Программа
развития высшего и среднего профессионального образования
в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг.
Развитие Республики Башкортостан в новых экономических условиях во многом будет определяться уровнем обеспеченности ее экономики, промышленности, науки, социальной сферы высококвалифицированными кадрами с новым видением перспектив развития. С особой остротой встает проблема подготовки конкурентоспособных специалистов, которые могли бы профессионально, с учетом современных тенденций мирового развития осуществить переход всех сфер жизнедеятельности республики в новое качественное состояние.
Законами Российской Федерации и Республики Башкортостан "Об образовании", а также Договором "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" предусмотрена в рамках единого образовательного пространства необходимость осуществления Программы развития высшего и среднего профессионального образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 годы (далее - Программа).
Главной целью Программы является сохранение, развитие и совершенствование сложившейся системы высшего и среднего профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов на основе внедрения в учебный процесс новых государственных образовательных стандартов с развитой национально-республиканской составляющей, доведение численности студентов вузов до среднего уровня по Российской Федерации.
Программа базируется на изучении состояния всей образовательной системы республики, содержит анализ имеющейся системы подготовки специалистов и включает перспективные вопросы ее развития на основе формирующегося регионального рынка труда.
По мере выполнения программы отдельные мероприятия могут быть в установленном порядке дополнены или исключены, если их выполнение признано нецелесообразным в соответствии с изменившимися условиями.
В ближайшее время ограниченность бюджетных ассигнований на образование потребует поиска внебюджетных источников финансирования, привлечения ресурсов крупных промышленных предприятий, финансово-кредитных учреждений, компаний и акционерных обществ.
Финансирование мероприятий программы предполагается осуществлять также за счет бюджетных средств республики, выделяемых дополнительно на профессиональное образование.
1. Мировые тенденции развития высшей и средней
профессиональной школы
Интеллектуальная и нравственная солидарность человечества, провозглашенная в Уставе ЮНЕСКО в целях обеспечения социального мира и социально-экономического прогресса, в первую очередь должна быть присуща системе образования. ЮНЕСКО провозгласила главный принцип любой развивающейся системы - ее открытость. Без обмена с внешней средой научными знаниями, достижениями в новых образовательных технологиях, организации стажировок преподавателей, студентов, научных работников, развития системы дистанционного обучения невозможен прогресс в системе образования и воспитания нового поколения специалистов. Эти постулаты не являются только лозунгами или декларациями о намерениях. Анализ мировых тенденций показывает, что страны с развивающейся и развитой рыночной экономикой выделяют названные задачи развития национальных систем образования в качестве приоритетных в своей государственной политике.
Республика Башкортостан в Законе "Об образовании" первым пунктом статьи 2 также провозгласила область образования приоритетной. Республике сегодня, как никогда, нужно новое поколение специалистов, способных обеспечить ее процветание, выход на передовые рубежи в мировой цивилизации по приоритетным направлениям научно-технического, социально-экономического прогресса, развития культуры, здравоохранения, спорта. Для подготовки этой будущей смены необходимо обеспечить количественные и качественные соответствия системы высшего и среднего профессионального образования в республике мировому уровню.
Ежегодные доклады ЮНЕСКО о положении дел в области образования в мире показывают, что в конце текущего столетия четко определились группы стран по соотношению количества студентов на 10000 чел. и валовому национальному продукту на душу населения. В лидирующей группе находятся страны Европы и Северной Америки, в замыкающей, как ее называют в ЮНЕСКО, "тупиковой группе", и примыкающей к ней области находятся большинство стран Африки к югу от Сахары и ряд государств Южной Америки.
Россия по этим показателям занимает промежуточное положение. Вместе с тем в последние годы в Российской Федерации наметились тенденции свертывания государственной системы высшего профессионального образования: от 197 студентов вузов на 10 000 чел. в 1980 году, к 186,7 - в 1990 году и к 170 - во второй половине девяностых годов. В Республике Башкортостан эти показатели еще ниже, хотя имеется тенденция роста. В 1995 году, по статистическим данным, в республике насчитывалось 123 студента вузов на 10 000 чел., в 1997 году - 147.
До конца текущего столетия необходимо осуществить выход на средние общероссийские показатели по количеству студентов вузов, с тем, чтобы войти в третье тысячелетие на уровне развитых стран и субъектов Российской Федерации.
2. Состояние высшего и среднего профессионального
образования
За последние пять лет система высшего и среднего профессионального образования Республики Башкортостан развивалась динамично и успешно выполняла свои функции по подготовке специалистов и научно-педагогических кадров для различных отраслей народнохозяйственного комплекса республики.
Заметно повысился интерес молодежи к получению профессионального образования, значительно увеличился контингент студентов вузов и ссузов, обучающихся по дневной форме обучения, улучшился состав преподавателей и научно-педагогических кадров учреждений профессионального образования, активизировалась работа по повышению качества подготовки специалистов.
В 1997/98 учебном году заметно сократился разрыв между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан по численности студентов вузов на 10 тыс.чел. В последние годы значительно повысилась роль аспирантуры и докторантуры в подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров.
В соответствии с мировыми стандартами осуществлялся переход профессионального образования на многоуровневую систему подготовки, проводилась работа по развитию системы непрерывного образования по цепочке: школа - профессиональное образование - повышение квалификации специалистов. Активно внедрялись в учебный процесс новые образовательные, в том числе информационные, технологии, инновационные подходы, развивалась целевая контрактная подготовка специалистов.
В последние годы активно развивалась система негосударственного профессионального образования, существенно дополняющая государственное образование и участвующая в решении проблем занятости молодежи и повышения ее образовательного уровня.
2.1. Среднее профессиональное образование
В настоящее время в Республике Башкортостан подготовку специалистов среднего звена осуществляют 75 средних специальных учебных заведений (ссузов) по 117 специальностям.
В составе средних специальных учебных заведений 28 колледжей, 26 техникумов и 21 училище.
По отраслевому признаку ссузы республики распределены в следующих соотношениях: