ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
от 1 августа 2002 года № 356-з
О статусе депутата представительного органа
местного самоуправления в Республике Башкортостан
(с изменениями на 19 сентября 2003 года)
_______________________________________
Документ утратил силу на основании:
Законом РБ от 18 марта 2005 года №162-з
______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Республики Башкортостан от 18 марта 2003 года № 484-з
Законом Республики Башкортостан от 19 сентября 2003 года № 24-з
_________________________________________________________________________________________________________
Принят Законодательной Палатой
Государственного Собрания
Республики Башкортостан 11 июня 2002 года.
Одобрен Палатой Представителей
Государственного Собрания
Республики Башкортостан 16 июля 2002 года.
Глава I. Общие положения
Настоящий Закон в соответствии с законодательством определяет права, обязанности депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Башкортостан, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
Статья 1. Депутат представительного органа местного самоуправления
Депутат представительного органа местного самоуправления {далее - депутат) является полномочным представителем населения соответствующего муниципального образования, наделенный правом осуществления народовластия и решения вопросов местного значения в представительном органе местного самоуправления в пределах полномочий, предусмотренных законодательством и уставом муниципального образования.
Депутат осуществляет полномочия без отрыва от производственной или служебной деятельности. (в ред. Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2003 года № 484-з - См. предыдущую редакцию)
В представительном органе местного самоуправления может быть установлена должность заместителя председателя представительного органа местного самоуправления, осуществляющею полномочия на профессиональной постоянной основе. (в ред. Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2003 года № 484-з - См. предыдущую редакцию)
Полномочия заместителя председателя представительного органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия на профессиональной постоянной основе, устанавливаются соответствующим представительным органом местного самоуправления.
(в ред. Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2003 года № 484-з - См. предыдущую редакцию)
Депутат не может быть государственным служащим, депутатом иного представительного органа государственной власти и местного самоуправления. Депутат не может замещать муниципальную должность муниципальной службы. Депутат, осуществляющий полномочия на профессиональной постоянной основе, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. (в ред. Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2003 года № 484-з - См. предыдущую редакцию)
В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законами, уставом муниципального образования и иными нормативными правовыми актами.
Статья 2. Законодательство о статусе депутата
Законодательство о статусе депутата основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральных законах, законах Республики Башкортостан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
Статья 3. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере установления и регулирования статуса депутата
К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере установления и регулирования статуса депутата относятся:
создание правовых, организационных, материально-финансовых условий осуществления полномочий депутата;
определение общего порядка осуществления и прекращения полномочий депутата;
определение социальных гарантий для депутата, порядок реализации этих гарантий;
определение порядка отзыва депутата.
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования статуса депутата.
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования статуса депутата относятся:
определение полномочий, порядка их осуществления;
определение порядка начала работы;
определение порядка отчетности депутата перед населением и представительным органом местного самоуправления;
определение порядка досрочного прекращения полномочий депутата;
создание необходимых материально-финансовых условий, обеспечивающих депутату осуществление его полномочий;
иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Регулирование вопросов, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется уставами муниципальных образований, правовыми актами представительного органа местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Статья 5. Срок полномочий депутата
Срок полномочий депутата определяется уставом муниципального образования в соответствии с законодательством.
Полномочия депутата прекращаются досрочно также я случаях поступления депутата, осуществляющего полномочия на профессиональной постоянной основе, на государственную или муниципальную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. (в ред. Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2003 года № 484-з - См. предыдущую редакцию)
Полномочия депутата начинаются со дня его избрания депутатом и прекращаются с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового созыва.
В случае признания в порядке, установленном законом, выборов депутата недействительными его полномочия прекращаются со дня принятия соответствующего решения.
Статья 6. Досрочное прекращение полномочий депутата
Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
а) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий депутата данного представительного органа местного самоуправления;
б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
в) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
г) объявления гражданина, являющегося депутатом, безвестно отсутствующим или умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
д) личного заявления депутата о сложении полномочий;
е) отзыва депутата;
ж) смерти депутата;
з) иных случаях, предусмотренных законом и уставом муниципального образования.
Решение о прекращении полномочий депутата в указанных случаях принимается представительным органом местного самоуправления.
Статья 7. Удостоверение и нагрудный знак депутата
Депутат имеет удостоверение, подтверждающее его личность и полномочия. Депутату может выдаваться нагрудный знак. Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата, их образцы и описание утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправления.
Статья 8. Взаимоотношения депутата с избирателями
Депутат поддерживает связь с избирателями своего округа, принимает меры для защиты прав, свобод и законных интересов избирателей, информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 9. Депутатская этика
Депутат должен соблюдать нормы депутатской этики, утвержденные представительным органом местного самоуправления. В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата рассматривается на заседании (сессии) представительного органа местного самоуправления.
Глава II
Деятельность депутата в представительном
органе местного самоуправления
Статья 10. Участие депутата в работе заседаний (сессий) представительного органа местного самоуправления
На заседаниях (сессиях) представительного органа местного самоуправления депутаты на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают все вопросы, отнесенные законодательством к ведению представительного органа местного самоуправления.
Депутат в порядке, установленном регламентом соответствующего представительного органа местного самоуправления, извещается о времени и месте проведения заседаний (сессий) представительного органа местного самоуправления и заседаний его органов, о вопросах, вносимых на их рассмотрение, и обеспечивается всеми необходимыми для рассмотрения этих вопросов материалами.
Депутат обязан участвовать в работе заседаний (сессий) представительного органа местного самоуправления, в заседаниях его органов, в состав которых он избран. В случае невозможности прибыть на заседание (сессию) депутат сообщает об этом председателю представительного органа местного самоуправления. При систематической неявке депутата на заседания (сессии) без уважительных причин представительный орган местного самоуправления сообщает об этом избирателям через средства массовой информации.
Статья 11. Полномочия депутата на заседании (сессии) представительного органа местного самоуправления
Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании (сессии) соответствующего представительного органа местного самоуправления.
Депутат имеет право:
избирать и быть избранным в органы, создаваемые представительным органом местного самоуправления;
высказывать мнение по персональному составу органов, создаваемых представительным органом местного самоуправления;
предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом местного самоуправления;
вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
вносить предложения о заслушивании на заседании (сессии) представительного органа местного самоуправления отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного представительному органу местного самоуправления;
ставить вопрос о доверии составу образованных или избранных органов, создаваемых представительным органом местного самоуправления;
вносить в представительный орган местного самоуправления и его органы предложения о необходимости проведения проверок исполнения организациями, расположенными на территории муниципального образования, нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления, о проведении депутатских расследований по вопросам, относящимся к ведению представительного органа местного самоуправления;
оглашать на заседаниях (сессиях) представительного органа местного самоуправления обращения граждан, имеющие общественное значение;
знакомиться с текстами выступлений в стенограммах и протоколах заседаний (сессий) представительного органа местного самоуправления и заседаний его органов, а также получать тексты выступлений, в том числе до их опубликования (обнародования).
Депутат, не выступивший на заседании (сессии) в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.
Текст выступления депутата включается в протокол заседания (сессии).
Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается регламентом соответствующего представительного органа местного самоуправления, уставом муниципального образования, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Статья 12. Депутатский запрос
Депутат или группа депутатов могут обратиться с депутатским запросом к председателю представительного органа местного самоуправления, главе администрации города, района, главе муниципального образования, руководителям организаций, расположенных на территории муниципального образования, в иные органы и к должностным лицам местного самоуправления.
Депутатский запрос направляется в устной либо письменной форме. Ответ на запрос дается безотлагательно или в случае необходимости проведения дополнительной проверки не позднее 30 календарных дней со дня его получения.
В случае внесения депутатского запроса на заседании (сессии) представительного органа местного самоуправления запрос оглашается и включается в повестку дня заседания (сессии). При этом должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано дать ответ до завершения работы заседания (сессии) или в сроки, установленные решением представительного органа местного самоуправления.