Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (с изменениями на: 11.11.2016)

Таблица 118

Шкала предельно допустимых рекреационных нагрузок на 1 га лесного фонда в различных условиях лесорастительных зон хвойных, смешанных и лиственных лесов, чел./га

Протяженность дорожной сети на 1000 га лесного фонда, км

Ольха черная

Ель, пихта

Ольха серая

Сосна, лиственница, кедр

Дуб, клен остролистный, ясень

Осина, ива белая, тополь

Береза

Липа, вяз

Молодняки

До 10

-/0,6

0,7/0,6

1,0/0,7

1,1/0,7

1,2/-

1,3/-

1,4/0,8

1,5/-

11 - 15

-/0,7

0,8/0,7

1,2/0,8

1,3/0,8

1,4/-

1,5/-

1,7/0,9

1,8/-

16 - 20

-/0,8

0,9/0,8

1,4/0,9

1,5/0,9

1,6/-

1,8/-

1,9/1,0

2,0/-

21 - 25

-/0,9

1,0/0,9

1,5/1,0

1,6/1,0

1,8/-

1,9/-

2,1/1,1

2,2/-

Более 25

-/0,9

1,1/0,9

1,6/1,1

1,8/1,1

1,9/-

2,1/-

2,2/1,2

2,4/-

Средневозрастные и приспевающие насаждения

До 10

-/0,8

1,0/0,8

1,4/0,9

1,5/0,9

1,6/-

1,7/-

1,8/1,0

1,9/-

11 - 15

-/0,9

1,2/0,9

1,7/1,1

1,8/1,1

1,9/-

2,0/-

2,1/1,2

2,3/-

16 - 20

-/1,0

1,4/1,0

1,9/1,2

2,0/1,2

2,2/-

2,3/-

2,9/1,3

2,6/-

21 - 25

-/1,1

1,5/1,1

2,1/1,3

2,2/1,3

2,4/-

2,5/-

2,7/1,4

2,8/-

Более 25

-/1,2

1,6/1,2

2,2/1,4

2,4/1,4

2,6/-

2,7/-

2,5/1,5

3,0/-

Спелые и перестойные насаждения

До 10

-/0,7

0,9/0,7

1,2/0,8

1,5/0,8

1,4/-

1,5/-

1,6/0,9

1,7/-

11 - 15

-/0,8

1,1/0,8

1,4/0,9

1,5/0,9

1,7/-

1,8/-

1,9/1,0

2,0/-

16 - 20

-/0,9

1,2/0,9

1,6/1,0

1,8/1,0

1,9/-

2,0/-

2,2/1,2

2,3/-

21 - 25

-/1,0

1,3/1,0

1,8/1,1

1,9/1,1

2,1/-

2,2/-

2,4/1,3

2,5/-

Более 25

-/1,1

1,4/1,1

1,9/1,2

2,1/1,2

2,2/-

2,4/-

2,6/1,4

2,7/-



Примечание:

В числителе - на дренированных почвах; в знаменателе - на избыточно-увлажненных.

Дренированные почвы: А1, А2, А3, В2, В3, С2, С3, D2, D3.

Избыточно-увлажненные почвы: А4, А5, В4, В5, С4, С5.

Предельно допустимые рекреационные нагрузки: для насаждений с преобладанием сосны в типах лесорастительных условий А1 - 0,4, А2 - 0,8 чел./га; для насаждений с преобладанием березы в типах лесорастительных условий А2 - 0,9 чел./га.

При переводе данных шкалы в чел.-ч/га их умножают на 8,0.

Для применения данных шкалы в холмистой и горной местности их перемножают на коэффициенты, одинаковые для всех древесных пород и групп их возраста: при крутизне склона 4 - 10° коэффициент 0,8; 11 - 15° - 0,6; 16° и более - 0,5.

Протяженность дорожной сети приведены для условий комплексного благоустройства территории лесных массивов.


К целевым показателям по уменьшению антропогенного воздействия в отношении рекреационных объектов следует отнести следующие условия, в обязательном порядке закладываемые в проекты освоения лесов.

1. Проектирование возведения временных целевых сооружений только на нелесных и не покрытых лесной растительностью землях, с сохранением лесных земель не менее 50 - 60% общей площади лесного участка.

2. Проектирование специальных мероприятий по уменьшению дигрессии среды, при этом на участках с третьей и более степенью дигрессии такие мероприятия обязательны.

3. При преобладании в составе лесного участка нелесных или не покрытых лесной растительностью земель проектируются мероприятия по увеличению покрытых лесной растительностью земель.

В объектах, арендуемых для заготовки древесины процесс антропогенного воздействия регламентируется комплексом мер по соблюдению нормативных документов по всему технологическому циклу от проектирования способов заготовки до лесовосстановления вырубленных площадей.

Дополнительно к определенному комплексу мер в условиях области устанавливается требование по запрещению переруба и равномерному освоению расчетных лесосек в пределах хозсекций (пород).

Использование расчетной лесосеки, ввиду применения экономических и технических условий, устанавливается как среднее за 5-летний период. При осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства целевым показателем по уменьшению нагрузки на лес является требование по сохранению оптимальной численности животных и, прежде всего, копытных.

Обязательства пользователей животного мира по предотвращению ущерба среде обитания закреплены в статье 56 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире".

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйствам, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйствам, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Применение указанной статьи зависит, прежде всего, от выполнения значений оптимальной численности и, следовательно, от величины отстрела.

Существенный вред лесным экосистемам наносит разработка месторождений полезных ископаемых. Основной мерой, обеспечивающей восстановление лесной среды после разработки месторождений, является рекультивация земель. Технология рекультивации, график ее проведения детально рассматриваются в проектах освоения лесов, и задача органов управления состоит в надлежащем контроле за ходом работ по рекультивации.

Третья группа факторов, оказывающих влияние на лес, представлена мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов. Эти мероприятия призваны улучшать состояние лесов, обеспечивают его охрану и защиту, их проведение регламентируется комплексом нормативных документов. При практическом применении возможных технических решений предпочтение следует отдавать мероприятиям с меньшим объемом искусственного воздействия на леса.