Действующий

О государственной программе "Народы Башкортостана" на 2003-2012 годы (с изменениями на 5 июня 2013 года)

                                                              Утверждена
                                       Постановлением Кабинета Министров
                                                 Республики Башкортостан
                                             от 31 декабря 2002 г. N 388

        Государственная программа
"Народы Башкортостана"

(в ред. Постановлений Правительства РБ
от 16.05.2003 N 118
,от 09.04.2007 N 86,
 от 21.08.2009 N 325, от 26.05.2010 N 189,
от 05.06.2013 N 226)

Постановлением Правительства РБ от 05.06.2013 N 226 срок действия программы продлен на 2013 год.


Паспорт Программы


Наименование      Государственная программа "Народы Башкортостана"
Программы

Основание для     Указ Президента   Республики   Башкортостан   "О
разработки        республиканских      программах     национально-
Программы         культурного развития народов  Башкортостана"  от
                  23  января  1998  года  N  УП-27
,  Постановление
                  Кабинета Министров  Республики  Башкортостан  "О
                  мерах  по  расширению  научных  исследований  по
                  проблемам  национальной  политики  в  Республике
                  Башкортостан    и   разработке   Государственной
                  программы "Народы Башкортостана" N 79 от 6 марта
                  1996 г
.

Государственный   Министерство культуры  и  национальной  политики
заказчик          Республики Башкортостан

Разработчики      Академия наук  Республики  Башкортостан,   Центр
Программы         этнологических  исследований  УНЦ РАН,  Институт
                  истории, языка и литературы УНЦ РАН

Цель Программы    Реализация     научно-обоснованных     принципов
                  государственной      национальной      политики,
                  направленных  на  всестороннее   и   гармоничное
                  развитие народов Республики Башкортостан

Задачи Программы  Создание действенных      механизмов      защиты
                  экономических,     социальных,     политических,
                  культурных, языковых и иных прав народов;
                  оптимизация  межнациональных   отношений   через
                  поддержку  и  сохранение режима  цивилизационно-
                  культурного многообразия Башкортостана;
                  развитие исторически ценных культурных, языковых
                  и  религиозных   традиций   народов   Республики
                  Башкортостан;
                  совершенствование и    развитие     деятельности
                  национально-культурных   объединений граждан как
                  основных институтов самоорганизации этносов;
                  поддержка и  развитие  системы  образования всех
                  уровней с национальным  компонентом,  воспитание
                  уважения к истории,  культуре, языку башкирского
                  народа  и  этническим  культурам,  языкам   всех
                  народов Башкортостана;
                  поддержка и   развитие   национальных    средств
                  массовой  информации и печати как важных средств
                  формирования    и    укрепления    национального
                  самосознания народов;
                  создание системы      государственных       мер,
                  направленных      на     укрепление     традиций
                  бесконфликтного  проживания  народов  Республики
                  Башкортостан,       культивирование      чувства
                  республиканского патриотизма и выработка  общего
                  согражданства "башкортостанцев";
                  нейтрализация деструктивного воздействия на  умы
                  и    чувства    людей   разных   национальностей
                  экстремистских и радикальных организаций;
                  укрепление государственности          Республики
                  Башкортостан на  основе  Конституции  Российской
                  Федерации
и Конституции Республики Башкортостан.

Сроки реализации  2003 - 2012 годы
Программы

Основные          Меры по     совершенствованию    и      развитию
мероприятия       нормативно-правовой      базы    государственной
Программы         национальной политики Республики Башкортостан;
                  социально-экономическое      развитие    народов
                  Башкортостана;
                  национально-культурное      развитие     народов
                  Башкортостана;
                  поддержка и   развитие   системы   национального
                  образования народов Башкортостана;
                  сохранение и развитие нравственных,  духовных  и
                  религиозных ценностей народов Башкортостана;
                  поддержка  и   развитие   национальных   средств
                  массовой    информации    и    печати    народов
                  Башкортостана;
                  издательская деятельность;
                  международное и межрегиональное сотрудничество;
                  научное      и      информационно-аналитическое
                  обеспечение Программы.

Исполнители       Министерство культуры  и  национальной  политики
Программы         Республики Башкортостан,
                  Министерство образования              Республики
                  Башкортостан,
                  Министерство печати   и   массовой    информации
                  Республики Башкортостан,
                  Министерство юстиции Республики Башкортостан,
                  Министерство здравоохранения          Республики
                  Башкортостан,
                  Министерство труда и социальной защиты населения
                  Республики Башкортостан,
                  Государственный комитет Республики  Башкортостан
                  по предпринимательству и торговле,
                  Министерство по  физической  культуре,  спорту и
                  туризму Республики Башкортостан,
                  Государственный комитет  Республики Башкортостан
                  по молодежной политике,
                  Академия наук Республики Башкортостан,
                  Управление  по  делам   архивов   при   Кабинете
                  Министров Республики Башкортостан,
                  Управление ЗАГСов   при    Кабинете    Министров
                  Республики Башкортостан,
                  Государственная телерадиовещательная    компания
                  "Башкортостан",
                  администрации городов   и   районов   Республики
                  Башкортостан,
                  Министерство           промышленности          и
                  внешнеэкономических     связей        Республики
                  Башкортостан.
(в ред.   Постановлений  Правительства  РБ  от  16.05.2003  N 118,
от 09.04.2007 N 86, от 21.08.2009 N 325)

Источники         Республиканский бюджет  Республики  Башкортостан
финансирования    на 2003 - 2012 годы, бюджеты городов  и  районов
Программы         республики,   бюджеты   республик   и   областей
                  Российской   Федерации   (по    договоренности),
                  внебюджетные фонды,  международные фонды,  фонды
                  организаций, личные пожертвования граждан.

Система контроля  Контроль за  исполнением   настоящей   Программы
за исполнением    осуществляется     Правительством     Республики
Программы         Башкортостан,    Министерством    культуры     и
                  национальной  политики  Республики  Башкортостан
                  путем   ежеквартального    сбора    и    анализа
                  информации.

Ожидаемые         Создание целостной    системы    государственной
результаты        поддержки  народов  Башкортостана,   позволяющей
реализации        обеспечить  защиту их политических,  социальных,
Программы         экономических, культурных, языковых и иных прав;
                  Сохранение и развитие национального самосознания
                  и этнической самобытности народов Башкортостана;
                  Укрепление межнационального мира,  общественного
                  согласия и повышение доверия граждан  республики
                  всех  национальностей  к органам государственной
                  власти республики;
                  Раннее предупреждение        этнических        и
                  этнополитических    конфликтов,     профилактика
                  национального экстремизма;
                  Вклад в  строительство  гражданского  сообщества
                  "башкортостанцев"   на   основе   сохранения   и
                  развития    культурно-языкового     многообразия
                  народов.

        

Введение


Государственная программа "Народы "Башкортостана" представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на поддержку и развитие социальной, экономической, духовной, культурной жизни и языковой культуры народов Республики Башкортостан. Использование в отношении субъектов данной Программы термина "народы" не должно рассматриваться как несущее какой-либо смысл в отношении прав, которые могут заключаться в этом термине по условиям международно-правовых документов. Субъектами данной Программы являются исторические этногруппы, традиционно населяющие территорию Республики Башкортостан. На динамику и характер национальной политики государств все большее влияние оказывают общепризнанные нормы международного права, устанавливающие базовые критерии прав человека и целых народов. На основании данных норм представляется возможным вполне объективно оценивать правомерность политических притязаний (обязанностей) как отдельного индивида, так и различных этнических групп, в том числе коренных народов и национальных меньшинств. Однако в многонациональных обществах национальная политика отличается особой сложностью, так как в данном случае должны учитываться многие факторы: типологические характеристики этнических групп, способы их интеграции в государство, специфика межнациональных отношений и реальный характер этнодемографической ситуации. Следовательно, невозможно проведение справедливой и эффективной национальной политики вне учета конкретных социальных, политических, экономических, исторических условий, определяющих положение этнических групп в обществе. Она не может быть ориентирована на мнимое равенство этносов. В условиях многонационального государства, региона эффективна только многовариантная национальная политика. Например, защита прав лиц, принадлежащих к коренным народам и национальным группам, осуществляется на базе двух основополагающих норм международного права: а) равноправие и искоренение дискриминации; б) право на сохранение идентичности путем принятия специальных мер защиты. Согласно первой норме все этнические группы обладают неотъемлемым правом пользоваться родным языком и культурой.

Это вытекает из статьи 3.1 Декларации ООН 1992 г. о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, статей 2.1 и 26 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., а также отвечает духу статьи 14 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г., пункта 31 Документа Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению 1990 г., статьи 14 Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств 1995 г.

Вторая норма направлена на сохранение этноязыковой целостности, прежде всего, коренных народов и выходит за стандартные рамки простого искоренения дискриминации по отношению к ним. Указанная норма присутствует в параграфе 32 Копенгагенского Документа, статье 27 Международного пакта по гражданским и политическим правам, статье 5 Рамочной Конвенции, статье 2.1 Декларации ООН 1992 года. Целый ряд специальных (аффирмативных) групповых прав, предоставляемых коренным народам, в силу их исторической уязвимости, призван не просто искоренить дискриминацию, а обеспечить их гарантированное выживание. "Специальные" права в данном контексте не являются привилегией, а именно средством обеспечения равноправного развития всех групп населения. Предоставление народам, находящимся в различных "стартовых" условиях, одинаковых прав равносильно тому, что наименее "конкурентоспособным" этническим группам фактически отказывается в праве на сохранение собственной национальной идентичности. В силу именно этих причин в отношении башкирского народа, коренного и республикообразующего народа, разработана отдельная подпрограмма "Возрождение и развитие башкирского народа", являющаяся составной частью государственной программы "Народы Башкортостана".

Содействие развитию народов Республики Башкортостан представляет собою важный вклад в строительство многонациональной России, основанной на принципах федерализма, демократии и культурного многообразия. Создание необходимых условий для полнокровного этнокультурного, языкового развития народов республики будет укреплять их доверие к органам государственной власти Башкортостана всех уровней, а также способствовать лучшему пониманию особых проблем возрождения и развития башкирского народа. Принимая данную Программу, Республика Башкортостан рассчитывает на то, что в российских регионах, где исторически проживает башкирский народ, органами государственной власти и управления будет проявлено должное внимание и забота к его социальным, культурным, языковым, экономическим нуждам.

Вместе с тем успешная реализация экономических, социальных, культурных, языковых прав народов, населяющих республику, возможна только при условии совершенствования и развития деятельности национально-культурных общественных объединений самих граждан. Именно данные объединения призваны выполнять функцию основных институтов самоорганизации и саморазвития этносов, что, однако, не исключает сохранения известной регулирующей роли государства.

Главным условием оптимизации межнациональных отношений является поддержка и сохранение режима цивилизационно-культурного многообразия общества. Этноязыковая самобытность всех народов может мирно уживаться с их политической лояльностью к федеративному государству или республике. Развитие исторически ценных культурных, языковых и религиозных традиций народов Республики Башкортостан способствует более тесному социально-политическому единству граждан республики, воспитанию у них чувства республиканского патриотизма и выработке общего согражданства "башкортостанцев". Последнее не подменяет, а напротив, расширяет и конкретизирует понятие "российской нации - согражданства", наполняя его специфическим региональным содержанием, что в итоге обеспечивает сохранение единого культурно-исторического, экономического и правового пространства страны.

Успешная реализация программ развития народов России возможна только при наличии следующих условий: 1) целостность многонационального государства на основе этнотерриториального федерализма; 2) равная суверенность и ответственность республик, краев, областей; 3) незыблемость традиционного статуса вхождения субъектов в Федерацию; 4) многовариантность национальной политики и федеративных связей; 5) равноправие народов при различных формах их конституционного самоопределения.

Историческая специфика многонациональной России опровергает иллюзии насчет возможности политико-государственного обустройства страны по модели Западной Европы и США. После распада СССР начался новый этап в развитии Российской Федерации, как центру, так и республикам приходится искать ответы на самые злободневные вопросы национальных и федеративных отношений. В Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 г., утвержденной Указом Президента РФ, говорится о том, что "своеобразие российского федерализма состоит в сочетании национального и территориального начал". Следовательно, косвенно признается то обстоятельство, что реально имеются республики, которые расстались с автономным статусом недавнего прошлого и приняли декларации о государственном суверенитете. При этом именно национально-государственные образования выступают в качестве основных гарантов сохранения и развития культурно-языковой целостности наиболее многочисленных российских народов. А экстерриториальная национально-культурная автономия, соответственно, является лишь дополнительным, вспомогательным средством решения национальных проблем. Российская практика показала также, что в силу этнокультурной специфики, благоприятные условия для развития народов и малочисленных этнических групп, не имеющих своей государственности, объективно существуют именно в национальных республиках. Поэтому утверждения относительно того, что система национально-государственного устройства и практика огосударствления национальной принадлежности вступили в противоречие с реальной жизнью, заведомо искажают действительное положение вещей. Многообразие форм национальной жизни и асимметричность федеративного устройства Российской Федерации содержат в себе мощный созидательный потенциал.


Историко-культурная справка о народах,
традиционно проживающих в Республике Башкортостан


Многонациональный состав населения Республики Башкортостан есть исторически сложившаяся реальность, которая формировалась в силу объективных этнодемографических и миграционных процессов, а также под влиянием субъективных факторов государственной политики. Народы Республики Башкортостан, расселяющиеся в самом сердце континентальной Евразии, сумели сохранить в культуре, языке, религии старинные традиции, обычаи, представляющие огромную ценность для науки и, следовательно, являются предметом особой заботы Республики Башкортостан. Здесь проживают представители более 100 национальностей, 5 из них имеют численность, превышающую 100 тыс. человек, 5 - от 10 до 100 тыс. человек, более 10 этнических групп - от 1 до 10 тыс. человек. Наиболее многочисленны башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты, белорусы, немцы.

В Республике Башкортостан проживают тюркские народы. Башкиры - один из евразийских народов, сохранивший слой древнетюркской и древнеиранской культуры в доисламских верованиях, в монументальных эпических произведениях, в танцах и музыке, народ, прошедший долгий и сложный путь этнокультурного развития, имеющий региональные различия в языке и культуре, развивающийся по пути модернизации. Башкиры по данным Всероссийской переписи населения 1897 года в Уфимской губернии составляли 41%, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. в Башкортостане составляют всего 21,9% населения республики.

За пределами Башкортостана, в основном в соседних областях проживает около 40% башкир. Процентная доля коренного населения республики имела тенденцию к уменьшению в силу целого ряда причин.

В советское время из зауральских районов, традиционно остававшихся без должного внимания со стороны республиканских органов государственной власти, наблюдался миграционный отток населения, а в городах и западных районах республики имела место языковая ассимиляция, приведшая в итоге к резкому сокращению численности башкирского народа.

В настоящее время в республике действуют 7 государственных и 26 народных башкирских театров, 17 филармонических и 8 народных фольклорных коллективов, 39 коллективов народного танца и 18 народных хоровых и вокальных ансамблей. На башкирском языке издается 25 периодических изданий. На родном языке обучаются в 849 школах более 66 тыс. учащихся (40,8%). В 1209 школах республики родной башкирский язык как предмет изучают 70976 учащихся (43,5%). В 66 школах республики ведется углубленное изучение башкирского языка и литературы. Башкирский язык и литературу преподают 3112 учителей. В 1442 школах оборудованы кабинеты башкирского языка и литературы. Учителей башкирского языка готовят 4 вуза - БГУ, БГПУ, СГПИ, БирГПИ и 10 педколледжей и педучилищ.

В Башкортостане зарегистрировано около 10 башкирских национально-культурных общественных организаций, наиболее крупные и многочисленные из них: Башкирский народный центр "Урал", Всебашкирский национально-культурный центр "Ак тирма", Башкирский центр содействия народному образованию "Актамыр", Союз башкирской молодежи, Общество башкирских женщин и Всемирный курултай башкир, представляющий интересы всех башкир, проживающих как в Башкортостане, так и за его пределами. Первый Всемирный курултай башкир состоялся в июне 1995 года, второй - в июне 2002 года.

В работе Второго Всемирного курултая башкир приняли участие около 500 делегатов от Республики Башкортостан, более 170 делегатов от 33 субъектов Российской Федерации и 44 гражданина 19 зарубежных стран.

Татары представлены в Башкортостане этнокультурными и этноконфессиональными группами, материнский этнос которых расположен в Среднем Поволжье. Здесь живут татары - выходцы из Казанской губернии (казанлы), образующие с другими группами татар группу уфимских татар. Татары составляют 28% населения республики и с 1970 года их общая численность имеет тенденцию к устойчивому росту, что отчасти связано и с ассимиляционными процессами, происходящими в Башкортостане. Татары составляют большинство населения в 22 районах, расположенных большей частью в левобережье реки Белой, а также в городе Туймазы и 12 поселках городского типа.

На родном татарском языке обучаются в 458 школах Башкортостана более 16 тыс. учеников. В 765 школах республики татарский язык изучается как предмет. Татарский язык преподают 1,4 тыс. учителей. В 728 школах оборудованы кабинеты татарского языка и литературы.

Учителей татарского языка готовят 4 вуза - БГУ, БГПУ, СГПИ, БирГПИ и 6 педколледжей и педучилищ.

В республике 2 государственных и 24 народных татарских театра, 2 филармонических и 4 народных фольклорных коллективов. На татарском языке в республике издается 15 периодических изданий.