Недействующий

О республиканской целевой программе "Развитие земельной реформы в Республике Башкортостан на 2001 - 2005 годы" (с изменениями на 25 сентября 2003 года)

     
Республиканская целевая программа
"Развитие земельной реформы в Республике
Башкортостан на 2001 - 2005 годы"


Паспорт

Республиканской целевой программы "Развитие земельной

реформы в Республике Башкортостан на 2001 - 2005 годы"

Наименование

Республиканская целевая    программа

Программы

"Развитие земельной реформы в Республике

 

Башкортостан на 2001 - 2005 годы"

 

 

Основание

Указ Президента Республики Башкортостан

разработки

от 4 февраля 2000 года N УП-102 "Об

Программы

утверждении  среднесрочной  программы

 

структурной   перестройки  экономики

 

Республики  Башкортостан"  (п. 5.4.7

 

мероприятий  среднесрочной  программы

 

структурной  перестройки   экономики

 

Республики Башкортостан)

 

 

Государственные

Государственный комитет    Республики

заказчики

Башкортостан по земельным ресурсам и

Программы

землеустройству      (координатор),

 

Министерство  сельского  хозяйства  и

 

продовольствия Республики Башкортостан

 

 

Основные

Государственный комитет    Республики

разработчики

Башкортостан по земельным ресурсам и

Программы

землеустройству, Министерство сельского

 

хозяйства и продовольствия Республики

 

Башкортостан,  Министерство экономики

 

Республики Башкортостан, Государственный

 

комитет Республики Башкортостан    по

 

управлению        государственной

 

собственностью,       Министерство

 

строительства и  жилищной  политики

 

Республики Башкортостан

(в ред. Постановления Прав

ительства РБ от 27.06.2003 N 159)

 

 

Цели и задачи

Повышение эффективности  использования

Программы

земли, создание условий для увеличения

 

социального,      инвестиционного,

 

производительного  потенциала земли и

 

превращение ее в самостоятельный фактор

 

экономического роста

 

 

Сроки и этапы

2001 - 2005 годы:

реализации

I этап - 2001 - 2002 годы,

Программы

II этап - 2003 - 2005 годы

 

 

Перечень

Разработка и совершенствование на всех

основных

уровнях    нормативно-правовой  базы

мероприятий

регулирования  земельных  отношений;

Программы

создание механизма, реализующего права

 

собственников земельных долей; создание

 

механизма, обеспечивающего приватизацию

 

городских  земель  при  приватизации

 

государственных   и   муниципальных

 

предприятий и развитие оборота земель в

 

населенных  пунктах;   разграничение

 

земель, находящихся в республиканской

 

собственности, собственности городов и

 

районов и муниципальной собственности;

 

создание инфраструктуры рынка  земли;

 

развитие    механизма   ипотечного

 

кредитования; ведение государственного

 

земельного кадастра; совершенствование

 

системы земельных платежей; зонирование

 

территорий; проведение массовой оценки

 

земель; картографическое, геодезическое

 

и   землеустроительное   обеспечение

 

земельной реформы; ведение мониторинга

 

земель;  техническое оснащение службы

 

государственного контроля       за

 

использованием  и  охраной  земель,

 

создание денежного фонда охраны земель;

 

проведение информационно-разъяснительной

 

работы  среди  населения;  создание

 

специализированных

 

информационно-консультационных центров;

 

организация   в  высших  и  средних

 

специальных   учебных   заведениях

 

лабораторий         современных

 

геоинформационных технологий; подготовка

 

и переподготовка кадров

 

 

Объемы и

(млн. рублей)

источники

 

финансирования      2

001 - 2005   I этап

 

годы   (2001 - 2002   2001 год

 

годы)

 

 

Всего

323,4     130,9     66,0

в том числе:

 

 

 

республиканский бюджет

238,1      98,6     50,3

 

 

местные бюджеты

80,3      30,3     14,7

 

 

прочие источники

5,0      2,0     1,0

 

 

Ожидаемые

Закрепление прав   граждан  свободно

конечные

распоряжаться участком земли и земельной

результаты

долей;

реализации

разграничение земель,  находящихся  в

Программы

государственной   и   муниципальной

 

собственности;

 

создание рынка земли и недвижимости как

 

единого имущественного комплекса;

 

развитие ипотеки  земли  и  создание

 

благоприятных условий для инвестиций и

 

предпринимательской деятельности;

 

эффективное и рациональное использование

 

земельных  ресурсов  на всех уровнях

 

управления ими;

 

повышение поступлений  от платежей за

 

землю в доходную часть бюджета



Введение

Республика Башкортостан располагает огромными земельными ресурсами, но это богатство используется недостаточно эффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до логического завершения, не создана эффективная система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным землепользователям. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Происходит деградация и снижение плодородия почв. Финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется недостаточно и по остаточному принципу.

Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Республике Башкортостан.

Перед Правительством Республики Башкортостан стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания эффективной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее рациональное использование и социальную справедливость при распределении земли.

Республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы в Республике Башкортостан на 2001 - 2005 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 4 февраля 2000 года N УП-102 "Об утверждении среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан" (п. 5.4.7 мероприятий среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан).

1. Основные Положения Программы

1.1. Основные итоги земельных преобразований в Республике Башкортостан в 1991 - 1999 годах

В республике земельная реформа началась в 1991 году с принятием Закона Башкирской ССР "О земельной реформе в Башкирской ССР", Земельного кодекса и Закона Башкирской ССР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

В 1992 году в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О плате за землю" в республике введено платное землепользование.

Созданная правовая база позволила провести значительные преобразования в области земельных отношений.

В 1991 - 1992 гг. 1,5 млн. га земель были переданы в ведение сельских Советов и 0,7 млн. га в фонд перераспределения районных Советов для последующего предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.

Произошло реформирование части колхозов и совхозов, которые выбрали другие организационно-правовые формы хозяйствования. Всего за период реформы количество колхозов сократилось с 692 до 332, а площадь их землепользования с 5108,6 до 1844,2 тыс. га. Количество совхозов сократилось с 198 до 102, а их площадь с 2757,9 до 1088,4 тыс. га.

Но колхозы и совхозы по-прежнему остались основными пользователями земель сельскохозяйственного назначения, на их долю приходится 2932,6 тыс. га, или 43,9% площади этих земель.

На землях бывших колхозов и совхозов создано 486 ассоциаций крестьянских хозяйств (2932,5 тыс. га), 67 акционерных обществ и товариществ (247,1 тыс. га), 48 государственных и муниципальных предприятий (266,3 тыс. га). В настоящее время в республике действуют 3826 крестьянских (фермерских) хозяйств (124,1 тыс. га). В среднем на одно хозяйство приходится 32,4 га земли.

Надежды, возлагавшиеся на фермерство, не оправдались. Фермерские хозяйства пока, в основном, являются экспериментальной формой организации и ведения сельскохозяйственного производства и в большинстве своем не стали производителями товарной продукции.

В то же время значительно возросла роль личных подсобных хозяйств в аграрном секторе экономики, площадь которых увеличилась по сравнению с 1990 г. на 30 тыс. га.

Под коллективные сады выделено 17 тыс. га, для индивидуального жилищного строительства - 5 тыс. га.

За последние годы в основном решена задача перераспределения земель с целью обеспечения условий для равноправного развития всех форм хозяйствования.

Осуществлен легитимный переход к частной собственности на землю.

Вместе с тем земельные отношения в Республике Башкортостан требуют дальнейшего совершенствования.

Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали крайне медленно.

На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.