Недействующий

Об утверждении комплексной программы развития библиотечного дела в Республике Башкортостан на 2000-2005 годы (с изменениями на 16 мая 2003 года)


Утверждена
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 18 мая 1999 г. N 139


Комплексная программа
развития библиотечного дела в Республике
Башкортостан на 2000-2005 годы


Паспорт Комплексной Программы развития библиотечного дела в Республике Башкортостан на 2000-1005 годы

Заказчик                 Кабинет Министров Республики Башкортостан

Разработчики      Министерство культуры  Республики  Башкортостан,  Национальная библиотека      им.     А.-З.Валиди
                                   Республики Башкортостан


Сроки             2000-2005 годы
реализации

Система           Ежегодные отчеты соответствующих  министерств  и
контроля          ведомств  о  ходе  выполнения программы Кабинету   Министров Республики Башкортостан



Исполнители       Кабинет Министров Республики Башкортостан,

                  Центр правительственной  связи  и  информации  в
                  Республике Башкортостан,

                  Министерство экономики Республики Башкортостан,

                  Министерство финансов Республики Башкортостан,

                  Министерство   внешнеэкономических связей   и
                  торговли Республики Башкортостан, (в ред.Постановления Правительства РБ от 16 мая 2003 года №118)

                  Министерство внутренних      дел      Республики
                  Башкортостан,

                  Министерство здравоохранения          Республики
                  Башкортостан,

                  Министерство культуры Российской Федерации,

                  Министерство культуры Республики Башкортостан,

                  Министерство народного  образования   Республики
                  Башкортостан,

                  Министерство печати   и   массовой    информации
                  Республики Башкортостан,

                  Министерство труда и социальной защиты населения
                  Республики Башкортостан,

                  Министерство юстиции Республики Башкортостан,

                  Министерство строительства и  жилищной  политики
                  Республики Башкортостан,

                  Государственный комитет Республики  Башкортостан
                  по  науке,  высшему и среднему профессиональному
                  образованию,

                  Управление по  делам   молодежи   при   Кабинете
                  Министров Республики Башкортостан,

                  Управление по   делам   архивов   при   Кабинете
                  Министров Республики Башкортостан,

                  Центральное духовное    управление     мусульман
                  России, Европейских стран СНГ и Балтии,

                  Совет Федерации      профсоюзов       Республики
                  Башкортостан,

                  администрации районов и городов,

                  Национальная библиотека   им.    А.-З.    Валиди
                  Республики Башкортостан,

                  Башкирская республиканская           специальная
                  библиотека для слепых,

                  центральные муниципальные библиотеки,

                  библиотеки других систем и  ведомств  Республики
                  Башкортостан,

                  Уфимский научный центр РАН,

                  Академия наук Республики Башкортостан,

                  Челябинский государственный институт искусства и
                  культуры,

                  Республиканский учебно - методический  центр  по
                  образованию   Министерства  культуры  Республики
                  Башкортостан,

                  Уфимский библиотечный техникум - колледж,

                  Национальный музей Республики Башкортостан,
                  Государственная книжная    палата     Республики
                  Башкортостан,

                  Издательство "Китап",

                  Республиканский научно - технологический       и
                  информационный  комплекс "Баштехинформ" Академии
                  наук Республики Башкортостан,

                  Информационно -      коммуникационный      центр
                  "Экспресс",         акционерное         общество
                  "Башинформсвязь",  государственное   предприятие
                  торговый центр "Башкнига"

Содержание

Введение

1. Характеристика состояния библиотек Республики Башкортостан. Характеристика населения Республики Башкортостан, обслуживаемого библиотеками

2. Концепция развития библиотечного дела

3. Основные направления развития библиотечного дела

3.1. Совершенствование сети и структуры библиотек

3.1.1. Укрепление центральной библиотеки - Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди

3.1.2. Башкирская республиканская специальная библиотека для слепых и обслуживание инвалидов

3.1.3. Детские (юношеские) библиотеки - центры культуры, информации, досуга и общения детей, молодежи

3.2. Формирование информационного потенциала библиотек, его раскрытие и использование

3.2.1. Рукописные и редкие фонды

3.3. Создание республиканской информационно - библиотечной компьютерной сети

3.4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации библиотечных кадров

3.5. Научно - методическое обеспечение развития библиотечного дела

4. Механизм реализации программы

4.1. Новая структура управления библиотеками

4.2. Укрепление правовых основ деятельности библиотек

4.3. Экономические основы управления библиотеками

Приложение


Введение

Законы Республики Башкортостан "О культуре",  "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О культуре", "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов" определяют основные задачи и принципы государственной политики в области библиотечного дела.

Организационной основой государственной политики Республики Башкортостан в библиотечном деле до 2005 года должна стать Комплексная программа развития библиотечного дела Республики Башкортостан на 2000-2005 гг. (далее - Программа), которая обеспечит реализацию отраслевых законов.

Программа разработана в соответствии с Концепцией социально - экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года, тенденциями реформирования библиотечных систем в развитых странах и в России, результатами отечественных и зарубежных исследований проблем библиотек, программой создания Общероссийской информационно - компьютерной сети "ЛИБНЕТ", рекомендациями Парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу "О библиотечном обслуживании населения Российской Федерации", состоявшихся 24 апреля 1998 года.

Программа предусматривает осуществление необходимых изменений в сфере библиотечного обслуживания во взаимосвязи с изменениями в политической, социальной и экономической жизни Республики Башкортостан, а также сохранение достигнутых результатов.

Программа содержит четыре раздела: аналитический, концептуальный, собственно программный, управленческий.

Программа содержит нормативы и меры, необходимые для реализации законов Республики Башкортостан "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов". Она рассчитана на период с 2000 до 2005 года и предусматривает необходимые дополнения, уточнения и корректировку включенных мероприятий в процессе ее осуществления.

1. Характеристика состояния библиотек Республики Башкортостан. Характеристика населения Республики
Башкортостан, обслуживаемого библиотеками

В Республике Башкортостан проживает 4104 тыс. человек, в т.ч. в городах - 2661,1 тыс. (65%), в сельской местности - 1442,9 тыс. (35%).

Численность детского населения составляет 942770 человек (в городах - 567482, в селе - 375288). Это составляет 23% общей численности населения. Дети обучаются в 3322 общеобразовательных школах (708200 учащихся), в 33 школах для детей с физическими и умственными недостатками (18616 учащихся), воспитываются в 2218 дошкольных учреждениях (156800 детей). Кроме того, в республике 17907 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Численность молодежи составляет более 900 тыс. человек, т.е. 22% от общей численности населения республики, из них 75% - работающая молодежь (в т.ч. 24% в селе), 5,9% - студенты вузов, 7,5% - студенты ссузов, 14,2% - учащиеся средних общеобразовательных школ и профессионально - технических училищ.

В республике около 140 тысяч инвалидов (3,4% общей численности населения), в том числе более 6 тысяч инвалидов по зрению.

Республика Башкортостан - многонациональное государство. Наиболее многочисленные этнические группы населения: русские - 39,3%, татары - 28,4%, башкиры - 21,9%, чуваши - 3,0%, марийцы - 2,7%, украинцы - 1,9%.

Библиотечное обслуживание населения Республики Башкортостан осуществляет разветвленная сеть библиотек разных форм собственности и ведомственной принадлежности. Среди них - одна библиотека федерального подчинения (Научная библиотека Уфимского научного центра РАН), несколько библиотек республиканского подчинения (Национальная библиотека им. А.-З. Валиди с детским и юношеским филиалами, Башкирская республиканская специальная библиотека для слепых с 20 подразделениями, Республиканская медицинская библиотека и др.), 2104 школьных, 108 массовых библиотек профсоюзов и других ведомств и организаций, 11 библиотек государственных и негосударственных вузов, 76 библиотек средних специальных учебных заведений.
Количество профсоюзных библиотек за последние 9 лет сократилось с 260 до 56 (или на 70%), их книжные фонды уменьшились с 5 млн. экземпляров до 1,5 млн. экземпляров. 56 библиотек со всем имуществом было передано в муниципальную сеть, остальные библиотеки при ликвидации передали свои книжные фонды муниципальным и техническим библиотекам предприятий. Только за два последних года объемы новых поступлений печатных изданий упали на 58,1%. Численность работников базовой библиотеки Совета Федерации профсоюзов Республики Башкортостан сокращена с 24 до 2 человек. VI Пленум Совета Федерации профсоюзов Республики Башкортостан (декабрь 1998 года) обсудил вопрос "О практике работы профсоюзных организаций по обеспечению социальных гарантий работников через коллективные договоры" и признал целесообразным осуществлять на местах все возможные меры по сохранности объектов социально - культурной сферы, доступности оказываемых ими услуг.

Актуальным для республики остается вопрос передачи городских профсоюзных библиотек в муниципальную собственность, который не решается из-за отсутствия средств.

Задачей библиотек учебных заведений является обеспечение учащихся, студентов и преподавателей учебниками и учебной литературой. Ими пользуется 28% населения республики. Фонд школьных библиотек Республики Башкортостан составляет 5517 тыс. экз. В связи с отсутствием средств за последние годы он пополнялся, в основном, за счет учебников и учебно - методических пособий, многие школы не имели возможности приобретать художественную литературу. В 1998 году заказ по изданию учебников республиканского комплекта был выполнен издательством "Китап" на 72,5%. Библиотечное обслуживание осуществляют 2213 библиотечных работников, 59 из которых (2,6%) имеют высшее библиотечное образование, 526 (23,7%) - среднее специальное, 448 (20,4%) - высшее педагогическое образование.

Из 15 вузов республики (10 государственных и 5 коммерческих) имеют библиотеки 10 государственных и 1 коммерческий. Их совокупный книжный фонд составляет 5272 тыс. экземпляров. В 1998 году они обслужили 202 тыс. студентов и преподавателей. Количество посещений составляет более 2,6 млн. раз, книговыдача - более 6 млн. изданий. Количество поступлений в фонды вузовских библиотек с 1996 года увеличилось на 25 тыс. экземпляров (25%). Библиотечное обслуживание осуществляют 429 работников, 64 из которых (14,5%) имеют высшее образование, 117 (26,9%) - среднее специальное. Количество библиотечных работников в вузах за последние 3 года возросло на 25 человек (6,1%).

Основу библиотечной системы республики составляют общедоступные государственные и муниципальные библиотеки системы Министерства культуры. Среди них - Национальная библиотека им. А.-З. Валиди Республики Башкортостан, Башкирская республиканская специальная библиотека для слепых и 1747 муниципальных библиотек, объединенных в 69 централизованных библиотечных систем. Они составляют 41,5% от общего числа учреждений культуры Республики Башкортостан (1749 из 4200).

По количеству массовых библиотек Башкортостан занимает первое место в России. Они обслуживают около 46% населения республики, в т.ч. около 72% сельского населения. В количественном отношении сеть библиотек увеличилась с 1991 года на 56 (3,3%).

Постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 27 апреля 1992 года N 110 Башкирская республиканская научная библиотека им. Н.К. Крупской преобразована в Национальную библиотеку Республики Башкортостан, Постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 23 июля 1992 года N 249 Национальной библиотеке присвоено имя Ахмет - Заки Валиди. Национальная библиотека им. А.-З. Валиди (далее - Национальная библиотека) за годы своего существования превратилась в одну из крупнейших библиотек Российской Федерации, стала национальным хранилищем документов, научно - методическим и информационно - библиографическим центром для библиотек республики. В соответствии с Законом Республики Башкортостан "О библиотечном деле" Национальная библиотека является государственной, центральной, универсальной, научной, общедоступной библиотекой Республики Башкортостан, культурным центром республиканского значения, национальным хранилищем документов, республиканским центром научно - исследовательской работы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Национальная библиотека относится к особо ценным объектам культурного наследия народов Республики Башкортостан, является государственной собственностью.

В фондах Национальной библиотеки насчитывается более 3 млн. 110 тыс. экземпляров документов, она ежегодно обслуживает более 80 тыс. читателей, регистрирует свыше 540 тыс. посещений, имеет разветвленную структуру. С 1988 года она является единственным в Российской Федерации объединением библиотек, включающим универсальную научную библиотеку, республиканские детскую и юношескую.

Национальная библиотека осуществляет методическое руководство 69 централизованными библиотечными системами, оказывает влияние на работу библиотек всех систем и ведомств Республики Башкортостан, а также на библиотеки, обслуживающие башкирское население за пределами республики.

Вместе с тем за последние годы возможности Национальной библиотеки не позволяют ей выполнять в полном объеме возложенные на нее задачи. Стало заметным ее материально - техническое несовершенство, она не может принять и обслужить всех желающих. Ее здание, построенное в 1960 году и рассчитанное на 750 тыс. экземпляров книг, в настоящее время перегружено более чем в три раза, из-за чего высока пожароопасность, удлиняется время поиска нужных для читателя книг.

Отсутствие хорошего комплекса специализированной аппаратуры для хранения, обработки и передачи информации не позволяет обеспечить требуемые в современных условиях номенклатуру и объем услуг, освоить новые информационные технологии, сделать труд работников библиотеки и читателей более производительным, снизить рабочие и психологические нагрузки.

Не в полной мере обеспечивается формирование и сохранность фонда "Память башкирского народа". Отсутствует ряд дореволюционных изданий краеведческого характера и публикаций башкирских авторов, изданных за пределами республики.

Слабо развита социальная инфраструктура Национальной библиотеки. Оплата и условия труда, необеспеченность жильем сотрудников не стимулируют привлечение на работу ученых, специалистов высокого профессионального класса. Занимая второе место в Российской Федерации среди областных и национальных библиотек по числу посещений, третье - по числу читателей, восьмое - по объему книжного фонда, по затратам на приобретение российских книг она занимает только двадцать второе место, по количеству персональных компьютеров - двадцать девятое, по объему электронного каталога - двадцать седьмое, по бюджетному финансированию - двадцатое.

Все это может привести к изоляции Национальной библиотеки от мировых информационных ресурсов.
Согласно федеральному и республиканскому Законам "О библиотечном деле", Закону Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации", Закону Республики Башкортостан "О местном самоуправлении", изменилась система финансирования массовых библиотек - они переданы в муниципальную собственность и финансируются через местные бюджеты.

В качестве основной формы информационно - библиотечного обслуживания населения республики остаются централизованные библиотечные системы.

Одной из важнейших задач социально - культурной политики в библиотечной отрасли является сохранение и развитие специализированных детских и юношеских библиотек, а также системы обслуживания детей и молодежи всеми общедоступными библиотеками. В республике создана сеть специализированных библиотек, включающая 109 детских и 6 юношеских библиотек, фонды которых составляют 13% от совокупного книжного фонда государственных библиотек. Читатели - дети составляют 31,3% от всех читателей, а детскими и юношескими библиотеками пользуются 51,7% всех читателей - детей республики.

Заметно усилилось внимание к обслуживанию наименее защищенных (социально и экономически) групп населения, в т.ч. инвалидов. Обслуживанием инвалидов по зрению в Республике Башкортостан занимается Башкирская республиканская специальная библиотека для слепых, других инвалидов обслуживают массовые библиотеки.

Башкирская республиканская специальная библиотека для слепых имеет двадцать подразделений по республике, ее фонды составляют 135 тыс. экземпляров книг и других печатных изданий. В последние годы она выполняет обязанности методического центра по библиотечному обслуживанию инвалидов, является не только информационным учреждением, но и одним из звеньев реабилитации. Это ставит перед библиотекой новые задачи, которые требуют дополнительных материальных затрат, изменения структуры библиотеки.

В целом по России на одну библиотеку приходится 3000 жителей, в Республике Башкортостан - 2350. Однако в городах в зоне обслуживания каждой городской библиотеки проживает 11500 человек. Это значительно выше, чем в среднем по России, где этот показатель составляет 10300 человек. Значительно отстают по обеспеченности библиотеками такие города, как Салават (14300 жителей на одну библиотеку), Стерлитамак (около 22000), Уфа (более 31000).

Систему библиотек республики, несмотря на наметившиеся в последние годы тенденции перестройки, отличает однообразие содержания работы и структуры, не учитывающее местные особенности. Проблемы, которые накапливались в предыдущие годы, в период проведения социально - экономических реформ осложнились новыми: отсутствием средств на развитие материально - технической базы и совершенствование технологии библиотечной работы, разрушением системы книгоснабжения библиотек.

Основа библиотеки - книжный фонд

По совокупному объему книжного фонда (26697 тыс. экземпляров) общедоступные библиотеки Республики Башкортостан занимают второе место в Российской Федерации. Но, несмотря на предпринятые меры по смягчению влияния кризиса книгоснабжения (постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 17 июня 1994 года N 211 "О порядке распространения литературы, выпускаемой по государственному заказу", по которому с 1994 года все библиотеки республики бесплатно получают книги издательства "Китап", централизация на республиканском бюджете части средств, выделяемых на комплектование муниципальных массовых библиотек на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 71 "Об утверждении Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации" приложение N 2), книгообеспеченность одного жителя республики (6,5 книги) остается ниже, чем на многих территориях России, и библиотеки Башкортостана занимают по этому показателю только 31 место в Российской Федерации.

Из-за финансового кризиса на 6% уменьшилось поступление средств из местного бюджета, на 8% - из республиканского. Из 101 наименования книг, заказанных для муниципальных библиотек в издательстве "Китап", получено 78 наименований (77,7%), по тиражу недопоставки составили 51,3%. В совокупности с инфляцией и повышением цен на печатную продукцию это привело к тому, что в 1998-м году муниципальные библиотеки получили на 230 тыс. экземпляров (30,2%) печатных изданий меньше, чем в 1997 году.

До 60% книжных фондов библиотек системы Министерства культуры составляет устаревшая по содержанию, ветхая литература. При этом процент списания составляет за последние два года лишь 1,4 - 2,1%. В целом на библиотечное обслуживание одного жителя в 1998 году затрачено 12 руб. 21 коп., из них 2 руб. 25 коп. - на новые книги и периодические издания. Затраты на приобретение новой литературы для сельского жителя в 1,4 раза меньше, чем на городского.

Состояние книжных фондов на языке коренной национальности и их использование

Проблема национальной культуры, основу которой составляют письменные источники, памятники языка, литературы, истории, напрямую связана с изданием национальной книги и доведением ее до читателя.

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 17 июня 1994 года N 211 "О порядке распространения литературы, выпускаемой по государственному заказу", в соответствии с которым с 1994 года все библиотеки республики бесплатно получают книги издательства "Китап", позволило значительно улучшить комплектование фондов библиотек литературой на башкирском языке.

Фонд литературы на башкирском языке в Республике Башкортостан составляет 2696 тыс. экземпляров. По обеспеченности жителей коренной национальности книгами на родном языке библиотеки Республики Башкортостан занимают первое место среди наиболее крупных республик России (3,43 книги).

Повысилась и интенсивность использования этой части книжных фондов библиотек: каждая девятая выданная книга - на башкирском языке.

Количество книг на татарском языке в библиотеках Республики Башкортостан составляет более 466 тыс. экземпляров, на марийском языке - более 48 тыс. экземпляров, на чувашском - более 12 тыс. экземпляров. В 20 районах компактного проживания татар Республики Башкортостан обеспеченность книгами на татарском языке составляет 4,1 экземпляра, в 6 районах компактного проживания марийского населения обеспеченность книгами на марийском языке составляет 0,9 экземпляра в 7 районах проживания чувашского населения обеспеченность книгами на чувашском языке составляет 2,5 экземпляра.

Обслуживание читателей

За последние годы наблюдается значительный рост востребованности библиотек. Количество пользователей только за 1998 год возросло более чем на 24 тысячи человек (1,3%) и составляет более 1 млн. 788 тыс. читателей (45,7% населения республики), книговыдача составила около 45,5 млн. книг (больше, чем в 1997-м году, на 2 процента). Количество посещений в центральных библиотеках в 3-4 раза превышает установленные нормативы, и только за последний год увеличилось почти на 400 тысяч (2%). По количеству пользователей библиотеки Республики Башкортостан занимают 2-е место в России и первое в Урало - Поволжском регионе. Это связано не только с подорожанием печати, понижением уровня жизни и невозможностью приобретать книги, газеты и журналы основной частью населения, а, прежде всего, с новыми интеллектуальными потребностями общества.

Библиотечные работники трудятся с нагрузкой, значительно превышающей среднюю по России. Если в среднем по России она составляет 460 читателей на одного работника, то в Республике Башкортостан - 550, т.е. почти на 20% больше. Одной из самых главных причин большой нагрузки на библиотечных работников является недостаточная укомплектованность библиотек кадрами. Если по Российской Федерации среднее число библиотечных работников на 1 библиотеку составило в 1997-м году 2,41 единицы, то по Республике Башкортостан - только 1,91 единицы.

Библиотеки стали подлинными центрами образования и культуры, для многих школьников и студентов они сегодня, по существу, являются учебными аудиториями.

Библиотечные кадры

Количество библиотечных работников в муниципальных библиотеках Республики Башкортостан составляет 3115 человек, 8,2% из них имеют высшее специальное образование, 63,1% - среднее специальное, 10,4% - стаж работы до 3-х лет. Процент работников с высшим специальным образованием в Республике Башкортостан более чем в 3 раза ниже, чем в целом по России (28,5%). Только 45,5% директоров, 41,3% заведующих методическими отделами, 20,5% библиографов централизованных библиотечных систем имеют высшее специальное образование.

Особую актуальность в связи с этим приобрел вопрос многоуровневой системы непрерывного библиотечного образования, особенно хозяйственных и управленческих кадров.

Подготовку специалистов среднего звена осуществляет Уфимский библиотечный техникум - колледж. Отсутствие у него соответствующей материально - технической базы усугубляется низким уровнем расходов на подготовку и переподготовку библиотечных специалистов; финансовые вложения в техникум - колледж, несмотря на инфляцию, в 1999-м году (1500 тыс. рублей) запланированы значительно ниже уровня 1998 года (1650 тыс. рублей). Затраты на подготовку одного специалиста библиотек (6,7 тыс. рублей) значительно ниже, чем в остальных средних специальных учебных заведениях.

С 1994 года, согласно двустороннему договору с Челябинским государственным институтом искусства и культуры, Уфимский библиотечный техникум - колледж работает по многоуровневой системе непрерывной подготовки библиотечных кадров с углубленным средним специальным и высшим библиотечным образованием.
При Национальной библиотеке с 1994-го года функционирует учебно - консультационный пункт Челябинского государственного института искусства и культуры по заочному обучению библиотечных работников в городе Уфе. В настоящее время здесь обучается 206 студентов.

Из-за массовой отправки библиотекарей в неоплачиваемые отпуска, перевода на 0,5 ставки, снижения разряда, сокращения штатной численности работников, несмотря на установленные Законом Республики Башкортостан "О библиотечном деле" доплаты за выслугу лет, средний размер заработной платы работников библиотек Республики Башкортостан составил в 1998 году только 403 тыс. рублей в месяц.

Финансирование

Занимая первое место по количеству общедоступных библиотек, второе место по количеству читателей, по общему объему финансирования общедоступные библиотеки Республики Башкортостан занимают только седьмое место в России. Значительно отставание библиотек Республики Башкортостан по уровню финансирования в расчете на одну библиотеку. Если в среднем на одну российскую библиотеку затрачивается 38960 тыс. рублей, то в Республике Башкортостан - только 27397 тыс. рублей, т.е. на 29,6% меньше.

Наблюдается резкая неоднородность в уровне финансирования библиотек в различных регионах республики, размеры которого в расчете на одну библиотеку значительно отличаются.

Сокращение финансирования текущей деятельности библиотек привело к тому, что 18 центральных библиотек (26%) продолжают оставаться в неприспособленных помещениях, 20% библиотек не имеют читальных залов, 28% размещены в помещениях до 50 кв. м, более половины не имеют телефонной связи, 11% (202 библиотеки) требуют капитального ремонта, 44 библиотеки находятся в аварийных помещениях, только 26% библиотек имеют видеотехнику, 12,5% - копировально - множительную технику, только 9 библиотек имеют компьютеры, 10 - ксероксы.

Недостаточны усилия работников библиотек Республики Башкортостан в поиске источников средств внебюджетного финансирования. Если в среднем в каждом регионе России доходы от основных видов уставной деятельности библиотек составили почти один миллион рублей, то в Республике Башкортостан только 170 тыс. рублей (в 5 раз меньше). Доля собственных доходов библиотек по России составила в 1997-м году 4,6% от общих поступлений финансовых средств, в Башкортостане в 1998-м - 0,5%.

Отсутствие средств для начальных капиталовложений, приобретения компьютеров, ксероксов, кассовых аппаратов не позволяет организовать в библиотеках республики дополнительные платные услуги. В качестве источника дополнительных доходов не используется книжная торговля.

В связи с организацией в городе Уфе регионального представительства Фонда Сороса на базе библиотеки Уфимского авиационного университета библиотеки Республики Башкортостан получили дополнительный источник финансовых ресурсов для библиотек. Общий экономический эффект от их участия в проектах Института "Открытое Общество" составил в 1998 году 400 тыс. рублей.

Делая общие выводы о деятельности государственных и муниципальных библиотек, необходимо отметить, что финансовые инвестиции в библиотечное дело Республики Башкортостан неадекватны вкладу библиотек в сохранение и развитие культуры, образования, информатизации и организации досуга, значительно ниже среднероссийских показателей. Становится реальной возможность изоляции нашей республики от российского и мирового информационного потока, отставания от других регионов России. Это ставит под угрозу реализацию конституционных прав граждан республики на свободный доступ к информации, образованию, культурным ценностям, а также развитие информатизации, необходимость которой подчеркнул в своем Послании Государственному Собранию Республики Башкортостан в 1999 году Президент Республики Башкортостан.

2. Концепция развития библиотечного дела

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Основные положения региональной политики в Российской Федерации" от 3 июня 1996 года N 803, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального уровня ориентируются на решение задач по развитию межрегиональных инфраструктурных систем (в том числе информатики).

В Концепции социально - экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года определено, что государственная политика в развитии культуры должна исходить от того, что это одна из отраслей стратегического назначения, непосредственно формирующая главное богатство любого общества - человеческий потенциал. Поэтому затраты на развитие культуры, наряду со здравоохранением, наукой и образованием, необходимо считать приоритетными в республиканской стратегии финансирования.

Основной целью развития сферы культуры на среднесрочный период является преодоление негативных тенденций в развитии культурного потенциала республики. Целью долгосрочного периода является создание условий для полнокровного развития культуры и удовлетворения духовно - культурных потребностей населения республики. Для достижения поставленных целей признано целесообразным строить систему поддержки сферы культуры и в направлении сохранения, расширения библиотечного фонда, развития сети массовых библиотек.
В систему поддержки культуры включить для осуществления следующие меры:

- разработка и реализация программ по сохранению и развитию памятников истории и культуры (в том числе книжных памятников государственного фонда);

- разработка комплексных программ подготовки кадров и повышения их квалификации для культурно - просветительных учреждений (в том числе библиотечных);

- строительство новых и реконструкция старых помещений культурно - просветительных учреждений;

- внедрение новых информационных технологий в библиотечном деле;

- финансовое обеспечение мероприятий, направленных на укрепление международных связей, способствующих росту престижа Республики Башкортостан на мировом уровне;

- расширение платных услуг при сохранении льгот для отдельных категорий населения, бесплатность социально - значимых услуг;

- разработка системы социально - экономических льгот, повышение социальной защищенности работников искусства и культуры.

Определен экономический механизм реализации поставленных задач:

- обеспечение приоритетности сферы культуры в республиканском бюджетном финансировании;

- финансирование сферы культуры по фиксированной доле ВВП;

- формирование многоканальной системы финансирования с привлечением средств бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, предприятий, общественных организаций, населения;

- увеличение доли собственных средств за счет развития платных услуг;

- разработка нормативов (в т.ч. минимальных) выделения бюджетных средств;

- сочетание нормативного финансирования с финансированием социальных и творческих заказов.

Решение поставленных задач предполагает проведение организационно - правовых изменений и в т.ч. разработку соответствующих отраслевых программ.

Учитывая взаимосвязь дальнейшего развития культурного потенциала общества с состоянием средств массовой информации, полиграфической промышленности, издания книг и книжной торговли, отмечена необходимость сохранить действующую в республике систему регистрации, выпуска и распространения газет, журналов, продукции информационных агентств с дотацией убытков из республиканского бюджета изданий на языках народов республики, для детей, юношества, доведения объема государственного заказа на выпуск книжной продукции до 45 млн. листов - оттисков в год. Предусмотрены меры по образованию конкурирующих предприятий по доставке изданий и книжной торговли на базе полной самоокупаемости и с обязательным ассортиментом литературы государственного заказа по обеспечению выполнения Программы развития средств массовой информации, полиграфической промышленности, издания книг и книжной торговли, принятой Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 21 февраля 1996 года N 70.

Уровень информатизации общества, наличие и доступность достоверной информации о состоянии и динамике развития культурных, экономических, политических и социальных процессов в решающей степени определяют возможности властных структур и общества в целом вырабатывать и реализовывать эффективные решения. Для России в целом, и для Башкортостана в частности, глобальной проблемой становится создание современной информационной инфраструктуры. При этом, в соответствии с Посланием Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию на 1999 год "Энергию преобразований - на решение жизненно важных проблем Башкортостана", особое значение приобретает задача информатизации Башкортостана и формирование единого информационного пространства. Важное место в повышении уровня информационного обеспечения общества должны занять библиотеки.

Концепция развития библиотечного дела в Республике Башкортостан, учитывая основные положения Концепции социально - экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года, предусматривает определение приоритетов реформирования и модернизации библиотечной сферы.

Библиотека в меняющемся обществе

Определяющее значение для развития библиотечного дела имеет пересмотр роли и места библиотек в меняющемся обществе. Перспективная модель библиотек должна отразить такие общественные процессы, как демократизация, усиление значимости культуры во всех сферах жизнедеятельности человека, информатизация общества, переход к рыночным отношениям. Необходимость библиотек, востребованность обществом должны найти адекватную поддержку властных структур в обеспечении их деятельности.

Библиотека в условиях демократизации

Решение проблем в библиотечном деле возможно лишь путем полного обновления библиотек, изменения их роли в меняющемся обществе. В демократическом обществе призвание библиотек - служить личности, всемерно способствовать ее развитию. Главными принципами и критериями оценки деятельности библиотек должны стать свобода выбора информации и всеобщая доступность библиотечных ресурсов.

Необходимо обеспечить права населения республики на библиотечное обслуживание, т.е. создать равные возможности для всех граждан, независимо от их возраста, уровня образования, национальной принадлежности, физического состояния, социального статуса, места жительства, работы, учебы. Этого можно достичь наиболее полным соответствием территориального размещения библиотек (включая пункты нестационарного обслуживания) реальным потребностям населения. Первоочередное внимание должно быть направлено на группы населения, наиболее нуждающиеся в социальной защите. Надо использовать все возможности для обеспечения этнических групп, проживающих в Башкортостане, необходимой литературой в удовлетворении их интереса к национальной культуре и желания читать на родном языке.

Библиотека будет предоставлять бесплатно традиционные услуги и развивать дополнительные платные в соответствии с запросами читателей, обеспечивать высокий уровень комфортности обслуживания. При этом основой взаимодействия читателя и библиотекаря должен стать равноправный диалог.

Демократизация библиотек должна обеспечиваться расширением их общедоступности и установления режима работы в удобное для посетителей время.

Общедоступность библиотечных фондов заключается в возможности читателя каждой библиотеки получать доступ к любому документу, в любой библиотеке республики и России. Важное условие доступности - широкая и своевременная информация о составе библиотечных фондов через сводные каталоги и автоматизированные банки данных. Справочно - поисковый аппарат библиотеки приобретает самостоятельное функциональное значение. Он должен раскрывать не только собственные, но и внешние информационные ресурсы, базы и банки данных.

Реализация общедоступности фондов требует их широкого взаимоиспользования, включая ресурсы библиотек региона, страны, мира, через общероссийскую информационно - библиотечную систему "ЛИБНЕТ" и глобальную "ИНТЕРНЕТ".

Библиотека. Культура. Личность

Формирование личности, способной целенаправленно овладевать знаниями, осознанно накапливать духовный опыт, умеющей творчески их использовать, - высшая цель общественных культурных институтов.

Важное место в этом занимают библиотеки. Основополагающая роль в деле развития библиотечного дела Республики Башкортостан принадлежит Национальной библиотеке им. А.-З.Валиди. Приоритетные направления ее деятельности определены Законом Республики Башкортостан "О библиотечном деле".

Самоценность библиотек состоит в выполнении присущих им функций: сохранения в виде документов накопленного знания и информации, памяти человечества (мемориальная функция), их распространения в обществе (коммуникативная функция). Главные ориентиры в работе библиотеки - гуманистические идеалы и общечеловеческие ценности, свободное развитие и реализация индивидуальности человека.

Библиотеки призваны содействовать адаптации человека к быстро меняющемуся миру, раскрытию творческого потенциала личности посредством удовлетворения ее духовных потребностей во всем их многообразии.

Основой для самоопределения библиотек в общественной ситуации являются социокультурные предпочтения отдельных групп населения, которые влияют на выбор форм и методов работы, включая инновационные, способные обогатить культурную жизнь граждан.

Важным средством осуществления государственной культурной политики должны стать специальные библиотечные программы, принятые на разных уровнях, нацеленные на информатизацию общества, увеличение доступа к библиотечным ресурсам, расширение читательской аудитории. Одно из важнейших направлений таких программ - приобщение детей к чтению, пользованию библиотекой.

Предметом государственной политики должно стать активное предоставление библиотеками аудиовизуальных материалов пользователям.

Поскольку современная концепция образования переносит акцент на усвоение, прежде всего, методологического знания, библиотечное обслуживание перестает быть вспомогательным. С его помощью каждому учащемуся предоставляются, в соответствии с его индивидуальностью, широкие возможности для самостоятельного получения знания, разнообразной информации о духовных и культурных ценностях, в том числе вне пространства обучения.

Популярность публичных библиотек возрастает в связи с расширением их деятельности по удовлетворению потребностей людей в отдыхе, способностью организовывать интеллектуальный досуг, создавать культурную среду для межличностного общения.

С помощью разнообразных, преимущественно групповых, форм и методов работы библиотеки предоставят свои информационные ресурсы для поддержки культурных устремлений личности, организуют клубы по интересам, культурно - информационные центры для приобщения пользователей к культуре, искусству, просмотра видеофильмов, театральных спектаклей, прослушивания музыки, литературных произведений.

Ориентация на наиболее типичные для жителей конкретного микрорайона интересы приведет к возникновению новых типов библиотек, соответствующих специфике работы с определенной группой читателей (библиотеки - клубы любителей фантастики, поэзии, музыки; библиотеки - театры - музеи и т.д.) Это придаст каждой библиотеке свой "образ", свое "лицо", чему будет способствовать творческая интеллигенция, социально активные личности. При этом партнерами библиотеки станут средства массовой информации, фонды культуры, музеи, клубы, театры, филармонии, общество "Знание" и другие общественные организации.

Компьютеризация отрасли создаст условия для освоения библиотеками новых методов, обеспечивающих оперативное и гибкое общение с пользователями: не читатель - в библиотеку, а библиотека - к читателю (приближение информации к месту работы, учебы, отдыха). Библиотеки информационно обеспечат творческую инициативу, организуют доступ каждого желающего к сведениям о наиболее совершенных способах деятельности, используя все формы обслуживания.

Распространение новых интеллектуальных знаний и инновационного опыта библиотеки будут осуществлять независимо от местонахождения фондодержателя. В целях максимального обеспечения доступа к информации будут использоваться печатные каталоги, как сводный, так и на фонды отдельных библиотек.

Одним из приоритетных направлений станет помощь в организации бизнеса. Появятся отделы, кабинеты, библиотеки деловой информации.

Особое внимание будет уделяться информационно - библиотечному обеспечению работников системы государственного и местного управления.

Библиотека и информатизация

Мир вступает в эпоху информационного общества, что влечет за собой глубокие и многообразные преобразования во всех сферах человеческой деятельности, когда доминантной становится сфера информационных продуктов. Библиотеки примут непосредственное участие в формировании такого общества, т.к. они имеют огромный информационный потенциал и опыт работы с информацией.

Понятие "информация" приобретает для библиотеки такое же ключевое значение, как и чтение, что влечет за собой расширение представления о ней как о самоценном социальном институте, подводит к необходимости расширения ее информационной деятельности, функционирования в будущем как библиотечно - информационного центра.

Библиотекам предстоит более основательно войти в процесс развития информационной индустрии, обогащая содержание и расширяя ассортимент производимого ими информационного продукта.

Информационный потенциал библиотек возрастет также за счет формирования баз данных, функционирующих на основе сетевой информационной технологии.

Расширение библиотеками производства информационного продукта приведет к расширению кооперативных начал в их деятельности, к совместной работе с органами научно - технической информации.

По мере формирования национальной базы данных предстоит интегрировать ее с общероссийской, общеевропейской и мировой системами информации в целях научного, культурного и делового сотрудничества.

Техническая обеспеченность библиотек должна улучшаться параллельно со становлением и развитием в республике информационной индустрии. В библиотечных процессах должны использоваться высокопроизводительные компьютеры с устройствами внешней памяти большой емкости, аппаратура полноформатного и микрографического копирования для записи и чтения информации на микроносителях, устройства для нанесения и считывания штриховых кодов, телекоммуникационная и факсимильная аппаратура, автоматизированные библиотечные транспортные средства.

Библиотека в условиях перехода к рыночным отношениям

Переход страны к рыночной экономике окажет непосредственное воздействие на функционирование библиотек в обществе: определенная часть сферы их деятельности будет переведена на коммерческую основу, с новых позиций будет определяться хозяйственный статус библиотек.

Увеличение объемов производства информационной продукции и библиотечно - информационных услуг, в том числе реализуемых за плату, должно сформировать информационный рынок, обеспечивающий три основные сферы потребления: образовательную и культурно - досуговую, науки и производства и предпринимательскую.

На платной основе будут строиться посреднические услуги библиотек по предоставлению баз данных, сформированных другими учреждениями и организациями, обслуживание собственными базами данных, распространение библиотечно - информационных знаний, в том числе проведение курсов, лекториев, связанных с повышением культуры чтения, информационной культуры и т.п.

За счет своей издательской деятельности значительно расширит поступление внебюджетных средств Национальная библиотека им. А.-З. Валиди.

Важным условием формирования информационного рынка внутри республики и выхода на общероссийский и мировой рынок являются научно обоснованное ценообразование и конкурентоспособность отечественных информационных продуктов и услуг. Необходимо проводить постоянное изучение спроса и предложения, рыночной конъюнктуры, рекламирование информационной продукции и услуг. Для выполнения этих функций в библиотеках должны быть созданы службы маркетинга.

3. Основные направления развития библиотечного дела

3.1. Совершенствование сети и структуры библиотек

Новые социальные функции библиотеки, ее статус и условия деятельности обусловливают крупные изменения в библиотечной системе и в ее инфраструктуре. Главное требование, которому должны отвечать библиотеки, - возможно полный охват мирового потока информации при минимальном дублировании работы библиотек. Реализовать его можно при условии интеграции, кооперирования ресурсов, организационно - технологического единства. Необходим переход библиотек на сетевое функционирование в рамках общегосударственной политики.

Наиболее рациональный способ преодоления разобщенности библиотек - формирование кооперированных объединений, именуемых сетями (системами), которые характеризуются масштабами охвата библиотек, экономическими и правовыми основами их взаимодействия. Одновременно нужно расширять кооперирование с российскими и зарубежными библиотеками. В практику должны войти обмен банками данных, их интеграция, формирование фондов малоиспользуемых документов и другие формы сотрудничества.

Библиотечная система Министерства культуры будет функционировать в совокупности с другими территориальными и ведомственно - отраслевыми библиотечными системами.

Дальнейшее развитие должно получить кооперирование работы Государственной книжной палаты республики и Национальной библиотеки, что обеспечит совершенствование государственной регистрации отечественных произведений печати, централизованную каталогизацию в соответствии с мировой практикой.

Такой подход позволит повысить эффективность библиотечной системы, создать условия для ее перевода в режим сетевого функционирования и достичь тем самым всеобщей доступности изданий и информации.

3.1.1. Укрепление центральной библиотеки республики - Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди

Центральное место в библиотечной системе будет занимать Национальная библиотека им. А.-З. Валиди, которая должна стать библиотечно - информационным центром республики. Не формально, а фактически она должна выполнять свои важнейшие функции: формирование соответствующих репертуаров печати, организацию обращения информации в республике, обеспечение доступности мировых информационных ресурсов, - т.е. быть связующим звеном между производством и потреблением информационной продукции.

Современная Национальная библиотека не может быть замкнутой. Неотъемлемой частью ее развития является установление максимально широких международных связей. Наиболее перспективными должны стать стажировки специалистов, книгообмен, научное сотрудничество, связи с библиотеками тюркоязычных стран, совместным правлением по делам культур и искусств тюркских государств ("ТЮРКСОЙ").

Международные и межрегиональные связи должны осуществляться в соответствии с международными соглашениями Республики Башкортостан. В целях планомерного развития и координации внешних связей в Национальной библиотеке необходимо создание соответствующей службы.

3.1.2. Башкирская Республиканская специальная библиотека для слепых и обслуживание инвалидов

Должна расширить свои функции Республиканская специальная библиотека для слепых, которая, кроме обслуживания инвалидов по зрению, должна реализовать свой статус организационно - методического центра по библиотечному обслуживанию всех инвалидов республики и обеспечить участие в этой программе других библиотек.

3.1.3. Детские (юношеские) библиотеки - центры культуры, информации, досуга и общения детей, молодежи

Принцип Всемирной декларации прав человека - "Дети нуждаются в особой заботе со стороны государства и общества" - должен найти свою реализацию в сохранении и дальнейшем развитии такого социального института, как детские библиотеки, создании в них особой библиотечно - информационной среды, отвечающей потребностям и интересам развивающейся личности. Для этого необходимо предусмотреть изменение облика и содержания работы детских библиотек, внедрение новых компьютерных технологий. Особого внимания требует введение программно - целевой деятельности как основы привлечения в детские библиотеки детей и руководителей их чтения (родителей, учителей, воспитателей), сотрудничества с организациями и учреждениями, имеющими отношение к проблемам детей.

Библиотеки, осуществляя обслуживание детей и молодежи, должны выступить как социальный институт, призванный содействовать решению проблемы их социализации и воспитания. Они должны оказывать помощь в образовании, самообразовании, в становлении мировоззрения, создании условий для личностного общения, организации различных форм досуга. Библиотеки, ориентированные на детей и молодежь, наряду с решением педагогических, культурно - просветительских, информационных задач, должны перейти к реабилитационным функциям, ориентируясь на обслуживание молодых инвалидов, подростков, запущенных в социальном отношении, воспитанников специнтернатов и т.д.

3.2. Формирование информационного потенциала библиотек, его раскрытие и использование

Удовлетворение потребностей общества в документальной информации во многом зависит от состояния библиотечных фондов и библиографических ресурсов. Являясь носителями национального информационного потенциала, библиотеки должны рассматриваться в ряду таких стратегических ресурсов, как сырье, энергия, с учетом возрастающей роли информации в производстве общественного продукта.

Новые социальные приоритеты библиотечной отрасли определяют и новые ориентиры формирования фондов. Основополагающими критериями его результативности станут доступность издания, степень удовлетворения реальных и потенциальных потребностей общества в информации, а показатели книгообеспеченности, прироста и обращаемости фондов будут внутренними регуляторами.

Максимальное удовлетворение информационных потребностей должно осуществляться через наиболее полное предоставление библиотеками информационных ресурсов, в целях широкого и интенсивного их использования, формирование культурного и интеллектуального наследия для будущих поколений.

В планируемый период необходимо четко разграничить библиотеки, которые создают свои оперативные фонды (муниципальные), и библиотеки, которые формируют фонды депозитарные (Национальная библиотека им. А.-З. Валиди и Республиканская специальная библиотека для слепых). Комплектование депозитарных фондов должно осуществляться на основе государственных гарантий и льгот, предусмотренных Законом Республики Башкортостан "Об обязательном экземпляре документов". Необходимо осуществить максимально полную реализацию положений этого документа.

Исключительной сферой специализации Национальной библиотеки должно стать формирование местной национальной печати и краеведческих изданий.

В централизованных библиотечных системах в структуре фондов образуются специализированные фонды (по виду издания, жанру, форме документов, способам обслуживания и т.д.). Это позволит избежать унификации фондов, привести их содержание в более полное соответствие с читательскими потребностями и местными особенностями.

Децентрализация и демонополизация книгоиздательского дела приведут к созданию новых механизмов взаимодействия библиотек с издательствами и книжной торговлей. Один из них - преобразование библиотечного коллектора торгового центра "Башкнига" в закупочный центр, использующий прямые связи с издательствами, выход на внешний рынок через реализацию федерального проекта "Книги в наличии и печати", а также создание подобного информационного пособия о республиканских издательствах.

В связи с реализацией государственных программ развития национальных культур, будет расширяться формирование фондов на языках этнических групп, компактно проживающих в республике.

Программе комплектования Национальной библиотеки иностранными изданиями необходимо придать статус республиканской, предусматривающей правовые и финансовые условия приобретения репрезентативного репертуара научно и культурно значимых зарубежных изданий, соблюдение международных принципов обмена информацией и участие в международных проектах.

Доступность фондов будет обеспечиваться созданием системы сводных каталогов, современной централизованной каталогизации изданий, так как доступ к библиотечным ресурсам напрямую зависит от новейшей технологии обработки информации. Должны получить распространение электронные каталоги разных видов, в т.ч. сводные, на фонды отдельных библиотек или библиотечных объединений.

Выполняя уникальную культурную миссию по созданию библиографического репертуара национальной печати, Национальная библиотека призвана сформировать систему ретроспективной национальной библиографии в форме печатных указателей и автоматизированных банков данных, а также единой автоматизированной информационно - поисковой системы (АИПС) к библиографическим указателям репертуарного типа.

3.2.1. Рукописные и редкие фонды

Новый подход нужен и к проблеме сохранности библиотечных фондов, особенно к разработке программ ретроспективного культурно - исторического значения, предусматривающих реставрацию и консервацию уникальных рукописей и книжных редкостей. Требуются широкие перспективные программы сохранения библиотечных фондов.

3.3. Создание республиканской информационно - библиотечной компьютерной сети

Обеспечение всеобщего доступа к информации, научным знаниям, мировому и отечественному культурному наследию возможно при условии создания республиканской информационной компьютерной библиотечной системы и включения в общероссийскую информационно - библиотечную систему "ЛИБНЕТ", глобальную - "ИНТЕРНЕТ". Необходимо расширить участие библиотек в формировании международных баз данных ("Информкультура" и др.), обмен информационно - документальными данными с зарубежными национальными библиотеками.

3.4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации библиотечных кадров

Современные условия требуют от библиотечного работника высокого профессионализма, общей культуры и культуры общения.

      Поэтому кадровая политика должна быть направлена на ускорение темпов наращивания профессионального, интеллектуального и творческого потенциала библиотечных работников, их конкурентоспособности на рынке труда.

Ведущими направлениями кадровой политики должны быть:

- более эффективное использование кадров в условиях освоения современных информационных технологий;

- демократизация процессов формирования и функционирования библиотечных коллективов;

- аттестация библиотечных работников в соответствии с действующим законодательством;

- использование практики конкурсной системы при назначении на руководящие должности;

- повышение социального статуса и правовой защищенности библиотечной профессии;

- внедрение системы оценки и материального стимулирования библиотечного труда, предусматривающей ответственность работников и повышение их профессионального уровня;

- улучшение условий труда, быта;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки библиотечных работников, повышение их квалификации, приоритет подготовки кадров директоров, заведующих методическими отделами и библиографов с высшим специальным образованием.

3.5. Научно - методическое обеспечение развития библиотечного дела

В период кардинальных преобразований возрастает роль науки, актуальным становится проведение научных исследований, использование методов библиотечного проектирования.

Основой для определения направлений научных исследований являются, в первую очередь, основные приоритеты и ориентиры развития библиотек, вызванные политическими, социально - культурными процессами, протекающими в республике. В контексте этих процессов формируется проблематика научно - исследовательской работы (НИР).

Необходимы тесные связи выполняемых НИР в области библиотечного дела с исследованиями смежных отраслей (библиографоведение, книговедение, информатика и др.), а также широкое использование в практике работы библиотек республики достижений науки. Необходимо развивать сотрудничество с российскими и зарубежными библиотеками, в том числе по программам Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), институтов культуры, научных коллективов.

Целесообразно применение различных форм организаций НИР: создание научно - библиотечных объединений, формирование временных научных, в том числе межведомственных, коллективов с гибкой структурой.

В области методической работы будет происходить постепенный переход к хозрасчетным основам.

В условиях необходимости обновления профессионального знания особо популярными станут краткосрочные курсовые и семинарские формы обучения. В ближайшие годы основная проблематика системы повышения квалификации - управленческие знания.

4. Механизм реализации программы

Основными механизмами реализации программы должны стать следующие: создание действенных экономических стимулов повышения производительности и качества труда работников библиотек, достижение большего соответствия работы библиотек потребностям населения республики, обеспечение необходимыми материально - техническими средствами, а также развитие правовой основы библиотечного дела.

4.1. Новая структура управления библиотеками

Для реализации программы пересматривается структура государственной системы управления, упорядочиваются и перераспределяются полномочия между ее субъектами, республиканскими и местными органами, самими библиотеками.

Кабинет Министров разрабатывает основы государственной политики в области библиотечного дела, принимает во исполнение законов Республики Башкортостан "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов" нормативные акты, регламентирующие деятельность всех библиотек, обеспечивает финансирование программ развития сети и деятельности библиотек, предусматривает ежегодное плановое выделение средств из бюджета, контролирует выполнение законов и своих решений по библиотечному делу.

Министерство культуры, администрации районов и городов обеспечивают работу библиотек, развитие их сети и управляют ими в пределах полномочий, переданных им в соответствии с законами Республики Башкортостан "О культуре" и "О местном самоуправлении".

Министерство культуры, администрации районов и городов могут делегировать часть своих исполнительно - распорядительных функций центральным библиотекам своей системы.

Права библиотек в управлении осуществляются приведением их статуса в соответствие с гражданским законодательством.

Права работников библиотек в управлении библиотечным делом реализуются через структуры профессионального самоуправления в виде ассоциаций, советов, собраний трудового коллектива, конференций и съездов библиотечных работников.

Общественность, различные объединения граждан принимают участие в управлении библиотечным делом через выборы в органы государственной власти, создание советов попечителей, читателей, посредством специально создаваемых совещательных органов.

Руководители должны быть подотчетны общественности и работникам библиотек, периодически информировать их о результатах своей деятельности; оплата труда работников управленческого аппарата библиотеки должна зависеть от результатов работы по обслуживанию населения.

4.2. Укрепление правовых основ деятельности библиотек

Среди мер по правовому обеспечению деятельности библиотек должны быть следующие: укрепление взаимодействия библиотек с родственными системами, в том числе с органами научно - технической информации, архивами, книгоиздательствами и книготорговыми учреждениями.

4.3. Экономические основы управления библиотеками

Механизм реализации программы предполагает формирование системы управления, сочетающей в себе программно - целевые и экономические методы.

Рациональное использование ресурсов обеспечивается путем нормативной хозрасчетной модели хозяйствования.

Среди других факторов ресурсосбережения важное значение приобретают упорядочение библиотечной сети, более рациональная организация деятельности библиотек, повышение профессионализма кадров и широкое применение различных форм занятости работников.

Ядро программно - целевой системы управления - финансирование и планирование. Финансовая политика республики в области библиотечного дела постепенно переходит на приоритетный принцип субсидирования, что предусмотрено Концепцией социально - экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года.

Это должно обеспечиваться в рамках Закона Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан", который по-прежнему является основным источником в формирующейся многоканальной системе финансирования библиотек республиканского ведения.

Финансирование муниципальных библиотек будет осуществляться в виде "платы общества за библиотечные услуги". Основой регулирования финансовых взаимоотношений муниципальных органов и библиотек станет система дифференцированных нормативов. Средства из республиканского и местного бюджетов будут выделяться как определенная доля бюджета соответствующего уровня и направляться, прежде всего, на совершенствование библиотечного обслуживания, ликвидацию узких мест в его развитии.

Качественные изменения в развитии библиотек будут обеспечиваться не только новой финансовой политикой, но и заменой директивного, преимущественно текущего планирования, на программно - целевое, с усилением роли долгосрочного планирования.

Библиотеки перейдут от ограниченного применения отдельных платных услуг к более широкому внедрению инициативных мелкогрупповых форм экономической деятельности, а также к организации при крупных библиотеках хозрасчетных предприятий, временных трудовых коллективов, малых коммерческих предприятий и так далее. Это позволит не только снизить негативное влияние рынка на библиотеки, но и превратить их в полноправный хозяйствующий субъект рыночных отношений.

В рыночных условиях полноценное функционирование библиотек возможно только при кардинальном обновлении основных фондов библиотек (зданий, сооружений, технических средств), что потребует новой инвестиционной политики и развития системы материально - технического снабжения. Инвестиции должны направляться прежде всего на реконструкцию крупных библиотечных объектов.

Формирование рынка товаров и услуг для библиотечного дела, в первую очередь книгоснабжения, должно стимулироваться со стороны государства соответствующей налоговой политикой.

Важнейшими критериями для оценки уровня выполнения программы должны стать следующие: развитие ресурсной базы, ее структурная сбалансированность, техническая вооруженность библиотек, высокая квалификация библиотечных кадров, эффективность использования всего потенциала библиотечной системы для наиболее полного и оперативного удовлетворения читательских интересов населения республики.
В условиях ограниченного финансирования единственно возможный метод реализации данной Программы - консолидация интеллектуального, финансового потенциала и организационных усилий.