Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2000 г. N 204

Об утверждении Республиканской программы развития
сельской школы на 2000-2004 годы

(с изменениями на 6 февраля 2003 года)

_____________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Кабинета Министров РБ от 6 февраля 2003 года № 44

_________________________________________________________________________________________________________

Кабинет Министров Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу развития сельской школы на 2000-2004 годы.

2. Реализацию мероприятий, предусмотренных программой, осуществлять за счет смет расходов учреждений, министерств, госкомитетов и ведомств в пределах средств, утвержденных в республиканском и местных бюджетах на соответствующий финансовый год.

Премьер-министр
Р.И.Байдавлетов


Управляющий Делами
И.У.Забиров


 Утверждена
                                       постановлением Кабинета Министров
                                                 Республики Башкортостан
                                                      от 14 июля 2000 г.
                                                                   N 204

     
Республиканская программа развития сельской школы на
20002004 годы


Уфа-2000

Паспорт

(в ред. Постановления КМ РБ от 6.02.2003 г. N 44 ).


Введение.

Обоснование необходимости принятия Республиканской

программы развития сельской школы на 2000-2004 годы


Республиканская программа развития сельской школы на 2000-2004 гг. (далее - Программа) определяет цели, задачи и принципы развития образования в сельской местности Республики Башкортостан. Она намечает общие направления качественного обновления содержания, методов, форм организации обучения и воспитания. В ней также представлен комплекс мероприятий, связанных с реализацией Программы развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг.

Необходимость принятия Программы обусловлена следующим:

- уровень общего образования в сельской местности в целом заметно ниже городского;

- Программа развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг., определяя общие цели, задачи и направления развития образования на селе, не учитывает специфичных особенностей районов республики;

- развитие сельской школы сегодня требует поддержки со стороны государства и гражданского общества, их участия в решении проблем образования на селе.

Данная Программа предусматривает преодоление отставания в развитии сельской школы, усиление роли системы образования в процессах социально-экономического развития Республики Башкортостан.

1. Общая характеристика Программы


Программа определяет и представляет общие принципы и механизмы осуществления комплекса мер, направленных на всестороннее развитие сельской школы. Она связана с Программой развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг.

Цели, содержание и важнейшие направления развития образования в сельской местности определены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Башкортостан "Об образовании".

Основной целью Программы является подъем сельской школы на качественно новый уровень, отвечающий образовательным и социальным требованиям современного общества.

Достижение данной цели реализуется путем решения следующих задач Программы:

- определение приоритетных направлений, основных идей и принципов развития сельской школы;

- определение механизмов решения поставленных задач.

Программа предусматривает обновление содержания, улучшение организации и управления образовательными процессами; она исходит из необходимости развития созидательных, творческих способностей школьника в процессе непрерывного образования.

2. Состояние и основные проблемы сельской школы

В настоящее время одна треть населения республики проживает в сельской местности. На начало 1999-2000 учебного года в 2736 сельских общеобразовательных учреждениях обучаются 179820 человек. Из них в 3 общеобразовательных школах-интернатах - 847 учащихся; в 7 коррекционных школах-интернатах - 765; в 6 детских домах - 482; в 8 гимназиях - 4726; в 12 лицеях - 3748.

Каждая четвертая школа на селе - малокомплектная. Таких школ в целом по республике 682 (24,9%). Это вызвано рядом причин: значительной удаленностью населенных пунктов друг от друга, неудовлетворительным состоянием дорог, недостаточностью или отсутствием пассажирских автотранспортных средств для перевозки детей, а также спадом рождаемости населения в последние десять лет.

В республике создана сеть общеобразовательных школ-интернатов, предназначенных для оказания социальной поддержки детям из многодетных, малообеспеченных семей. Количество этих образовательных учреждений возросло с 22 в 1993 году до 31 на начало 1999-2000 учебного года. 18 школ-интернатов дают наряду с общим образованием начальное профессиональное образование. В связи с ростом детской безнадзорности и сиротства администрации городов и районов создают муниципальные специализированные учреждения - центры временного пребывания детей, центры социально-психологической помощи детям и семье, приюты и т.п. В республике создано 12 учреждений для временного содержания детей, где в 1999 году нашли приют около 320 несовершеннолетних.

Количество сельских дошкольных образовательных учреждений всех министерств и ведомств сократилось в 1999 году до 1345; численность детей в них составляет 44,9 тыс., тогда как реальное количество мест для дошкольников значительно больше - 61,7 тыс. В сельской местности воспитанием в дошкольных учреждениях охвачено менее половины детей до 7 лет - всего 40,2%.

В республике имеется 252 учреждения дополнительного образования (в их числе 56 спортивных школ), в них занимаются 178,8 тыс. детей. В сельской местности таких учреждений - 74 (68288 учащихся). 26,3% от общего числа учащихся заняты художественным творчеством; 8,2% - техническим творчеством; 40,8% - спортом; 6,1% - туризмом и краеведением.

Во всех районах республики действуют центры творчества для детей и юношества. Около 7% сельских школьников получают дополнительное образование непосредственно в общеобразовательных школах. Доля средств, выделяемых на содержание учреждений дополнительного образования, составляет 35% бюджета всей системы народного образования республики. Тем не менее материальная, научно-методическая, информационная база сельских учреждений дополнительного образования требует значительного улучшения.

Обучение сельскохозяйственным специальностям осуществляется в 50 профессиональных училищах и 6 сельских лицеях. Растет количество инновационных учреждений аграрного профиля.

Численность педагогических работников в целом по республике в период с 1980 по 1999 год увеличилась более чем на 50%. Причем в городе темпы ее роста выше, чем в сельской местности.

В 1999-2000 учебном году в сельских общеобразовательных учреждениях всех типов и ступеней работало 36626 учителей, из них с высшим образованием - 24531 (67,0%), неполным высшим - 1007 (2,7%), средним специальным - 10267 (28%), общим средним - 821 (2,2%) человек. Высшее образование имеют 82,2% учителей родного языка; 96,8% - математики, физики, информатики; 82,2% - английского, французского, немецкого языков; 27,7% - музыки; 43,0% - ИЗО, черчения; 38,0%- физической культуры; 38,7% - трудового обучения.

Кадровый состав в сельских школах укомплектован не полностью. По состоянию на 1 октября 1999 года имелось 296 вакантных должностей; в частности, не хватало 57 учителей английского языка. К началу 1998-99 учебного года в сельские общеобразовательные учреждения было направлено 1786 молодых специалистов с высшим образованием. Из них лишь 441 человек (24,7%) явился на работу по направлению. В 1999-2000 учебном году к педагогической работе привлечено 1008 учителей-пенсионеров. Для полного удовлетворения потребностей сельской школы в педагогических кадрах понадобится несколько лет.

Решение этой проблемы невозможно без улучшения социальных и жилищно-бытовых условий педагогических работников. Сегодня далеко не во всех районах сельские учителя, особенно молодые специалисты, обеспечены жильем.

На нынешнем этапе есть большие различия в состоянии материально-технической базы отдельных сельских образовательных учреждений. С одной стороны, функционируют современные школы-комплексы, имеющие компьютерные классы, учебно-производственные участки, теплицы, пасеки, автомобильно-тракторный парк, сельскохозяйственное оборудование, мастерские и т.д., с другой - еще есть школы, находящиеся в ветхих и аварийных зданиях, не отвечающих современным требованиям. В сельской местности республики в 1999-2000 учебном году насчитывалось 218 аварийных школьных зданий. Тем не менее в них обучается 17945 школьников. В том числе в 65 начальных школах - 1343, в 93 основных - 6757, в 60 средних - 9845 учащихся.

В республике на селе работают 43 музея и 1520 сельских библиотек (общее число всех школьных библиотек Башкортостана - 1750). Из них 37 - детские библиотеки Министерства культуры Республики Башкортостан. Однако многие библиотеки не имеют возможности пополнять свои фонды и ремонтировать помещения.

Администрации районов принимают меры по обеспечению развития сельской школы, отвечающего национальным и социальным особенностям района. Полученные учащимися сельскохозяйственные знания и умения во многих районах закрепляются практикой в пришкольных учебно-производственных хозяйствах - пчеловодческих, животноводческих, полеводческих, садоводческих и др. Сельские школы ориентируют выпускников на применение полученных знаний на практике, помогают им осуществить осознанный выбор будущей профессии.

Районные органы управления образованием особое внимание уделяют вопросам обеспечения прав граждан на образование, разработке местных компонентов содержания образования, осуществлению мер по расширению образовательных услуг на селе, социальной защите педагогических работников.

Органы управления образованием с 1999-2000 учебного года создают необходимые условия для реализации общеобразовательными школами нового республиканского Базисного учебного плана, в содержании вариативной части которого отражена специфика общественной практики села: фермерское хозяйство, огородничество, садоводство, пчеловодство, птицеводство, животноводство, народные промыслы, переработка сельскохозяйственной продукции, культура земледелия, техническое обслуживание и эксплуатация сельскохозяйственной техники.

Однако уровень и качество образования на селе не вполне отвечают современным требованиям. Есть ряд профессионально-педагогических и социально-экономических проблем, сдерживающих развитие как сельской школы, так и сельской общественной, производственной практики.

К первым относятся:

- слабое научно-методическое и программно-информационное обеспечение сельской школы;

- нехватка педагогических кадров по гуманитарным учебным дисциплинам, низкая квалификация, недостаточность учебной нагрузки учителей ввиду их узкой предметной специализации;

- неэффективность действующего механизма управления сельской школой: низкая оперативность, отсутствие мониторинга состояния образовательных учреждений, зачастую некомпетентность их руководителей и руководителей органов управления образованием на местах.

В числе социально-экономических проблем прежде всего следует отметить:

- закрытие ряда учреждений дошкольного образования;

- рост числа школ, требующих капитального ремонта;

- слабую материально-техническую базу многих сельских школ;

- существенное сокращение учебного времени школьников в связи с их участием в сезонных сельскохозяйственных работах;

- ограниченные возможности получения дополнительного образования учащимися в сфере культуры и искусства;

- отсутствие в большинстве сельских школ медицинских и стоматологических кабинетов.

Следует также отметить и факторы, содействующие развитию сельской школы:

- стабильность и устойчивость детского сообщества внутри и вне школы;

- наличие более широких, чем в городе, возможностей для индивидуализации обучения и воспитания школьников, развития их творческого потенциала;

- участие детей в производительном труде и тесная связь образовательного процесса с жизнью села;

- особое положение учителя, нередко совмещающего в силу необходимости функции психолога, юриста, социолога, консультанта и оказывающего помощь ученикам и их родителям в сложных жизненных ситуациях; традиция особо уважительного отношения односельчан к учителю.

Анализ образовательной деятельности сельской школы позволяет выявить наиболее важные и специфические для нее характеристики:

1) общекультурная, социально-ориентирующая, просветительская направленность обучения в сельской школе, ее богатый потенциал во внедрении и реализации регионального компонента образования, основывающегося на традициях "малой родины", этнопедагогики;

2) значительная консервативность и инертность сельской школы в овладении новейшими достижениями образовательной науки и использовании их на практике;

3) ярко выраженная направленность сельской школы на реализацию личностного подхода к ученику;

4) более тесная, чем в городе, связь школы с общественностью в системе образовательных отношений "заказчик-исполнитель", оценка качества деятельности школы по нравственным качествам ее воспитанников, активному их участию в экономической и социальной жизни села.

3. Развитие сельской школы: цели, задачи и принципы


Ориентиром для определения конечной цели деятельности сельского образовательного учреждения должна стать модель выпускника школы. Интегративная и многомерная, она включает в себя наиболее важные, базовые характеристики личности, отражая ступени ее образования (дошкольное, основное и полное общее, начальное профессиональное и дополнительное):

- владение научными основами мировоззрения и современными способами взаимодействия человека с природой;

- умение творчески пользоваться полученными знаниями в условиях динамично реформирующегося общества;

- законопослушность и гражданская активность;

- патриотизм, приверженность и служение гуманистическим идеалам;

- трудовая активность.

Общая модель дополняется специфическими, необходимыми для жизни на селе, характеристиками. Школа готовит своего выпускника:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»