Транспортный комплекс Республики Башкортостан в настоящее время является одним из самых развитых в Российской Федерации. Транспортная система Республики включает все виды транспорта и играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. В значительной степени это обусловлено срединным экономико-географическим положением республики, ее транзитной ролью между Востоком и Западом России. По территории Республики Башкортостан проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные, речные и трубопроводные магистрали, связывающие европейскую часть РФ с Уралом и Сибирью.
Общая протяженность дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности, в Республике Башкортостан составляет около 26585 км, в т.ч. железных - 1457 км, автомобильных - 25128 км, а также водных путей, пригодных для судоходства - 940 км.
Основу транспортной сети республики составляют железнодорожная сеть, центром которой является Уфимский транспортный узел, к которому подходят пять радиальных железнодорожных направлений: Уфа - Самара, Уфа - Ульяновск, Уфа - Челябинск, Уфа - Оренбург, Уфа - Магнитогорск. А также на севере: Казань - Свердловск - Челябинск. Железнодорожные пути транспорта проходят по территории: Туймазинского, Уфимского, Белебеевского, Альшеевского, Иглинского, Салаватского, Архангельского, Гафурийского, Стерлитамакского, Инзерского, Белорецкого, Абзелиловского, Баймакского, Янаульского и Белокатайского лесничеств.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1457 км.
Республика Башкортостан располагает развитой сетью водного транспорта, основными артериями которого являются реки Кама (40 км) и Белая. Река Белая - составляющая часть единой глубоководной транспортной системы европейской части России, обеспечивающая доступ к портам Каспийского, Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов. Белая объединяет сеть судоходных путей общей протяженностью 900 км. Крупные судоходные притоки: Уфа, Сим, Юрюзань. Судоходные пути транспорта проходят по территории Архангельского, Иглинского, Уфимского, Бирского, Дюртюлинского, Янаульского, Аскинского, Караидельского и Нуримановского лесничеств. Важными путями сообщения были 12734 реки (суммарная длина 57366 км), 2720 озер, в т.ч. 94 водохранилища (площадь зеркала водоемов 427,1 км(2)), однако в связи с отменой молевого сплава древесины они для транспортной доступности освоения лесов утратили свое значение (Атлас, 2005).
Молевой сплав древесины производился в плотах и на судах по рекам Белая, Уфа и Юрюзань до 1980 г.
Автомобильные дороги представлены дорогами общего пользования федерального значения областного и местного значения, по которым осуществляется связь с соседними регионами.
По территории Республики проходят автомобильные дороги федерального значения: М-5 "Урал" (Москва - Уфа), М-7 "Волга" (Москва - Уфа) и автодорога Уфа - Оренбург, а также Западный обход г. Уфы на участке от Авдона до Подымалово (включенная Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 N 920 в перечень дорог федерального значения). В связи с передачей в федеральную собственность указанных автомобильных дорог, общая протяженность федеральных дорог в республике увеличилась на 292 км и составляет 778 км.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 ноября 2008 N 410 "О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Республики Башкортостан" утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Республики Башкортостан. Согласно данного постановления общая протяженность дорог регионального значения 2950,2 км и межмуниципального значения - 11181,5 км.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 ноября 2008 N 406 "Об утверждении перечня государственного имущества - автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан местного значения, передаваемого в муниципальную собственность муниципальных районов, городских округов и поселений Республики Башкортостан", таковых дорог муниципального значения в республике 10218,4 км.
Основными путями транспорта, по которым производится вывозка заготовленной древесины, в лесах лесничеств являются дороги общего пользования и специализированные дороги, построенные лесничествами и лесозаготовителями. Они связывают места заготовки древесины и отдельные лесные кварталы с пунктами вывозки и переработки древесины, лесными поселками и транзитными путями. Лесные дороги в Республике Башкортостан представлены автомобильными дорогами с песчано-гравийным покрытием и бетонным колейным покрытием. С лесосек заготовленная древесина вывозится на нижние склады, расположенные в районных центрах, лесных поселках, центральных усадьбах сельхозпредприятий и в соседние области для переработки (Челябинская, Оренбургская и др.).
По состоянию на 1 января 2009 г. в лесничествах имелось 39722 км дорог, в том числе 32449 км автомобильных грунтовых дорог, из них: 26349 км лесных дорог и общего пользования 6100 км. Сеть путей транспорта явно недостаточна и составляет 6,9 км на 1000 га земель лесного фонда, в т.ч. густота дорожной сети только лесных дорог составляет 4,6 км на 1000 га.
Удельный вес лесных дорог 1 - 3 типов от общей протяженности дорожной сети составляет 67,8%. По типам лесных дорог, на дороги 3 типа с шириной проезжей части 3,0 метра приходится 72,8% (таблица 50).
Средняя густота всех видов дорог (кроме железных дорог и зимников) на 1000 га площади лесного фонда составляет 6,9 км. По отдельным лесничествам густота дорог на 1000 га площади лесного фонда колеблется в больших пределах от 1,4 до 17,6 км. По лесным районам республики распределение также неравномерное: в хвойно-широколиственном районе 8,0 км/1000 га, в лесостепном - 11,9 и в Южно-Уральском - 6,1. В связи со спадом объемов лесозаготовок техническое состояние лесных дорог ухудшилось. Грунтовые дороги требуют улучшения и ремонта. Проезд по ним возможен только в сухое время года, а на отдельных участках только транспортом повышенной проходимости.
Наибольшая насыщенность дорогами отмечается в центральных и юго-западных районах, наименьшая - в юго-восточных районах республики. Для целей лесного хозяйства в той или иной степени используются все дороги, имеющиеся в лесах. Не хватает улучшенных дорог с твердым покрытием круглогодового действия. Недостаток улучшенных грунтовых дорог и неравномерность размещения их по территории создает большие затруднения в лесохозяйственной деятельности лесничеств. Работы по ремонту дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения выполнялись лесничествами. Общая протяженность построенных лесничествами противопожарных дорог на 1 января 2009 г. составляет 175 км и отремонтировано 181 км.