Республиканская программа
защиты прав потребителей в Республике Башкортостан
на 2008 - 2012 годы
Содержание
Паспорт Программы
1. Содержание проблемы обеспечения защиты прав потребителей и необходимость ее решения программными методами
2. Основные цели и задачи Программы
3. Сроки реализации Программы
4. Ресурсное обеспечение Программы
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
6. Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы и ожидаемые конечные результаты ее реализации
7. Система программных мероприятий
Паспорт Программы
Наименование Республиканская программа защиты прав потребителей в Республике Башкортостан на 2008 - 2012 годы
Программы
Основание для Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 марта 2008 года N 97 "О Республиканской программе развития конкуренции на продовольственных
разработки рынках Республики Башкортостан"
Программы
Государственный Правительство Республики Башкортостан
заказчик
Программы
Основные Управление Республики Башкортостан по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции;
разработчики Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (по согласованию)
Программы
Исполнители Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей;
Программы Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан;
Министерство экономического развития Республики Башкортостан;
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан;
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан;
Министерство связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан;
Управление ветеринарии Республики Башкортостан;
органы местного самоуправления в Республике Башкортостан (по согласованию);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (по согласованию);
Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан (по согласованию);
Башкортостанская таможня Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления (по согласованию);
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (по согласованию);
федеральное государственное учреждение Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан (по согласованию);
Управление по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан (по согласованию);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Башкортостан (по согласованию);
федеральное государственное учреждение здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан (по согласованию);
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ПМТУ Отдел (инспекция) в Республике Башкортостан (по согласованию);
Башкирская торговая ассоциация;
общественные организации по защите прав потребителей (по согласованию)
(в ред. Постановления Правительства РБ от 24 ноября 2010 года №445)
Основная цель Создание условий для реализации потребителями своих прав, установленных Законом Российской Федерации "О
Программы защите прав потребителей" и нормативными актами Российской Федерации и Республики Башкортостан
Основные задачи Разработка и реализация комплекса мер для обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Республике Башкортостан;
Программы содействие повышению правовой грамотности и информированности граждан Республики Башкортостан в вопросах защиты прав потребителей,
формирование
навыков рационального потребительского поведения;
повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Республики Башкортостан;
повышение качества и конкурентоспособности продукции, товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Республики Башкортостан;
повышение уровня квалификации специалистов служб по защите прав потребителей;
поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в Республике Башкортостан;
информирование потребителей в средствах массовой информации об опасных для здоровья и жизни потребителей товарах, работах и услугах, о состоянии
защиты прав потребителей в Республике Башкортостан и соблюдении законодательства о защите прав потребителей;
обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей Республики Башкортостан;
повышение действенности государственного и общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов потребителей;
снижение поступления на потребительский рынок некачественных и опасных товаров и услуг
Сроки реализации 2008 - 2012 годы (без деления на этапы)
Программы
Ресурсное Источником финансирования Программы являются собственные средства организаций республики
обеспечение
Программы
Важнейшие Уменьшение количества нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан в сфере потребительского рынка на 10%;
целевые увеличение количества споров между продавцами, изготовителями, исполнителями и потребителями, разрешаемых в досудебном порядке, на 20%;
индикаторы и увеличение удельного веса нарушений прав потребителей, устраненных в досудебном порядке, до 65%;
показатели увеличение числа удовлетворенных исков в защиту неопределенного круга лиц до 100%;
Программы и увеличение прироста просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей до 15%;
ожидаемые рост добровольного удовлетворения законных требований со стороны предпринимателей и юридических лиц (ежегодно до 5%);
конечные ускорение рассмотрения дел в судах по искам потребителей;
результаты ее повышение правосознания всех субъектов потребительского рынка;
реализации повышение уровня правовых знаний в сфере защиты прав потребителей и реализация системы самозащиты потребителями своих прав в связи с активной
разъяснительной работой с населением в рамках проводимых мероприятий;
снижение социальной напряженности, связанной с низким качеством обслуживания в сфере жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства,
банковских, платных медицинских и других видов услуг;
повышение качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Республики Башкортостан;
формирование общественного мнения о широких возможностях населения по защите своих потребительских прав;
усиление социальной защищенности населения;
повышение активности деятельности общественных организаций по защите прав потребителей;
обеспечение эффективного выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей на основе применения мер административной и гражданско-правовой ответственности;
определение и систематическая реализация комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе просвещение потребителей и предпринимателей, взаимодействие со средствами массовой информации, проведение различных гласных и публичных мероприятий
Система Контроль за реализацией Программы осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав
контроля потребителей (в ред. Постановления Правительства РБ от 24 ноября 2010 года №445)
за реализацией
Программы
1. Содержание проблемы обеспечения защиты прав потребителей
и необходимость ее решения программными методами
Создание условий для обеспечения и защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей является неотъемлемой частью социальной политики Республики Башкортостан.
Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав.
Недостаточное внимание к данному вопросу негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.
Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей должно стать создание на территории Республики Башкортостан благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам потребителя, является не защита уже нарушенных прав, а предупреждение и профилактика правонарушений.
Особую актуальность приобретает развитие досудебных форм разрешения споров, связанных с нарушением прав потребителей, ввиду длительных сроков рассмотрения дел по защите прав потребителей в судах общей юрисдикции.
Обеспечение безопасности товаров (работ, услуг) - основополагающая задача в области защиты прав потребителей. Применение мер по недопущению на потребительский рынок опасной и недоброкачественной продукции является одной из функций органов государственной власти, осуществляющих контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг).
Проводимая широкомасштабная пропаганда законодательства о защите прав потребителей и разъяснительная работа среди предпринимателей и населения позволяет разрешать большинство споров между потребителями и рыночными контрагентами без применения административной или судебной процедуры.
В республике проведена работа по внедрению обучения основам потребительских знаний в школах, гимназиях, колледжах и других учебных заведениях.