ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
от 3 ноября 2000 года №94-з
О внесении изменений и дополнений в
Конституцию Республики Башкортостан
Преамбула
Мы, многонациональный народ Республики Башкортостан, соединенные общей судьбой на своей земле, принимая во внимание, что Башкортостан в XVI веке добровольно, на договорной основе, присоединился к России и Башкирская автономная республика была образована в 1919 году в составе РСФСР на основе Соглашения центральной Советской Власти России с Башкирским правительством с советской автономии Башкирии в результате реализации права башкирской нации на самоопределение, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации, а также Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, учитывая результаты республиканского референдуме 25 апреля 1993 года, подтвердившего договорный характер отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации, основываясь на Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан", свидетельствуя уважение к правам и свободам чело века и гражданина, всех народов, сознавая ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, заявляя о решимости создать демократическое правовое государство, принимаем в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республика Башкортостан.
I.
ДОГОВОР
Российской Федерации
и Республики Башкортостан
"О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ
И ВЗАИМНОМ ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
Российская Федерация и Республика Башкортостан, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, Федеративным договором и учитывая приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан, заботясь о жизненных интересах народов, об обеспечении гражданского мира, межнационального согласия и общественной безопасности, реализуя приоритет основных прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства и иных различий, исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления, основываясь на исторически сложившихся дружественных и договорных отношениях Башкортостана и России, стремясь к качественному обновлению федеративных отношении, считая, что разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан является важнейшей частью их отношений,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Республика Башкортостан - полноправный субъект Российской Федерации. Республика Башкортостан является суверенным государством в составе Российской Федерации. Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории вне компетенции Российской Федерации и полномочий, переданных Республикой Башкортостан Российской Федерации. Территория и статус Республики Башкортостан не могут быть изменены без ее согласия. Республика Башкортостан имеет свою Конституцию и законодательство.
Статья 2
Отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, Федеративным договором, настоящим Договором, другими договорами и соглашениями.
Статья 3
В ведении Республики Башкортостан находятся:
1) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств:
2) система органов государственной власти Республики Башкортостан, порядок их организации и деятельности: административно-территориальное устройство Республики Башкортостан;
3) республиканские программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Республики Башкортостан;
4) формирование государственного бюджета Республики; определение общих принципов налогообложения и сборов в бюджет Республики;
5) решение вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами Республики, являющимися достоянием (собственностью) ее многонационального народа, в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и соглашениями с федеральными органами власти Российской Федерации;
6) государственная собственность Республики Башкортостан и управление ею. Разграничение государственной собственности на республиканскую и федеральную регулируется отдельным соглашением;
7) создание системы законодательства Республики Башкортостан;
8) обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности;
9) вопросы судоустройства, прокуратуры, адвокатуры и нотариата в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации;
10) вопросы гражданства Республики Башкортостан;
11) помилование лиц, осужденных судами Республики Башкортостан;
12) организация прохождения альтернативной гражданской службы на территории Республики Башкортостан лицами, имеющими в соответствии с федеральным законом право на замену несения военной службы;
13) договоры и соглашения с республиками и другими субъектами Российской Федерации, не противоречащие Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору;
14) осуществление международных и внешнеэкономических связей: установление отношений с иностранными государствами; участие в деятельности международных организаций и фондов; заключение международных договоров и соглашений, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору;
15) создание Национального банка в соответствии с отдельным соглашением;
16) государственная служба Республики Башкортостан;
17) государственные награды, почетные звания Республики Башкортостан:
18) иные предметы ведения и полномочия, не отнесенные к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Статья 4
В совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан находятся:
1) соблюдение международных норм о правах и свободах человека и гражданина, о правах национальных меньшинств;
2) защита суверенитета и территориальной целостности;
3) согласование конституционного и текущего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан;
4) общие и коллизионные вопросы гражданства;
5) обеспечение мобилизационной подготовки народного хозяйства; координация разработки и производства вооружений и военной техники на территории Республики Башкортостан; вопросы конверсии оборонных предприятий; размещение воинских частей и военных объектов на территории Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством;
6) координация международных и внешнеэкономических связей;
7) координация бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики; определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации: заключение межправительственных бюджетных соглашений; образование фондов регионального развития;
8) создание общих фондов для финансирования совместных программ: ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф;
9) обеспечение режима беспрепятственного и беспошлинного передвижения транспорта, грузов и продукции по воздушным, морским, речным, железнодорожным и шоссейным путям, а также по трубопроводному транспорту;
10) оценка в соответствии с государственными и международными стандартами состояния качества природной среды: охрана окружающей среды, осуществление мер по ее восстановлению; обеспечение экологической безопасности;
11) проведение, общей политики в социальной сфере: занятости населения, оплаты труда, миграционных процессов, социальной защиты, включая социальное обеспечение;
12) координация деятельности по вопросам здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
13) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата;
14) обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности; взаимодействие судебных и правоохранительных органов; разработка и реализация целевых программ по борьбе с преступностью;
15) другие предметы ведения и полномочия, устанавливаемые по взаимной договоренности.
Статья 5
В ведении Российской Федерации находятся:
1) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
2) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;
5) федеральная государственная собственность и управление ею;
6) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
7) установление правовых основ единого рынка, финансовое. валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
8) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;
9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;
10) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира;
11) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
12) оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
13) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
14) судоустройство: прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование: гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
15) федеральное коллизионное право;
16) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет:
17) федеральная государственная служба;
18) государственные награды и почетные звания Российской Федерации.
Статья 6
Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах их полномочий, действительны на территории Республики Башкортостан и всей Российской Федерации.
Статья 7
Российская Федерация и Республика Башкортостан не могут издавать правовые акты по вопросам, не относящимся к их ведению. Законы Российской Федерации, принятые по вопросам компетенции Российской Федерации и по вопросам, переданным Республикой Башкортостан в ведение Российской Федерации, обязательны на территории Республики Башкортостан.
Органы государственной власти Республики Башкортостан, равно как и федеральные органы государственной власти, вправе опротестовывать законы Российской Федерации и Республики Башкортостан, если они нарушают настоящий Договор.
Споры по осуществлению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, установленных настоящим Договором, разрешаются в согласованном между ними порядке в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан.
Статья 8
В целях осуществления настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан могут заключать дополнительные соглашения, создавать комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах.
Статья 9
Российская Федерация и Республика Башкортостан имеют полномочные представительства соответственно в г. Москве и г. Уфе.
Статья 10.
Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.
Договор вступает в силу с момента подписания и подлежит опубликованию.
Совершено в г. Москве 3 августа 1994 года в двух экземплярах, каждый на русском и башкирском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Президент Президент
Российской Республики
Федерации Башкортостан
Председатель И. о. Премьер-
Правительства министра
Российской Республики
Федерации Башкортостан
II.
Раздел первый
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Статья 1
Республика Башкортостан является демократическим правовым суверенным государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Названия государства "Республика Башкортостан" и "Башкортостан" равнозначны. Суверенитет Республики Башкортостан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан. Республика Башкортостан самостоятельно определяет и проводит внутреннюю политику и участвует в пределах своих полномочий в международных отношениях. Территория и статус Республики Башкортостан не могут быть изменены без ее согласия. Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки. Республика Башкортостан имеет свою Конституцию и законодательство. Законы Республики Башкортостан, принятые по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, обладают верховенством на всей территории Республики Башкортостан.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Республике Башкортостан. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Башкортостан как государства.
Статья 3
Единственным источником государственной власти в Республике Башкортостан является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан и Конституцией Российской Федерации. Присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти в не предусмотренном Конституцией Республики Башкортостан порядке, создание новых или параллельных структур власти являются антиконституционными и влекут ответственность по закону.
Статья 4
Республика Башкортостан имеет свое гражданство. Все граждане Республики Башкортостан являются одновременно гражданами Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации и гражданство Республики Башкортостан является единым. Вопросы гражданства Республики Башкортостан регулируются федеральным законом и законом Республики Башкортостан.