ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 3 ноября 2000 года №94-з

О внесении изменений и дополнений в
Конституцию Республики Башкортостан

        

Преамбула


Мы, многонациональный народ Республики Башкортостан, соединенные общей судьбой на своей земле, принимая во внимание, что Башкортостан в XVI веке добровольно, на договорной основе, присоединился к России и Башкирская автономная республика была образована в 1919 году в составе РСФСР на основе Соглашения центральной Советской Власти России с Башкирским правительством с советской автономии Башкирии в результате реализации права башкирской нации на самоопределение, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации, а также Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, учитывая результаты республиканского референдуме 25 апреля 1993 года, подтвердившего договорный характер отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации, основываясь на Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан", свидетельствуя уважение к правам и свободам чело века и гражданина, всех народов, сознавая ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, заявляя о решимости создать демократическое правовое государство, принимаем в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республика Башкортостан.


I.
ДОГОВОР
Российской Федерации
и Республики Башкортостан


"О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ
И ВЗАИМНОМ ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
"

Российская Федерация и Республика Башкортостан, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, Федеративным договором и учитывая приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан, заботясь о жизненных интересах народов, об обеспечении гражданского мира, межнационального согласия и общественной безопасности, реализуя приоритет основных прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства и иных различий, исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления, основываясь на исторически сложившихся дружественных и договорных отношениях Башкортостана и России, стремясь к качественному обновлению федеративных отношении, считая, что разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан является важнейшей частью их отношений,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

Республика Башкортостан - полноправный субъект Российской Федерации. Республика Башкортостан является суверенным государством в составе Российской Федерации. Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории вне компетенции Российской Федерации и полномочий, переданных Республикой Башкортостан Российской Федерации. Территория и статус Республики Башкортостан не могут быть изменены без ее согласия. Республика Башкортостан имеет свою Конституцию и законодательство.

Статья 2

Отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, Федеративным договором, настоящим Договором, другими договорами и соглашениями.

Статья 3

В ведении Республики Башкортостан находятся:

1) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств:

2) система органов государственной власти Республики Башкортостан, порядок их организации и деятельности: административно-территориальное устройство Республики Башкортостан;

3) республиканские программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Республики Башкортостан;

4) формирование государственного бюджета Республики; определение общих принципов налогообложения и сборов в бюджет Республики;

5) решение вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами Республики, являющимися достоянием (собственностью) ее многонационального народа, в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и соглашениями с федеральными органами власти Российской Федерации;

6) государственная собственность Республики Башкортостан и управление ею. Разграничение государственной собственности на республиканскую и федеральную регулируется отдельным соглашением;

7) создание системы законодательства Республики Башкортостан;

8) обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности;

9) вопросы судоустройства, прокуратуры, адвокатуры и нотариата в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации;

10) вопросы гражданства Республики Башкортостан;

11) помилование лиц, осужденных судами Республики Башкортостан;

12) организация прохождения альтернативной гражданской службы на территории Республики Башкортостан лицами, имеющими в соответствии с федеральным законом право на замену несения военной службы;

13) договоры и соглашения с республиками и другими субъектами Российской Федерации, не противоречащие Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору;

14) осуществление международных и внешнеэкономических связей: установление отношений с иностранными государствами; участие в деятельности международных организаций и фондов; заключение международных договоров и соглашений, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору;

15) создание Национального банка в соответствии с отдельным соглашением;

16) государственная служба Республики Башкортостан;

17) государственные награды, почетные звания Республики Башкортостан:

18) иные предметы ведения и полномочия, не отнесенные к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Статья 4

В совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан находятся:

1) соблюдение международных норм о правах и свободах человека и гражданина, о правах национальных меньшинств;

2)  защита суверенитета и территориальной целостности;

3)  согласование конституционного и текущего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан;

4)  общие и коллизионные вопросы гражданства;

5)  обеспечение мобилизационной подготовки народного хозяйства; координация разработки и производства вооружений и военной техники на территории Республики Башкортостан; вопросы конверсии оборонных предприятий; размещение воинских частей и военных объектов на территории Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством;

6)  координация международных и внешнеэкономических связей;

7)  координация бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики; определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации: заключение межправительственных бюджетных соглашений; образование фондов регионального развития;

8) создание общих фондов для финансирования совместных программ: ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф;

9) обеспечение режима беспрепятственного и беспошлинного передвижения транспорта, грузов и продукции по воздушным, морским, речным, железнодорожным и шоссейным путям, а также по трубопроводному транспорту;

10) оценка в соответствии с государственными и международными стандартами состояния качества природной среды: охрана окружающей среды, осуществление мер по ее восстановлению; обеспечение экологической безопасности;

11) проведение, общей политики в социальной сфере: занятости населения, оплаты труда, миграционных процессов, социальной защиты, включая социальное обеспечение;

12) координация деятельности по вопросам здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

13) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата;

14) обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности; взаимодействие судебных и правоохранительных органов; разработка и реализация целевых программ по борьбе с преступностью;

15) другие предметы ведения и полномочия, устанавливаемые по взаимной договоренности.

Статья 5

В ведении Российской Федерации находятся:

1) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

2) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;

5) федеральная государственная собственность и управление ею;

6) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

7) установление правовых основ единого рынка, финансовое. валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

8) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;

10) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира;

11) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

12) оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

13) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

14) судоустройство: прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование: гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

15) федеральное коллизионное право;

16) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет:

17) федеральная государственная служба;

18) государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

Статья 6

Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах их полномочий, действительны на территории Республики Башкортостан и всей Российской Федерации.

Статья 7

Российская Федерация и Республика Башкортостан не могут издавать правовые акты по вопросам, не относящимся к их ведению. Законы Российской Федерации, принятые по вопросам компетенции Российской Федерации и по вопросам, переданным Республикой Башкортостан в ведение Российской Федерации, обязательны на территории Республики Башкортостан.

Органы государственной власти Республики Башкортостан, равно как и федеральные органы государственной власти, вправе опротестовывать законы Российской Федерации и Республики Башкортостан, если они нарушают настоящий Договор.

Споры по осуществлению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, установленных настоящим Договором, разрешаются в согласованном между ними порядке в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан.

Статья 8

В целях осуществления настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан могут заключать дополнительные соглашения, создавать комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах.

Статья 9

Российская Федерация и Республика Башкортостан имеют полномочные представительства соответственно в  г. Москве и г. Уфе.

Статья 10.

Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.

Договор вступает в силу с момента подписания и подлежит опубликованию.

Совершено в г. Москве 3 августа 1994 года в двух экземплярах, каждый на русском и башкирском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Президент                                                      Президент
     Российской                                                     Республики
     Федерации                                                     Башкортостан


Председатель                                                   И. о. Премьер-
     Правительства                                                  министра
     Российской                                                        Республики
     Федерации                                                        Башкортостан



II.


Раздел первый

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ  

 РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья 1

Республика Башкортостан является демократическим правовым суверенным государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Названия государства "Республика Башкортостан" и "Башкортостан" равнозначны. Суверенитет Республики Башкортостан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан. Республика Башкортостан самостоятельно определяет и проводит внутреннюю политику и участвует в пределах своих полномочий в международных отношениях. Территория и статус Республики Башкортостан не могут быть изменены без ее согласия. Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки. Республика Башкортостан имеет свою Конституцию и законодательство. Законы Республики Башкортостан, принятые по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, обладают верховенством на всей территории Республики Башкортостан.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Республике Башкортостан. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Башкортостан как государства.

Статья 3

Единственным источником государственной власти в Республике Башкортостан является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан и Конституцией Российской Федерации. Присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти в не предусмотренном Конституцией Республики Башкортостан порядке, создание новых или параллельных структур власти являются антиконституционными и влекут ответственность по закону.

Статья 4

Республика Башкортостан имеет свое гражданство. Все граждане Республики Башкортостан являются одновременно гражданами Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации и гражданство Республики Башкортостан является единым. Вопросы гражданства Республики Башкортостан регулируются федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»