Республиканская программа развития сельской школы на
20002004 годы
Уфа-2000
Паспорт
(в ред. Постановления КМ РБ от 6.02.2003 г. N 44 ).
Введение.
Обоснование необходимости принятия Республиканской
программы развития сельской школы на 2000-2004 годы
Республиканская программа развития сельской школы на 2000-2004 гг. (далее - Программа) определяет цели, задачи и принципы развития образования в сельской местности Республики Башкортостан. Она намечает общие направления качественного обновления содержания, методов, форм организации обучения и воспитания. В ней также представлен комплекс мероприятий, связанных с реализацией Программы развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг.
Необходимость принятия Программы обусловлена следующим:
- уровень общего образования в сельской местности в целом заметно ниже городского;
- Программа развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг., определяя общие цели, задачи и направления развития образования на селе, не учитывает специфичных особенностей районов республики;
- развитие сельской школы сегодня требует поддержки со стороны государства и гражданского общества, их участия в решении проблем образования на селе.
Данная Программа предусматривает преодоление отставания в развитии сельской школы, усиление роли системы образования в процессах социально-экономического развития Республики Башкортостан.
1. Общая характеристика Программы
Программа определяет и представляет общие принципы и механизмы осуществления комплекса мер, направленных на всестороннее развитие сельской школы. Она связана с Программой развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг.
Цели, содержание и важнейшие направления развития образования в сельской местности определены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Башкортостан "Об образовании".
Основной целью Программы является подъем сельской школы на качественно новый уровень, отвечающий образовательным и социальным требованиям современного общества.
Достижение данной цели реализуется путем решения следующих задач Программы:
- определение приоритетных направлений, основных идей и принципов развития сельской школы;
- определение механизмов решения поставленных задач.
Программа предусматривает обновление содержания, улучшение организации и управления образовательными процессами; она исходит из необходимости развития созидательных, творческих способностей школьника в процессе непрерывного образования.
2. Состояние и основные проблемы сельской школы
В настоящее время одна треть населения республики проживает в сельской местности. На начало 1999-2000 учебного года в 2736 сельских общеобразовательных учреждениях обучаются 179820 человек. Из них в 3 общеобразовательных школах-интернатах - 847 учащихся; в 7 коррекционных школах-интернатах - 765; в 6 детских домах - 482; в 8 гимназиях - 4726; в 12 лицеях - 3748.
Каждая четвертая школа на селе - малокомплектная. Таких школ в целом по республике 682 (24,9%). Это вызвано рядом причин: значительной удаленностью населенных пунктов друг от друга, неудовлетворительным состоянием дорог, недостаточностью или отсутствием пассажирских автотранспортных средств для перевозки детей, а также спадом рождаемости населения в последние десять лет.
В республике создана сеть общеобразовательных школ-интернатов, предназначенных для оказания социальной поддержки детям из многодетных, малообеспеченных семей. Количество этих образовательных учреждений возросло с 22 в 1993 году до 31 на начало 1999-2000 учебного года. 18 школ-интернатов дают наряду с общим образованием начальное профессиональное образование. В связи с ростом детской безнадзорности и сиротства администрации городов и районов создают муниципальные специализированные учреждения - центры временного пребывания детей, центры социально-психологической помощи детям и семье, приюты и т.п. В республике создано 12 учреждений для временного содержания детей, где в 1999 году нашли приют около 320 несовершеннолетних.
Количество сельских дошкольных образовательных учреждений всех министерств и ведомств сократилось в 1999 году до 1345; численность детей в них составляет 44,9 тыс., тогда как реальное количество мест для дошкольников значительно больше - 61,7 тыс. В сельской местности воспитанием в дошкольных учреждениях охвачено менее половины детей до 7 лет - всего 40,2%.