Действующий

Об утверждении концепции демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года

Таблица N 2

     
ДИНАМИКА
миграции населения Республики Башкортостан

     
                                                                  (человек)

Наименование показателя

Годы                       

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006  

Прибывшие                              

Всего,                 

85142

78058

72263

72278

68450

72921

73816

в том числе:                                                             

внутри республики      

56299

53344

49239

49734

49396

53583

53755

между регионами        

21048

18777

17463

17474

16864

18191

18342

с зарубежными странами

7795

5917

5561

5070

2190

1147

1719

Выбывшие                              

Всего,                 

81152

76948

70318

71341

70757

74626

76128

в том числе:           

внутри республики      

56299

53344

49239

49734

49396

53583

53755

между регионами        

23075

22291

19868

20298

20280

20335

21742

с зарубежными странами

1778

1313

1211

1309

1082

708

631

Сальдо миграции                           

Всего,                 

3990

1110

1945

937

-2307

-1705

-2312

в том числе:           

внутри республики      

0

0

0

0

0

0

0

между регионами        

-2027

-3514

-2405

-2824

-3416

-2144

-3400

с зарубежными странами

6017

4624

4350

3761

1109

439

1088


Различия территории Республики Башкортостан по природным условиям, социально-экономическому развитию, урбанизации и другим показателям оказывают значительное влияние на внутриреспубликанские миграционные процессы. Наибольшая доля внутриреспубликанского потока в общей совокупности миграции приходится на города Уфу, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский. Ослабли миграционные процессы между городом и сельской местностью.

Своеобразная динамика сложилась в межрегиональной миграции населения: республика в течение длительного времени перераспределяла свое население в другие регионы страны, преимущественно на восток. Наиболее устойчивые потоки миграции сформировались в направлении Западной и Восточной Сибири, а также Дальнего Востока.

После распада СССР внутригосударственная миграция претерпела значительные изменения. Во-первых, резко сократились размеры миграционного обмена за счет уменьшения объемов оттока и притока населения. Во-вторых, существенно изменилось соотношение притока и оттока населения. Если в прежние годы межрегиональная миграция характеризовалась положительным сальдо, то начиная с 2000 года сальдо приняло отрицательное значение. В-третьих, изменилось направление основного потока, приняв западный вектор. В настоящее время основными городами, принимающими мигрантов из республики, являются Москва, Санкт-Петербург и Московская область.

Особенно большие изменения произошли в межгосударственной миграции населения. Если в годы Советской власти межгосударственный миграционный обмен населением был развит слабо, то в новых условиях такая миграция в корне изменилась. Можно выделить два направления миграционных потоков: первое - со странами СНГ и Балтии, второе - с другими зарубежными странами.

Первое направление представлено бывшими союзными республиками, куда в советское время из Башкортостана в больших объемах происходил отток населения. Среди них выделяются среднеазиатские республики - Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, с которыми у Башкортостана сложились тесные миграционные связи. В этих странах проживает значительная доля наших соотечественников и их потомков.

Из указанных стран, прежде всего из Узбекистана и Таджикистана, возник обратный поток миграции в Башкортостан. Данное направление с точки зрения притока населения в республику представляет большой интерес. Миграционные связи со странами Балтии и дальнего зарубежья слабые и не являются перспективными. В связи с необходимостью притока мигрантов из стран СНГ актуализируется проблема их интеграции в условия Республики Башкортостан.

Таким образом, анализ современной демографической ситуации и тенденций ее развития свидетельствует о том, что в Республике Башкортостан происходит сокращение абсолютной численности населения. В дальнейшем это приведет к снижению численности трудоспособного населения. Концепция предполагает разработку системы социально-экономических мер, направленных на уменьшение отрицательных последствий сокращения трудовых ресурсов, значительных демографических, экономических и социальных потерь.

3. Цель, задачи и принципы Концепции


Целью Концепции является определение приоритетов, обеспечивающих достижение ключевых показателей воспроизводства населения, которые не только сделают стабильной численность, но и в дальнейшем приведут к ее росту. В соответствии с данной целью предполагается к концу первого этапа (2008 - 2010 годы) стабилизировать численность населения Республики Башкортостан на уровне 4051 - 4055 тыс. человек. На втором этапе (2010 - 2015 годы) увеличить ее до 4100 тыс. человек и довести ожидаемую среднюю продолжительность жизни населения до 70 лет. На третьем этапе (2015 - 2025 годы) предполагается довести численность населения до 4150 тыс. человек, увеличить среднюю продолжительность жизни до 75 лет.

Достижение поставленной цели зависит от решения широкого круга задач социально-экономического развития республики, включая обеспечение стабильного экономического роста и повышение благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации доходов населения, значительное повышение эффективности и доступности для всех слоев населения системы здравоохранения, образования, культуры, наличие гибкого рынка труда, обеспечение социальной защиты, доступного жилья, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки и др.

Исходя из цели Концепции ставятся следующие задачи демографической политики:

а) в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни:

увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни населения в 1,1 раза;

сокращение уровня смертности населения более чем в 1,5 раза, прежде всего за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте;

сокращение материнской и младенческой смертности не менее чем в 1,2 раза;

укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми болезнями;

формирование у населения мотивации для ведения здорового образа жизни, сокращение масштабов алкоголизма, табакокурения и наркомании;

создание условий для активных занятий физкультурой и спортом для всех слоев населения;

увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности населения;

б) в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя в 1,5 раза) путем постепенного перехода к среднедетному типу репродуктивности за счет рождения второго ребенка и последующих детей;

расширение сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение государственных гарантий доступности получения дошкольного образования и повышение его качества;