ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2002 года N 22
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 03.10.2022 на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 03.10.2022 N 605.
____________________________________________________________________
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 04.10.2002 N 296, Постановлений Правительства РРеспублики Башкортостан от20.10.2003 N 260, от 07.08.2006 N 228, от 26.01.2016 N 7)
В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" Кабинет Министров Республики Башкортостан
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и представлению отчетов о проведении операций по их ликвидации и Положение об организации мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Башкортостан.
2. Исключен. - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2015 N 7.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Шаронова Д.В.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2015 N 7)
Премьер-министр
Республики Башкортостан
Р.И.БАЙДАВЛЕТОВ
Руководитель
Аппарата Кабинета Министров
Республики Башкортостан
Ф.М.КАЗАКБАЕВ
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТОВ О ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО ИХ ЛИКВИДАЦИИ
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 04.10.2002 N 296,
Постановлений Правительства РРеспублики Башкортостан от20.10.2003 N 260, от 07.08.2006 N 228,
от 26.01.2016 N 7)
1. 1. Настоящие Основные требования, разработанные на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" и от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 2003 года N 156 "Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации", а также Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 года N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - нефть).
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 07.08.2006 N 228)
2. Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти (далее - планы) разрабатываются с учетом максимально возможного объема разлившейся нефти, который определяется для следующих объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивной причал - 1500 тонн;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные добывающие установки - 1500 тонн;
автоцистерна - 100 процентов объема;
резервуар - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
(абзац введен Постановлением Кабинета Министров РРеспублики Башкортостан от04.10.2002 N 296)
3. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов, который определяется согласно Указаниям по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 2003 года N 156 "Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации", до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20.10.2003 N 260)
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы города (района) либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах республики либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы города (района);
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы республики;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
(п. 3 в ред. Постановления Кабинета Министров РРеспублики Башкортостан от04.10.2002 N 296)
4. Планы и соответствующие им календарные планы оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - календарный план), утверждают организации независимо от формы собственности, осуществляющие разведку месторождений, добычу, переработку, транспортировку, хранение нефти (далее - организации), а также органы местного самоуправления.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства РБРеспублики Башкортостан от7.08.2006 N 228)
5. Предприятие, имеющее несколько объектов, осуществляющих операции с нефтью, разрабатывает планы для каждого объекта в отдельности и для предприятия в целом.
6. Согласовываются и утверждаются:
6.1. Планы и календарные планы организаций, на которых максимально возможный объем разлившейся нефти может составить до 100 тонн, утверждаются их руководителями и администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по согласованию с территориальными органами Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, территориальными отделами Западно-Уральского управления Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору, территориальными органами Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан.
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2015 N 7)
Планы и календарные планы организаций, использующих автоцистерны для перевозки нефти по территории Республики Башкортостан, дополнительно согласовываются с Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан.
6.2. Планы организаций, на которых максимально возможный объем разлившейся нефти может составить от 100 до 500 тонн, утверждаются их руководителями и Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан по согласованию с Западно-Уральским управлением Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору, Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Календарные планы утверждаются руководителями организаций и администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по согласованию с Западно-Уральским управлением Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору, Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан.
(пп. 6.2 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2015 N 7)
6.3. Планы и календарные планы организаций, на которых максимально возможный объем разлившейся нефти может составить от 500 до 1000 тонн, утверждаются их руководителями и Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан по согласованию с Западно-Уральским управлением Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору, Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан.
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2015 N 7)
Планы и календарные планы, разработанные ЗАО "Судоходная компания "БашВолготанкер", дополнительно согласовываются с Бельским участком Камского филиала ФГУ "Российский речной регистр".
Планы и календарные планы, разработанные Башкирским отделением - структурным подразделением Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", дополнительно согласовываются с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области.
6.4. Планы и календарные планы организаций, на которых максимально возможный объем разлившейся нефти может составить свыше 1000 тонн, планы и календарные планы комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления Республики Башкортостан согласовываются и утверждаются в соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 года N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".
(п. 6 в ред. Постановления Правительства РБРеспублики Башкортостан от7.08.2006 N 228)
7. Планом должны предусматриваться:
7.1. Прогнозирование возможных разливов нефти.
7.2. Состав и дислокация сил и средств.
7.3. Обоснование количества сил и средств, достаточного для локализации возможных разливов нефти в любое время года (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований.
7.4. Организация взаимодействия сил и средств.
7.5. Организация управления, связи и оповещения.
7.6. Порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в готовности.
7.7. Система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти.
7.8. Первоочередные действия при получении сигнала об аварийном разливе нефти.
7.9. Географические, гидрологические навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации. Весь картографический материал для чрезвычайных ситуаций с разливом нефти и нефтепродуктов свыше 100 тонн должен быть отражен на цифровых электронных картах и представлен в формате shape-файлов ArcView, в формате ARC/INFO или в другом широко распространенном формате, который допускает конвертацию в указанные выше форматы.
(в ред. Постановления Правительства РБРеспублики Башкортостан от0.10.2003 N 260)
7.10. Обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи.
7.11. График проведения операций по ликвидации разливов нефти.
7.12. Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти.
8. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
8.1. Максимально возможный объем разлившейся нефти.
8.2. Площадь разлива.
8.3. Год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта, дата проведения последнего технического диагностирования и (или) обследования технологического оборудования на соответствие требованиям технической эксплуатации и промышленной безопасности.
(п. 8.3 в ред. Постановления Кабинета Министров РБРеспублики Башкортостан от4.10.2002 N 296)
8.4. Максимальный объем нефти на объекте.
8.5. Физико-химические свойства нефти.
8.6. Влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти с учетом возможности ее попадания в речные акватории и водоемы.
8.7. Гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта.
8.8. Возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти). Предприятие, осуществляющее операции с нефтью, должно предусмотреть создание фонда для финансирования работ по ликвидации разливов нефти этими формированиями (службами).