ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
от 13 марта 2001 года №209-з
О внесении изменений и дополнении в
Кодекс Республики Башкортостан о средствах
массовой информации
___________________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона Республики Башкортостан от 4 марта 2005 года №153-з
___________________________________________________________________
Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 15 февраля 2001 года.
Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 24 февраля 2001 года.
Статья 1. Внести в Кодекс Республики Башкортостан о средствах массовой информации (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1993, № 5, ст. 95; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1997, № 2 (56), ст. 93; 1999, № 10 (94), ст. 605; 2000, № 7 (109), ст. 504) следующие изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
Кодекс
Республики Башкортостан
О средствах массовой информации
Глава I. Общие положения
Статья 1. Законодательство Республики Башкортостан о средствах массовой информации
Законодательство Республики Башкортостан о средствах массовой информации основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, -Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Закон) и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан о средствах массовой информации.
Действие настоящего Кодекса распространяется на все средства массовой информации, находящиеся на территории Республики Башкортостан, независимо от места их регистрации, включая средства массовой информации, редакции, филиалы, представительства или представители которых находятся на территории Республики Башкортостан.
Статья 2. Свобода массовой информации
Поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации.
Статья 3. Управление в сфере средств массовой информации
Республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и контроль за соблюдением законодательства о средствах массовой информации, является Министерство печати и массовой информации Республики Башкортостан.
Статья 4. Основные понятия
Для целей настоящего Закона:
под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, понимается периодическое печатное издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу;
под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого Законом, настоящим Кодексом установлены специальные правила;
под редакцией средства массовой информации (далее - редакция) понимается организация либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщении и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации. Юридическое лицо или гражданин, осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода, также приравнивается к издателю;
под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;
под цензурой понимается требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.
Статья 5. Недопустимость цензуры
Массовая информация не подлежит цензуре. Создание и финансирование организаций, органов, должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры, не допускается.
Статья 6. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
Использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для призыва к захвату власти насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, разжигания классовой, социальной, национальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения, передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, не допускается.
Запрещается использование средств массовой информации для распространения сведений, порочащих честь и достоинство граждан.
Распространение материалов, оскорбляющих государственную символику (герб, флаг, гимн), не допускается. Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесённых в списки II и III согласно Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Статья 7. Недопустимость разглашения тайны
Не допускается разглашение в средствах массовой информации сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую законом тайну.
Редакция или ее сотрудник, получившие такие сведения без нарушения действующего законодательства и не имеющие официального письменного уведомления о наличии в них тайны, ответственности за ее разглашение не несут.
Статья 8. Недопустимость вмешательства средств массовой информации в частную жизнь
Не допускается использование для массового распространения информации о частной жизни любого человека без его разрешения или разрешения его наследников, публиковать или предавать гласности иным способом содержание личных писем и документов, если они не проходят по судебным делам.
Публикация материалов, связанных с нахождением человека под следствием, содержанием под стражей или нахождением в местах лишения свободы, допускается с разрешения соответствующих органов.
Статья 9. Недопустимость использования скрытых вставок
Использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, не допускается.
Статья 10. Недопустимость монополизации средств массовой информации
Монополизация средств массовой информации на территории Республики Башкортостан не допускается. Ни один учредитель не вправе иметь в собственности, владении, пользовании, управлении более тридцати процентов всех средств массовой информации, зарегистрированных или осуществляющих деятельность в Республике Башкортостан.
Глава II. Организация деятельности
средств массовой информации
Статья 11. Учредитель средства массовой информации
Правом на учреждение средств массовой информации в Республике Башкортостан обладают государственные органы, организации, граждане и объединения граждан.
Учредителем средства массовой информации (далее - учредитель) не вправе выступать:
юридическое лицо, деятельность которого запрещена по закону;
гражданин, не достигший 18-летнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
объединение граждан, деятельность которого запрещена по закону;
иностранный гражданин или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.
Статья 12. Право на осуществление деятельности редакции
Редакция вправе начать осуществление своей деятельности после регистрации средства массовой информации в установленном порядке.
Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:
на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких субъектов Российской Федерации, - подается учредителем в Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;
на территории Республики Башкортостан, - подается учредителем в соответствующий территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (далее - территориальный регистрирующий орган).
Право приступить к производству продукции средства массовой информации сохраняется за учредителем в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.
Статья 13. Недопустимость повторной регистрации
Зарегистрированное средство массовой информации не может, быть повторно зарегистрировано в том же или ином регистрирующем органе.
В случае установления судом факта повторной регистрации законной признается первая по дате регистрация.
Статья 14. Заявление о регистрации
В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:
1) сведения об учредителе (учредителях), обусловленные требованиями настоящего Кодекса;
2) название средства массовой информации;
3) язык (языки);
4) адрес редакции;
5)форма периодического распространения массовой информации;
6) предполагаемая территория распространения продукции средства массовой информации;
7) примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации;
8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;
9) источники финансирования;
10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, редакцией (главным редактором), издателем или распространителем.
К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора.
Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.
Статья 15. Освобождение от регистрации
Не требуется регистрация:
средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной властей исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных правовых и иных актов;
периодических печатных издании тиражом менее одной тысячи экземпляров;
радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
Статья 16. Отказ в регистрации
Отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:
1) если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации;
2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
3) если название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации в смысле части первой статьи 6, статьи 7 настоящего Кодекса;
4) если территориальным регистрирующим органом либо Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.
Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа.
Заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения с указанием основания возврата:
1) если заявление подано с нарушением требований части второй статьи 12 или части первой статьи 14 настоящего Кодекса;
2) если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;
3) если не уплачен регистрационный сбор. После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению.
Статья 17. Регистрационный сбор
За выдачу свидетельства о регистрации средства массовой информации установленного образца взимается регистрационный сбор. Порядок уплаты, размеры регистрационного сбора определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Признание свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным
Свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению территориального регистрирующего органа или Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций только в случаях: