Действующий

Об утверждении концепции демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года

Утверждена
Указом Президента
Республики Башкортостан
от 14 июля 2008 г. N УП-333

Концепция
демографической политики Республики Башкортостан
на период до 2025 года



Уфа-2008

     
Содержание

     
1.  Общие положения

2.  Современная демографическая  ситуация  в   Республике  Башкортостан   и    тенденции ее развития

3.  Цель, задачи и принципы Концепции

4.  Приоритеты  и  основные  направления демографической политики в области    охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения

5.  Приоритеты и основные  направления  демографической  политики в области    стимулирования рождаемости и укрепления семьи

6.  Приоритеты  и  основные  направления демографической политики в области    миграции и расселения

7.  Приоритеты  и основные  направления  демографической политики в области    труда и занятости населения

8.  Механизмы реализации Концепции

9.  Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции

10. Источники финансирования мероприятий Концепции

11. Информационное и научное обеспечение реализации Концепции

     
1. Общие положения


Концепция демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" и Посланием Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "К благополучию и благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2008 году)", основана на общепризнанных принципах международного права, нормах международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и иных нормативных правовых актах Республики Башкортостан.

В Концепции определены цель, принципы, задачи и основные направления демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года.

Настоящая Концепция опирается на:

основные методические принципы, принятые при разработке Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;

опыт разработки Концепции долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан на период до 2015 года;

мероприятия, проводимые в рамках национальных проектов и программ в области социального развития Республики Башкортостан.

Такой подход соответствует, с одной стороны, принципу осуществления республикой самостоятельной экономической и социальной политики, с другой стороны, - принципу функционирования Республики Башкортостан в едином правовом поле Российской Федерации.

2. Современная демографическая ситуация
в Республике Башкортостан и тенденции ее развития


В Российской Федерации Республика Башкортостан выделяется не только мощным природно-ресурсным и экономическим, но и развитым многонациональным демографическим потенциалом. Среди субъектов Российской Федерации по численности населения Республика Башкортостан занимает седьмое место после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ростовской, Свердловской областей и Краснодарского края.

Современная демографическая ситуация в Республике Башкортостан сформировалась под влиянием политических, социально-экономических процессов в Российской Федерации, а также демографических процессов, происходивших в предыдущие десятилетия.

В отличие от многих регионов России более обоснованная экономическая и социальная политика, проводимая в Республике Башкортостан, в значительной мере способствовала сдерживанию развития демографического кризиса.

Руководство республики уделяет большое внимание демографическим проблемам. Президентом Республики Башкортостан подписан ряд указов, в соответствии с которыми реализуются мероприятия, направленные на социальную поддержку молодых и многодетных семей. Правительство Республики Башкортостан систематически рассматривает вопросы, связанные с улучшением естественного движения и миграции населения.

В республике сложилась тесное взаимодействие государственных органов с общественными организациями и научными учреждениями в области регулирования демографических процессов. Меры, разработанные в соответствии с предыдущей Концепцией долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан до 2015 года, поэтапно выполняются.

Вместе с тем демографическая ситуация в республике недостаточно благополучная. Сложившийся уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения, высок уровень смертности, особенно у мужчин в трудоспособном возрасте. За 2004 - 2006 годы существенно изменились миграционные процессы: сальдо миграции приняло отрицательное значение.

Начиная с 2000 года численность населения республики имеет тенденцию к сокращению. С 2009 года в трудоспособный возраст начнет вступать малочисленное поколение родившихся в 1990-х годах, а выходить из него - многочисленное поколение родившихся в 1950 - 60-х годах, в результате чего произойдет существенное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и рост численности населения старше трудоспособного возраста.

Абсолютное сокращение численности населения республики началось намного позже и происходило более медленными темпами, чем в среднем по России. Если в Российской Федерации численность населения начала сокращаться с 1993 года, то в Республике Башкортостан - только с 2000 года. Численность населения республики к началу 2007 года составила 4051 тыс. человек.

Республика Башкортостан выделяется высокой плотностью населения: на один квадратный километр территории приходится 28,3 человека против 8,3 человека в среднем по Российской Федерации.

Рождаемость населения за последние пять лет не только стабилизировалась, но и несколько возросла. Однако сложившийся уровень репродуктивности не обеспечивает простого воспроизводства населения. Причинами низкой рождаемости населения, помимо перехода семей на малодетность, стали материально-бытовые трудности, жилищные проблемы, низкий уровень жизни части населения, невысокий уровень оплаты труда, недостаточное качество оказания медицинской помощи, ухудшение репродуктивного здоровья населения, утрата семейных ценностей, рост числа разводов, большое количество преждевременного прерывания беременности и другие. Реализация приоритетов Концепции будет способствовать повышению уровня рождаемости в республике.

Динамика смертности населения за последние годы также стабилизировалась. Позитивные изменения наблюдаются в динамике смертности детей в возрасте до одного года. В последнее десятилетие младенческая смертность неуклонно снижалась: в 1994 году в расчете на 1000 родившихся приходилось 18,6 умерших детей в возрасте до одного года, в 2006 году - 10,9 умерших в этом же возрасте.

Уровень возрастной смертности в трудоспособном возрасте по-прежнему остается высоким. В 2006 году удельный вес населения, умершего в трудоспособном возрасте, составил 30,1 процента, среди них 80 процентов мужчин. Так, мужская смертность превышает женскую: в возрасте 25 - 29 лет - в 4,1 раза, в возрасте 30 - 34 лет - в 4 раза, что нарушает пропорциональное соотношение полов, отрицательно сказывается на уровне брачности населения, трудовом потенциале, благосостоянии семей. Таким образом, в 2006 году из всего числа умерших мужчин 44,7 процента находилось в трудоспособном возрасте, женщин - 13,0 процента.

Распределение основных причин смертности всего населения в 2006 году выглядело следующим образом: первое место занимают болезни систем кровообращения (58,2 процента), второе место - несчастные случаи, отравления и травмы (12,8 процента), третье место - новообразования (10,9 процента). Удельный вес смертности от несчастных случаев, отравлений и травм за последние годы имеет тенденцию к снижению.