Паспорт
Республиканской целевой программы "Развитие земельной
реформы в Республике Башкортостан на 2001 - 2005 годы"
Наименование | Республиканская целевая программа |
Программы | "Развитие земельной реформы в Республике |
| Башкортостан на 2001 - 2005 годы" |
|
|
Основание | Указ Президента Республики Башкортостан |
разработки | |
Программы | утверждении среднесрочной программы |
| структурной перестройки экономики |
| Республики Башкортостан" (п. 5.4.7 |
| мероприятий среднесрочной программы |
| структурной перестройки экономики |
| Республики Башкортостан) |
|
|
Государственные | Государственный комитет Республики |
заказчики | Башкортостан по земельным ресурсам и |
Программы | землеустройству (координатор), |
| Министерство сельского хозяйства и |
| продовольствия Республики Башкортостан |
|
|
Основные | Государственный комитет Республики |
разработчики | Башкортостан по земельным ресурсам и |
Программы | землеустройству, Министерство сельского |
| хозяйства и продовольствия Республики |
| Башкортостан, Министерство экономики |
| Республики Башкортостан, Государственный |
| комитет Республики Башкортостан по |
| управлению государственной |
| собственностью, Министерство |
| строительства и жилищной политики |
| Республики Башкортостан |
(в ред. Постановления Прав | ительства РБ от 27.06.2003 N 159) |
|
|
Цели и задачи | Повышение эффективности использования |
Программы | земли, создание условий для увеличения |
| социального, инвестиционного, |
| производительного потенциала земли и |
| превращение ее в самостоятельный фактор |
| экономического роста |
|
|
Сроки и этапы | 2001 - 2005 годы: |
реализации | I этап - 2001 - 2002 годы, |
Программы | II этап - 2003 - 2005 годы |
|
|
Перечень | Разработка и совершенствование на всех |
основных | уровнях нормативно-правовой базы |
мероприятий | регулирования земельных отношений; |
Программы | создание механизма, реализующего права |
| собственников земельных долей; создание |
| механизма, обеспечивающего приватизацию |
| городских земель при приватизации |
| государственных и муниципальных |
| предприятий и развитие оборота земель в |
| населенных пунктах; разграничение |
| земель, находящихся в республиканской |
| собственности, собственности городов и |
| районов и муниципальной собственности; |
| создание инфраструктуры рынка земли; |
| развитие механизма ипотечного |
| кредитования; ведение государственного |
| земельного кадастра; совершенствование |
| системы земельных платежей; зонирование |
| территорий; проведение массовой оценки |
| земель; картографическое, геодезическое |
| и землеустроительное обеспечение |
| земельной реформы; ведение мониторинга |
| земель; техническое оснащение службы |
| государственного контроля за |
| использованием и охраной земель, |
| создание денежного фонда охраны земель; |
| проведение информационно-разъяснительной |
| работы среди населения; создание |
| специализированных |
| информационно-консультационных центров; |
| организация в высших и средних |
| специальных учебных заведениях |
| лабораторий современных |
| геоинформационных технологий; подготовка |
| и переподготовка кадров |
|
|
Объемы и | (млн. рублей) |
источники |
|
финансирования 2 | 001 - 2005 I этап |
| годы (2001 - 2002 2001 год |
| годы) |
|
|
Всего | 323,4 130,9 66,0 |
в том числе: |
|
|
|
республиканский бюджет | 238,1 98,6 50,3 |
|
|
местные бюджеты | 80,3 30,3 14,7 |
|
|
прочие источники | 5,0 2,0 1,0 |
|
|
Ожидаемые | Закрепление прав граждан свободно |
конечные | распоряжаться участком земли и земельной |
результаты | долей; |
реализации | разграничение земель, находящихся в |
Программы | государственной и муниципальной |
| собственности; |
| создание рынка земли и недвижимости как |
| единого имущественного комплекса; |
| развитие ипотеки земли и создание |
| благоприятных условий для инвестиций и |
| предпринимательской деятельности; |
| эффективное и рациональное использование |
| земельных ресурсов на всех уровнях |
| управления ими; |
| повышение поступлений от платежей за |
| землю в доходную часть бюджета |
Введение
Республика Башкортостан располагает огромными земельными ресурсами, но это богатство используется недостаточно эффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до логического завершения, не создана эффективная система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным землепользователям. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Происходит деградация и снижение плодородия почв. Финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется недостаточно и по остаточному принципу.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Республике Башкортостан.
Перед Правительством Республики Башкортостан стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания эффективной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее рациональное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы в Республике Башкортостан на 2001 - 2005 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 4 февраля 2000 года N УП-102 "Об утверждении среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан" (п. 5.4.7 мероприятий среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан).
1. Основные Положения Программы
1.1. Основные итоги земельных преобразований в Республике Башкортостан в 1991 - 1999 годах
В республике земельная реформа началась в 1991 году с принятием Закона Башкирской ССР "О земельной реформе в Башкирской ССР", Земельного кодекса и Закона Башкирской ССР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В 1992 году в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О плате за землю" в республике введено платное землепользование.
Созданная правовая база позволила провести значительные преобразования в области земельных отношений.
В 1991 - 1992 гг. 1,5 млн. га земель были переданы в ведение сельских Советов и 0,7 млн. га в фонд перераспределения районных Советов для последующего предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.
Произошло реформирование части колхозов и совхозов, которые выбрали другие организационно-правовые формы хозяйствования. Всего за период реформы количество колхозов сократилось с 692 до 332, а площадь их землепользования с 5108,6 до 1844,2 тыс. га. Количество совхозов сократилось с 198 до 102, а их площадь с 2757,9 до 1088,4 тыс. га.
Но колхозы и совхозы по-прежнему остались основными пользователями земель сельскохозяйственного назначения, на их долю приходится 2932,6 тыс. га, или 43,9% площади этих земель.
На землях бывших колхозов и совхозов создано 486 ассоциаций крестьянских хозяйств (2932,5 тыс. га), 67 акционерных обществ и товариществ (247,1 тыс. га), 48 государственных и муниципальных предприятий (266,3 тыс. га). В настоящее время в республике действуют 3826 крестьянских (фермерских) хозяйств (124,1 тыс. га). В среднем на одно хозяйство приходится 32,4 га земли.
Надежды, возлагавшиеся на фермерство, не оправдались. Фермерские хозяйства пока, в основном, являются экспериментальной формой организации и ведения сельскохозяйственного производства и в большинстве своем не стали производителями товарной продукции.
В то же время значительно возросла роль личных подсобных хозяйств в аграрном секторе экономики, площадь которых увеличилась по сравнению с 1990 г. на 30 тыс. га.
Под коллективные сады выделено 17 тыс. га, для индивидуального жилищного строительства - 5 тыс. га.
За последние годы в основном решена задача перераспределения земель с целью обеспечения условий для равноправного развития всех форм хозяйствования.
Осуществлен легитимный переход к частной собственности на землю.
Вместе с тем земельные отношения в Республике Башкортостан требуют дальнейшего совершенствования.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали крайне медленно.
На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.