходят изменения в кадровом составе сферы образования республики: снижается количество молодых работников и одновременно происходит старение педагогических кадров, фактически отсутствует система формирования резерва руководящих кадров, понижается статус педагога в обществе и растут требования к нему со стороны общества, различных групп населения (родителей, воспитанников и т.д.).

Так, если в 2001 году доля педагогов со стажем работы до 2-х лет составляла 7,4%, от 2-х до 5-ти лет - 9,3%, то в 2005 году - 6,4% и 8,02% соответственно от общего количества педагогических работников. Одной из причин такого сокращения является низкий уровень заработной платы.

В Республике Башкортостан по итогам первого полугодия 2005 года заработная плата в сфере образования составляла лишь 3939 рублей, или 62,6% от уровня средней заработной платы по отраслям экономики, и не более чем на 54% превышала величину прожиточного минимума трудоспособного населения. А заработная плата молодых педагогов после окончания учреждений среднего и высшего профессионального педагогического образования - в среднем около 1900 рублей, или 74,5% от уровня прожиточного минимума в республике.

В настоящее время номинальная заработная плата работников образования ниже уровня 1990 года примерно на треть, а реальная - ниже чем в конце 80-х годов.

Из-за низкой заработной платы педагогические работники не могут решить жилищно-бытовые проблемы, лишены возможности восстанавливать здоровье в лечебно-профилактических учреждениях, что непосредственно отражается на морально-психологическом и физиологическом самочувствии педагогов и результатах их работы. И это, как правило, при напряженном интенсивном труде с учебной нагрузкой, в 1,5 - 2,5 раза превышающей установленную ставку.

В результате этого в системе образования республики закрепляется лишь треть выпускников учреждений профессионального образования. Так, в 2005 году в образовательные учреждения были направлены 3977 выпускников учреждений среднего и высшего профессионального педагогического образования, обучавшихся в бюджетных группах. Из них приняты на работу 1442 человека, или 35,3%. В связи с этим в школах увеличивается доля учителей пенсионного возраста: 5,3% - в 2001 году, 7,7% - в 2005 году, то есть практически каждый 13-й школьный учитель - пенсионер (в 2001 году - каждый 19-й).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»