РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ЗАКОН

от 20 марта 2003 N 491-з

О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики
Башкортостан о недрах

        
           Принят Законодательной  Палатой  Государственного  Собрания -
      Курултая - Республики Башкортостан 5 марта 2003 года.

           Одобрен Палатой  Представителей  Государственного  Собрания -
      Курултая - Республики Башкортостан 6 марта 2003 года.

        

Статья 1. Внести в Кодекс Республики Башкортостан о недрах (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1993, N 2, ст. 37; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1998, N 17 (83), ст. 1089; 2001, N 7 (127), ст. 456) следующие изменения и дополнения:

1. Из части третьей преамбулы слова "Республики Башкортостан" исключить.

2. В статье 1:

часть первую изложить в следующей редакции:

"Законодательство Республики Башкортостан о недрах основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральных законах и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.";

часть третью исключить;

в части пятой слова "соответствующим законодательством с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Кодексом" заменить словами "в порядке, установленном законодательством Российской Федерации";

в части шестой слова "законодательством о соглашениях о разделе продукции" заменить словами "Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".

3. Часть вторую статьи 2 после слов "в соответствии с" дополнить словами "Конституцией Российской Федерации".

4. Статьи 3-8 изложить в следующей редакции:

"Статья 3. Право собственности на недра

Недра в границах территории Республики Башкортостан, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы разграничения государственной собственности на недра, владения, пользования и распоряжения недрами на территории Республики Башкортостан находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Порядок управления и распоряжения недрами, находящимися в соответствии с федеральным законом и соглашениями между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан в государственной собственности Республики Башкортостан, регулируется законом Республики Башкортостан.

Статья 4. Государственный фонд недр

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр, в том числе в пределах территории Республики Башкортостан.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Республики Башкортостан в интересах ее многонационального народа и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и Республикой Башкортостан.

Федеральные органы исполнительной власти и Правительство Республики Башкортостан в пределах своих полномочий утверждают федеральные и республиканские программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально - сырьевой базы и рационального использования недр на территории Республики Башкортостан и в установленном порядке решают вопросы недропользования, охраны недр и окружающей природной среды.

Координация деятельности в сфере отношений недропользования на территории Республики Башкортостан с федеральным органом управления государственным фондом недр осуществляется Правительством Республики Башкортостан и республиканским органом исполнительной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования.

Статья 5. Участки недр федерального, регионального и местного значения

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр на территории Республики Башкортостан, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Башкортостан.

Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.

Участки недр на территории Республики Башкортостан, за исключением участков недр федерального значения, в том числе федерального фонда резервных месторождений, могут получать статус объектов регионального и местного значения.

Статья 6. Компетенция органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования

В компетенцию органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования на территории Республики Башкортостан входят:

1) разработка, принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан о недрах;

2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально - сырьевой базы Российской Федерации;

3) разработка и реализация республиканских программ развития и использования минерально - сырьевой базы;

4) создание и ведение республиканского фонда геологической информации; распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджета Республики Башкортостан и соответствующих местных бюджетов;

5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

6) составление республиканских балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Республики Башкортостан и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения, подготовка совместно с Российской Федерацией перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;

8) по представлению территориального органа в области управления государственным фондом недр установление конкретных размеров платежей за пользование недрами;

9) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;

10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

11) лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения;

12) участие Республики Башкортостан в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;

13) определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;

14) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком;

15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

Реализация полномочий органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования на территории Республики Башкортостан возлагается на Правительство Республики Башкортостан и республиканский орган исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.

Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования

В компетенцию органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования входят:

1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально - экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

2) развитие минерально - сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;

4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 22 настоящего Кодекса;

5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

6) введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Статья 8. Виды пользования недрами

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого - геофизические работы, геологическую съемку, инженерно - геологические изыскания, научно - исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.".

5. В статье 9:

части третью, четвертую, пятую, шестую изложить в следующей редакции:

"Предварительные границы горного отвода устанавливаются уполномоченными на то органами при предоставлении лицензии на пользование недрами и удостоверяются соответствующим горноотводным актом.

После разработки технического проекта пользования участком недр, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Горные отводы на добычу общераспространенных полезных ископаемых предоставляются республиканским органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Республики Башкортостан.

Горные отводы на добычу полезных ископаемых (кроме общераспространенных), строительство, эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых геологических объектов предоставляются в порядке, установленном федеральным органом государственного горного надзора.";

части седьмую, десятую исключить;

из части одиннадцатой слова "по решению органа управления государственным фондом недр Республики Башкортостан", "выдаваемого органом управления государственным фондом недр Республики Башкортостан" исключить.

6. В статье 10:

часть третью исключить;

в части четвертой слова "с законодательством" заменить словами "со статусом этих территорий".

7. В частях первой, третьей статьи 11 слово "законом" заменить словами "федеральным законом".

8. Статью 13 изложить в следующей редакции:

"Статья 13. Основания получения права пользования участками недр

Основаниями получения права пользования участками недр в Республике Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть:

1) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и Правительства Республики Башкортостан, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории Республики Башкортостан;

2) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и Правительства Республики Башкортостан при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения, расположенного на территории Республики Башкортостан;

3) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования, для целей геологического изучения участков недр;

4) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и Правительства Республики Башкортостан для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»