ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2006 г. N 274
О республиканской целевой программе "Педагогические кадры
Республики Башкортостан" на 2007 - 2009 годы
(с изменениями на 18 мая 2009 года)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 5 декабря 2007 года №351
Постановлением Правительства РБ от 18 мая 2009 года №177
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В целях дальнейшего развития, совершенствования кадрового потенциала в сфере образования, повышения престижа профессии и статуса педагога в обществе, улучшения социально-экономических условий его труда Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую республиканскую целевую программу "Педагогические кадры Республики Башкортостан" на 2007 - 2009 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство образования Республики Башкортостан.
3. Мероприятия и объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.
4. Рекомендовать Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан предусмотреть в проектах местных бюджетов средства на реализацию мероприятий Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра культуры и национальной политики Республики Башкортостан Илишева И.Г.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 25 сентября 2006 г. N 274
Содержание
Паспорт Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
2. Основные цели и задачи Программы
3. Сроки и этапы реализации Программы
4. Ресурсное обеспечение Программы
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
7. Система программных мероприятий
Паспорт
Программы
Наименование Программы Республиканская целевая программа
"Педагогические кадры Республики
Башкортостан" на 2007 - 2009 годы
Основания для разработки Закон Российской Федерации "Об
Программы образовании";
Закон Республики Башкортостан "Об образовании";
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года;
Программа развития образования Республики Башкортостан на 2004 - 2008 годы;
Закон Республики Башкортостан "О республиканских целевых программах";
план мероприятий по реализации основных задач, поставленных на республиканском августовском
совещании по образованию в 2005 году, утвержденный Премьер-министром Правительства Республики
Башкортостан 11 ноября 2005 года
Государственный заказчик Министерство образования Республики
Программы Башкортостан
(государственный
заказчик - координатор
Программы)
Основные разработчики Министерство образования Республики
Программы Башкортостан;
ГОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
Основные цели и задачи Цели:
Программы сохранение квалифицированного педагогического кадрового потенциала республики для обеспечения высокого
качества и эффективности образования;
повышение престижа педагогической профессии
Задачи:
формирование системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование профессионального
мастерства педагогических работников республики;
оказание государственной поддержки молодым педагогам республики;
обеспечение формирования и дальнейшего развития системы непрерывного педагогического образования;
повышение эффективности курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических работников;
усиление социальной защищенности педагогических работников республики
Важнейшие целевые Увеличение числа педагогических
показатели работников с высшим образованием с 76,6 до 85% - в общеобразовательных учреждениях, с 33,6 до 35% - в
учреждениях дошкольного образования, с 71,3 до 73% - в учреждениях дополнительного образования детей,
с 51,2 до 53% - в учреждениях начального профессионального образования за счет выпускников
вузов, организации заочного обучения работающих педагогов, оптимизации объемов профильной подготовки и
переподготовки кадров в учреждениях высшего, послевузовского профессионального педагогического образования;
увеличение доли педагогических работников в общеобразовательных учреждениях со стажем работы до 5
лет с 14,4 до 25% за счет выпускников учреждений среднего и высшего профессионального педагогического образования;
повышение квалификации не менее 20% педагогических работников общеобразовательных, дошкольных
учреждений, учреждений начального, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей;
обеспечение не менее 750 педагогических работников санаторно- курортным лечением;
переподготовка педагогических работников по актуальным направлениям развития образования
Срок реализации 2007 - 2009 годы, без деления на
Программы этапы
Исполнители основных Министерство образования Республики
мероприятий Программы Башкортостан;
ГОУ ВПО Башкирский государственный университет;
ГОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы;
ГОУ ВПО Стерлитамакская государственная педагогическая академия;
ГОУ ВПО Бирская государственная социально-педагогическая академия;
ФГОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет; администрации муниципальных районов
и городских округов Республики Башкортостан
Объемы и источники Объем финансирования Программы
финансирования составит 73,05 млн. рублей, в том
Программы числе за счет средств бюджета
Республики Башкортостан - 21,75 млн. рублей,
из них по годам:
2007 год - 7,25 млн. рублей;
2008 год - 7,25 млн. рублей;
2009 год - 7,25 млн. рублей;
за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан - 51,3 млн. рублей,
из них по годам:
2007 год - 24,3 млн. рублей;
2008 год - 14,0 млн. рублей;
2009 год - 13,0 млн. рублей;
объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан
Ожидаемые результаты Формирование эффективного рынка
реализации Программы педагогического труда, создание
и показатели социально- доступных для потребителя банков
экономической данных педагогических вакансий;
эффективности разработка и внедрение механизма прогнозирования потребности в
педагогических кадрах для учреждений дошкольного, общего образования, начального, среднего
профессионального образования и дополнительного образования детей;
трудоустройство и закрепление не менее 70% выпускников педагогических вузов и ссузов в образовательных учреждениях республики;
обеспечение мониторинга системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;
повышение квалификации не менее 20% педагогов от общего числа педагогических работников системы общего образования, начального,
среднего профессионального образования республики;
постоянное обновление содержания, обеспечение вариативности и гибкости учебных планов и программ профессиональной подготовки,
переподготовки педагогических кадров;
укрепление состояния здоровья педагогических работников
Контроль за исполнением Контроль за реализацией Программы
Программы осуществляет Министерство образования Республики Башкортостан в установленном порядке
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Современная образовательная сеть Республики Башкортостан характеризуется многообразием видов учреждений, что позволяет удовлетворять различные образовательные и воспитательные потребности детей, подростков и молодежи. В настоящее время в республике действуют 5589 разнопрофильных учреждений, из которых 1894 дошкольных, 3125 общеобразовательных (включая школы-интернаты, лицеи, гимназии), 33 вечерние (сменные) школы, 30 детских домов (включая семейные), 120 профессиональных училищ и лицеев, 299 учреждений дополнительного образования детей, 76 - среднего и 12 - высшего профессионального образования.
В образовательных учреждениях всех типов и видов обучаются и воспитываются более 1,0 млн. учащихся и студентов, работают более 100 тысяч педагогов. Их сеть представлена в следующей таблице:
(по состоянию на 1 января 2006 года)
Наименование | Количество | Количество | Количество педагогических | |
всего | в том числе с | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Дошкольного | 1894 | 146939 | 19181 | 33,6 |
Общеобразовательные | 3125 | 512500 | 62029 | 76,7 |
Дополнительного | 299 | 328421 | 6395 | 71,3 |
Начального | 120 | 49428 | 5812 | 51,2 |
Среднего | 76 | 87564 | 5968 | 94,4 |
Высшего | 12 | 134754 | 6949 | 100,0 |
Всего | 5526 | 1259606 | 101103 | 71,2 |
Демографические процессы, происходящие в стране, оказывают серьезное влияние на развитие сферы образования на всех ее уровнях.
В настоящее время демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу: контингент обучающихся здесь за пять лет сократился на 155 тыс. человек, в том числе на 24,9 тыс. человек в 2005 году.
В начальном профессиональном образовании в связи с оптимизацией сети учреждений сокращение общей численности учащихся только начинается.
В среднем профессиональном образовании сокращение контингента наблюдается с 2004 - 2005 учебного года. За последние два учебных года количество студентов уменьшилось на 1391 человек.
В высшем профессиональном образовании общая численность студентов увеличилась с 96849 человек в 2001 - 2002 учебном году до 131340 человек в 2004 - 2005 учебном году.
Сокращение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях привело к сокращению численности педагогических работников. За период с 2001 по 2005 год она сократилась на 7,6%, что составляет 4872 человека, в том числе только за последние два года - на 2402 человека. Однако потребность в педагогических кадрах сохраняется.
В 2005 - 2006 учебном году количество вакантных мест учителей английского языка составило 186 чел., математики - 122 чел., русского языка и литературы - 97 чел., физики - 91 чел., башкирского языка и литературы - 68 чел., физкультуры - 65 чел., музыки - 46 чел., химии - 45 чел., информатики - 37 чел.
В последнее время происходят изменения в кадровом составе сферы образования республики: снижается количество молодых работников и одновременно происходит старение педагогических кадров, фактически отсутствует система формирования резерва руководящих кадров, понижается статус педагога в обществе и растут требования к нему со стороны общества, различных групп населения (родителей, воспитанников и т.д.).
Так, если в 2001 году доля педагогов со стажем работы до 2-х лет составляла 7,4%, от 2-х до 5-ти лет - 9,3%, то в 2005 году - 6,4% и 8,02% соответственно от общего количества педагогических работников. Одной из причин такого сокращения является низкий уровень заработной платы.
В Республике Башкортостан по итогам первого полугодия 2005 года заработная плата в сфере образования составляла лишь 3939 рублей, или 62,6% от уровня средней заработной платы по отраслям экономики, и не более чем на 54% превышала величину прожиточного минимума трудоспособного населения. А заработная плата молодых педагогов после окончания учреждений среднего и высшего профессионального педагогического образования - в среднем около 1900 рублей, или 74,5% от уровня прожиточного минимума в республике.
В настоящее время номинальная заработная плата работников образования ниже уровня 1990 года примерно на треть, а реальная - ниже чем в конце 80-х годов.
Из-за низкой заработной платы педагогические работники не могут решить жилищно-бытовые проблемы, лишены возможности восстанавливать здоровье в лечебно-профилактических учреждениях, что непосредственно отражается на морально-психологическом и физиологическом самочувствии педагогов и результатах их работы. И это, как правило, при напряженном интенсивном труде с учебной нагрузкой, в 1,5 - 2,5 раза превышающей установленную ставку.
В результате этого в системе образования республики закрепляется лишь треть выпускников учреждений профессионального образования. Так, в 2005 году в образовательные учреждения были направлены 3977 выпускников учреждений среднего и высшего профессионального педагогического образования, обучавшихся в бюджетных группах. Из них приняты на работу 1442 человека, или 35,3%. В связи с этим в школах увеличивается доля учителей пенсионного возраста: 5,3% - в 2001 году, 7,7% - в 2005 году, то есть практически каждый 13-й школьный учитель - пенсионер (в 2001 году - каждый 19-й).