ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2008 г. N 343

Об утверждении Республиканской программы защиты прав
потребителей в Республике Башкортостан
на 2008 - 2012 годы

(с изменениями на 24 ноября 2010 года)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
 Постановлением Правительства РБ от 7 июля 2010 года №263
 Постановлением Правительства РБ от 24 ноября 2010 года №445
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу защиты прав потребителей в Республике Башкортостан на 2008 - 2012 годы (далее - Программа).

2. Республиканским органам исполнительной власти принять меры по реализации Программы в части вопросов, относящихся к их компетенции.

3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать и утвердить программы защиты прав потребителей на 2008 - 2012 годы.

4. Государственному комитету Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей ежегодно представлять отчет о ходе выполнения Программы в Правительство Республики Башкортостан. (в ред. Постановления Правительства РБ от 24 ноября 2010 года №445)

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Пустовгарова Ю.Л.

          (в ред. Постановления Правительства РБ от 24 ноября 2010 года №445)

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.С.Сарбаев





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 6 октября 2008 г. N 343

Республиканская программа
защиты прав потребителей в Республике Башкортостан
на 2008 - 2012 годы

     
Содержание

   Паспорт Программы


1. Содержание проблемы обеспечения защиты прав потребителей и необходимость ее решения программными методами

2. Основные цели и задачи Программы

3. Сроки реализации Программы

4. Ресурсное обеспечение Программы

5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения

6. Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы и ожидаемые конечные   результаты ее реализации

7. Система программных мероприятий


Паспорт Программы

     
Наименование        Республиканская  программа  защиты  прав  потребителей  в Республике Башкортостан на 2008 - 2012 годы
Программы         

Основание  для       Постановление Правительства  Республики  Башкортостан  от  31 марта 2008 года  N  97  "О  Республиканской  программе развития   конкуренции   на   продовольственных   
разработки               рынках   Республики Башкортостан"

Программы         


Государственный   Правительство Республики Башкортостан
заказчик
Программы

Основные                 Управление  Республики  Башкортостан   по   защите   прав  потребителей  и  контролю   за   оборотом   и   качеством алкогольной продукции;
разработчики          Управление Федеральной службы по надзору в  сфере  защиты  прав потребителей и благополучия человека  по  Республике Башкортостан (по согласованию)
Программы         

Исполнители           Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей;
Программы              Министерство     сельского      хозяйства      Республики Башкортостан;
                                     Министерство    экономического    развития     Республики Башкортостан;                                    

                                     Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан;           

                                     Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;

                                     Государственная     жилищная     инспекция     Республики Башкортостан;                                     

                                     Министерство связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан;                                    

                                     Управление ветеринарии Республики Башкортостан;

                                     органы    местного    самоуправления     в     Республике Башкортостан (по согласованию);
                          Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (по согласованию);
                                     Министерство внутренних дел  по  Республике  Башкортостан (по согласованию);
                                     Башкортостанская таможня  Федеральной  таможенной  службы Приволжского таможенного управления (по согласованию);
                                     Управление   Федеральной   антимонопольной   службы    по Республике Башкортостан (по согласованию);
                                     федеральное     государственное     учреждение  Центр стандартизации,  метрологии  и  сертификации   Республики Башкортостан (по согласованию);
                                     Управление по  ветеринарному  и  фитосанитарному  надзору по Республике Башкортостан (по согласованию);
                                     Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Башкортостан (по согласованию);
                                      федеральное  государственное  учреждение  здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в  Республике  Башкортостан (по согласованию);
                                      Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ПМТУ Отдел (инспекция) в Республике Башкортостан (по согласованию);
                                      Башкирская торговая ассоциация;                                      

                                      общественные организации по защите прав потребителей (по согласованию)   

                                      (в ред. Постановления Правительства РБ от 24 ноября 2010 года №445)

Основная     цель      Создание  условий  для  реализации  потребителями   своих прав,  установленных  Законом  Российской  Федерации   "О
Программы                 защите   прав   потребителей"   и   нормативными   актами Российской Федерации и Республики Башкортостан

Основные задачи     Разработка и реализация  комплекса  мер  для  обеспечения  эффективной  и  доступной  защиты  прав  потребителей   в   Республике Башкортостан;
Программы              содействие повышению правовой грамотности и информированности граждан Республики Башкортостан в вопросах защиты прав потребителей,
                                       формирование
                                       навыков рационального потребительского поведения;
                                       повышение  уровня  правовой   грамотности   хозяйствующих субъектов,   работающих    на    потребительском    рынке  Республики Башкортостан;
                              повышение качества и конкурентоспособности продукции, товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Республики Башкортостан;
                                       повышение  уровня  квалификации  специалистов  служб   по защите прав потребителей;
                                       поддержка   общественных   организаций,    осуществляющих  деятельность по обеспечению защиты  прав  потребителей  в Республике Башкортостан;
                             информирование потребителей в средствах массовой информации об опасных для здоровья и жизни потребителей товарах, работах и услугах, о состоянии
                                       защиты  прав потребителей  в  Республике  Башкортостан  и   соблюдении законодательства о защите прав потребителей;
                                       обеспечение   функционирования   системы   защиты    прав потребителей Республики Башкортостан;
                                       повышение      действенности государственного и  общественного контроля за  соблюдением  законных  прав  и интересов потребителей;
                                       снижение    поступления    на    потребительский    рынок некачественных и опасных товаров и услуг

Сроки  реализации  2008 - 2012 годы (без деления на этапы)
Программы

Ресурсное                    Источником     финансирования     Программы      являются  собственные средства организаций республики
обеспечение     
Программы

Важнейшие                Уменьшение    количества    нарушений    законодательства Российской Федерации и Республики  Башкортостан  в  сфере потребительского рынка на 10%;
целевые                      увеличение   количества    споров    между    продавцами,   изготовителями,       исполнителями     и  потребителями, разрешаемых в досудебном порядке, на 20%;
индикаторы и             увеличение удельного веса  нарушений  прав  потребителей,  устраненных в досудебном порядке, до 65%;
показатели                 увеличение   числа   удовлетворенных   исков   в   защиту неопределенного круга лиц до 100%;
Программы и             увеличение  прироста  просветительской   деятельности   в сфере защиты прав потребителей до 15%;
ожидаемые                рост  добровольного  удовлетворения  законных  требований со стороны предпринимателей и юридических  лиц  (ежегодно  до 5%);
конечные                     ускорение   рассмотрения   дел   в   судах    по    искам    потребителей;
результаты ее            повышение правосознания всех  субъектов  потребительского рынка;
реализации                повышение уровня правовых  знаний  в  сфере  защиты  прав потребителей    и    реализация    системы     самозащиты потребителями   своих   прав   в   связи    с  активной
                                       разъяснительной   работой   с   населением    в    рамках проводимых мероприятий;
                                       снижение социальной  напряженности,  связанной  с  низким качеством  обслуживания  в  сфере   жилищно-коммунального хозяйства, долевого  строительства,
                                       банковских,  платных  медицинских и других видов услуг;
                                       повышение    качества     товаров     (работ,     услуг),  предоставляемых  на  потребительском   рынке   Республики Башкортостан;
                                      формирование    общественного    мнения     о     широких возможностях населения по  защите  своих  потребительских  прав;
                                       усиление социальной защищенности населения;
                                       повышение    активности     деятельности     общественных  организаций по защите прав потребителей;
                                       обеспечение эффективного выбора  форм  и  методов  защиты нарушенных прав потребителей  на  основе  применения  мер административной и гражданско-правовой  ответственности;
                                       определение  и   систематическая   реализация   комплекса превентивных  мер,  направленных  на   предупреждение   и минимизацию нарушений  прав  потребителей,  в том  числе просвещение     потребителей     и      предпринимателей, взаимодействие   со   средствами   массовой   информации, проведение различных гласных и публичных мероприятий

Система                       Контроль   за    реализацией    Программы    осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав
контроля                      потребителей  (в ред. Постановления Правительства РБ от 24 ноября 2010 года №445)             
за    реализацией     
Программы                  

     
1. Содержание проблемы обеспечения защиты прав потребителей
и необходимость ее решения программными методами

Создание условий для обеспечения и защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей является неотъемлемой частью социальной политики Республики Башкортостан.

Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав.

Недостаточное внимание к данному вопросу негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.

Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей должно стать создание на территории Республики Башкортостан благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам потребителя, является не защита уже нарушенных прав, а предупреждение и профилактика правонарушений.

Особую актуальность приобретает развитие досудебных форм разрешения споров, связанных с нарушением прав потребителей, ввиду длительных сроков рассмотрения дел по защите прав потребителей в судах общей юрисдикции.

Обеспечение безопасности товаров (работ, услуг) - основополагающая задача в области защиты прав потребителей. Применение мер по недопущению на потребительский рынок опасной и недоброкачественной продукции является одной из функций органов государственной власти, осуществляющих контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг).

Проводимая широкомасштабная пропаганда законодательства о защите прав потребителей и разъяснительная работа среди предпринимателей и населения позволяет разрешать большинство споров между потребителями и рыночными контрагентами без применения административной или судебной процедуры.

В республике проведена работа по внедрению обучения основам потребительских знаний в школах, гимназиях, колледжах и других учебных заведениях.

Вместе с тем для обеспечения действенности государственной политики в области защиты прав потребителей требуется сохранение старых и разработка новых организационных подходов, укрепление республиканской системы защиты прав потребителей. Реализация Программы позволит решить эти задачи.

Для достижения положительного эффекта такая работа должна проводиться не только с потребителями, но и с производителями, изготовителями, предпринимателями, работающими на потребительском рынке.

Работа с потребителями должна быть направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты. Прежде всего, это включает в себя проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д. Другой важной составляющей такой работы является информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах). В первую очередь это касается реформируемых секторов потребительского рынка - жилищно-коммунального хозяйства, медицины, сферы образования и других, поскольку ход реформирования во многом зависит от полной и объективной информированности граждан-потребителей и изменения сложившихся у них стереотипов.

Работа с предпринимателями (изготовителями, исполнителями работ, услуг) должна быть направлена в первую очередь на информирование предпринимателей о нормах законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан, а также санкциях за их нарушение, на облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке.

2. Основные цели и задачи Программы


Основной целью настоящей Программы является создание условий для реализации потребителями своих прав, установленных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и нормативными актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Основными задачами, направленными на достижение цели Программы, являются:

разработка и реализация комплекса мер для обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Республике Башкортостан;

содействие повышению правовой грамотности и информированности граждан Республики Башкортостан в сфере защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения;

повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Республики Башкортостан;

повышение качества и конкурентоспособности продукции, товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Республики Башкортостан;

повышение уровня квалификации специалистов служб по защите прав потребителей;

поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в Республике Башкортостан;

информирование потребителей в средствах массовой информации об опасных для здоровья и жизни потребителей товарах, работах и услугах, о состоянии защиты прав потребителей в Республике Башкортостан и соблюдении законодательства о защите прав потребителей;

обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей Республики Башкортостан;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»