ДИНАМИКА
миграции населения Республики Башкортостан
(человек)
Наименование показателя | Годы | ||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Прибывшие | |||||||
Всего, | 85142 | 78058 | 72263 | 72278 | 68450 | 72921 | 73816 |
в том числе: | |||||||
внутри республики | 56299 | 53344 | 49239 | 49734 | 49396 | 53583 | 53755 |
между регионами | 21048 | 18777 | 17463 | 17474 | 16864 | 18191 | 18342 |
с зарубежными странами | 7795 | 5917 | 5561 | 5070 | 2190 | 1147 | 1719 |
Выбывшие | |||||||
Всего, | 81152 | 76948 | 70318 | 71341 | 70757 | 74626 | 76128 |
в том числе: | |||||||
внутри республики | 56299 | 53344 | 49239 | 49734 | 49396 | 53583 | 53755 |
между регионами | 23075 | 22291 | 19868 | 20298 | 20280 | 20335 | 21742 |
с зарубежными странами | 1778 | 1313 | 1211 | 1309 | 1082 | 708 | 631 |
Сальдо миграции | |||||||
Всего, | 3990 | 1110 | 1945 | 937 | -2307 | -1705 | -2312 |
в том числе: | |||||||
внутри республики | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
между регионами | -2027 | -3514 | -2405 | -2824 | -3416 | -2144 | -3400 |
с зарубежными странами | 6017 | 4624 | 4350 | 3761 | 1109 | 439 | 1088 |
Различия территории Республики Башкортостан по природным условиям, социально-экономическому развитию, урбанизации и другим показателям оказывают значительное влияние на внутриреспубликанские миграционные процессы. Наибольшая доля внутриреспубликанского потока в общей совокупности миграции приходится на города Уфу, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский. Ослабли миграционные процессы между городом и сельской местностью.
Своеобразная динамика сложилась в межрегиональной миграции населения: республика в течение длительного времени перераспределяла свое население в другие регионы страны, преимущественно на восток. Наиболее устойчивые потоки миграции сформировались в направлении Западной и Восточной Сибири, а также Дальнего Востока.
После распада СССР внутригосударственная миграция претерпела значительные изменения. Во-первых, резко сократились размеры миграционного обмена за счет уменьшения объемов оттока и притока населения. Во-вторых, существенно изменилось соотношение притока и оттока населения. Если в прежние годы межрегиональная миграция характеризовалась положительным сальдо, то начиная с 2000 года сальдо приняло отрицательное значение. В-третьих, изменилось направление основного потока, приняв западный вектор. В настоящее время основными городами, принимающими мигрантов из республики, являются Москва, Санкт-Петербург и Московская область.
Особенно большие изменения произошли в межгосударственной миграции населения. Если в годы Советской власти межгосударственный миграционный обмен населением был развит слабо, то в новых условиях такая миграция в корне изменилась. Можно выделить два направления миграционных потоков: первое - со странами СНГ и Балтии, второе - с другими зарубежными странами.
Первое направление представлено бывшими союзными республиками, куда в советское время из Башкортостана в больших объемах происходил отток населения. Среди них выделяются среднеазиатские республики - Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, с которыми у Башкортостана сложились тесные миграционные связи. В этих странах проживает значительная доля наших соотечественников и их потомков.
Из указанных стран, прежде всего из Узбекистана и Таджикистана, возник обратный поток миграции в Башкортостан. Данное направление с точки зрения притока населения в республику представляет большой интерес. Миграционные связи со странами Балтии и дальнего зарубежья слабые и не являются перспективными. В связи с необходимостью притока мигрантов из стран СНГ актуализируется проблема их интеграции в условия Республики Башкортостан.
Таким образом, анализ современной демографической ситуации и тенденций ее развития свидетельствует о том, что в Республике Башкортостан происходит сокращение абсолютной численности населения. В дальнейшем это приведет к снижению численности трудоспособного населения. Концепция предполагает разработку системы социально-экономических мер, направленных на уменьшение отрицательных последствий сокращения трудовых ресурсов, значительных демографических, экономических и социальных потерь.
3. Цель, задачи и принципы Концепции
Целью Концепции является определение приоритетов, обеспечивающих достижение ключевых показателей воспроизводства населения, которые не только сделают стабильной численность, но и в дальнейшем приведут к ее росту. В соответствии с данной целью предполагается к концу первого этапа (2008 - 2010 годы) стабилизировать численность населения Республики Башкортостан на уровне 4051 - 4055 тыс. человек. На втором этапе (2010 - 2015 годы) увеличить ее до 4100 тыс. человек и довести ожидаемую среднюю продолжительность жизни населения до 70 лет. На третьем этапе (2015 - 2025 годы) предполагается довести численность населения до 4150 тыс. человек, увеличить среднюю продолжительность жизни до 75 лет.
Достижение поставленной цели зависит от решения широкого круга задач социально-экономического развития республики, включая обеспечение стабильного экономического роста и повышение благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации доходов населения, значительное повышение эффективности и доступности для всех слоев населения системы здравоохранения, образования, культуры, наличие гибкого рынка труда, обеспечение социальной защиты, доступного жилья, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки и др.
Исходя из цели Концепции ставятся следующие задачи демографической политики:
а) в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни:
увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни населения в 1,1 раза;
сокращение уровня смертности населения более чем в 1,5 раза, прежде всего за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте;
сокращение материнской и младенческой смертности не менее чем в 1,2 раза;
укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми болезнями;
формирование у населения мотивации для ведения здорового образа жизни, сокращение масштабов алкоголизма, табакокурения и наркомании;
создание условий для активных занятий физкультурой и спортом для всех слоев населения;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности населения;
б) в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя в 1,5 раза) путем постепенного перехода к среднедетному типу репродуктивности за счет рождения второго ребенка и последующих детей;
расширение сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение государственных гарантий доступности получения дошкольного образования и повышение его качества;