Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 1999 года № 44

О программе развития высшего и среднего профессионального
образованияв Республике Башкортостан на 1999-2003 годы

(с изменениями на 6 февраля 2003 года)

____________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Кабинета Министров РБ от 6 февраля 2003 года № 44

_________________________________________________________________________________________________________


В целях реализации положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию "Новые ориентиры нашей государственной политики (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)" Кабинет Министров Республики Башкортостан

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить прилагаемую Программу развития высшего и среднего профессионального образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 годы (далее именуется Программа).

2. Министерству образования Республики Башкортостан, заинтересованным министерствам, госкомитетам и ведомствам, администрациям районов и городов республики, Академии наук Республики Башкортостан, высшим и средним профессиональным учебным заведениям принять меры по реализации Программы. (в ред.  Постановления Кабинета Министров РБ от 6 февраля 2003 года № 44 - См. предыдущую редакцию).

Мероприятия, связанные с реализацией Программы, осуществлять за счет средств, ежегодно утверждаемых в бюджете на финансирование деятельности соответствующих министерств, ведомств и учреждений.

3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на социально-гуманитарный отдел Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан.


Премьер-министр
             Р.И.Байдавлетов

     Управляющий Делами
              И.У.Забиров


Приложение № 1
к постановлению Кабинета Министров РБ
от 24 февраля 1999 года № 44



Программа
развития высшего и среднего профессионального образования
в Республике Башкортостан на 1999-2003 гг.



Развитие Республики Башкортостан в новых экономических условиях во многом будет определяться уровнем обеспеченности ее экономики, промышленности, науки, социальной сферы высококвалифицированными кадрами с новым видением перспектив развития. С особой остротой встает проблема подготовки конкурентоспособных специалистов, которые могли бы профессионально, с учетом современных тенденций мирового развития осуществить переход всех сфер жизнедеятельности республики в новое качественное состояние.

Законами Российской Федерации и Республики Башкортостан "Об образовании", а также Договором "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" предусмотрена в рамках единого образовательного пространства необходимость осуществления Программы развития высшего и среднего профессионального образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 годы (далее - Программа).

Главной целью Программы является сохранение, развитие и совершенствование сложившейся системы высшего и среднего профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов на основе внедрения в учебный процесс новых государственных образовательных стандартов с развитой национально-республиканской составляющей, доведение численности студентов вузов до среднего уровня по Российской Федерации.

Программа базируется на изучении состояния всей образовательной системы республики, содержит анализ имеющейся системы подготовки специалистов и включает перспективные вопросы ее развития на основе формирующегося регионального рынка труда.

По мере выполнения программы отдельные мероприятия могут быть в установленном порядке дополнены или исключены, если их выполнение признано нецелесообразным в соответствии с изменившимися условиями.

В ближайшее время ограниченность бюджетных ассигнований на образование потребует поиска внебюджетных источников финансирования, привлечения ресурсов крупных промышленных предприятий, финансово-кредитных учреждений, компаний и акционерных обществ.

Финансирование мероприятий программы предполагается осуществлять также за счет бюджетных средств республики, выделяемых дополнительно на профессиональное образование.

1. Мировые тенденции развития высшей и средней
профессиональной школы


Интеллектуальная и нравственная солидарность человечества, провозглашенная в Уставе ЮНЕСКО в целях обеспечения социального мира и социально-экономического прогресса, в первую очередь должна быть присуща системе образования. ЮНЕСКО провозгласила главный принцип любой развивающейся системы - ее открытость. Без обмена с внешней средой научными знаниями, достижениями в новых образовательных технологиях, организации стажировок преподавателей, студентов, научных работников, развития системы дистанционного обучения невозможен прогресс в системе образования и воспитания нового поколения специалистов. Эти постулаты не являются только лозунгами или декларациями о намерениях. Анализ мировых тенденций показывает, что страны с развивающейся и развитой рыночной экономикой выделяют названные задачи развития национальных систем образования в качестве приоритетных в своей государственной политике.

Республика Башкортостан в Законе "Об образовании" первым пунктом статьи 2 также провозгласила область образования приоритетной. Республике сегодня, как никогда, нужно новое поколение специалистов, способных обеспечить ее процветание, выход на передовые рубежи в мировой цивилизации по приоритетным направлениям научно-технического, социально-экономического прогресса, развития культуры, здравоохранения, спорта. Для подготовки этой будущей смены необходимо обеспечить количественные и качественные соответствия системы высшего и среднего профессионального образования в республике мировому уровню.

Ежегодные доклады ЮНЕСКО о положении дел в области образования в мире показывают, что в конце текущего столетия четко определились группы стран по соотношению количества студентов на 10000 чел. и валовому национальному продукту на душу населения. В лидирующей группе находятся страны Европы и Северной Америки, в замыкающей, как ее называют в ЮНЕСКО, "тупиковой группе", и примыкающей к ней области находятся большинство стран Африки к югу от Сахары и ряд государств Южной Америки.

Россия по этим показателям занимает промежуточное положение. Вместе с тем в последние годы в Российской Федерации наметились тенденции свертывания государственной системы высшего профессионального образования: от 197 студентов вузов на 10 000 чел. в 1980 году, к 186,7 - в 1990 году и к 170 - во второй половине девяностых годов. В Республике Башкортостан эти показатели еще ниже, хотя имеется тенденция роста. В 1995 году, по статистическим данным, в республике насчитывалось 123 студента вузов на 10 000 чел., в 1997 году - 147.

До конца текущего столетия необходимо осуществить выход на средние общероссийские показатели по количеству студентов вузов, с тем, чтобы войти в третье тысячелетие на уровне развитых стран и субъектов Российской Федерации.

2. Состояние высшего и среднего профессионального
образования


За последние пять лет система высшего и среднего профессионального образования Республики Башкортостан развивалась динамично и успешно выполняла свои функции по подготовке специалистов и научно-педагогических кадров для различных отраслей народнохозяйственного комплекса республики.

Заметно повысился интерес молодежи к получению профессионального образования, значительно увеличился контингент студентов вузов и ссузов, обучающихся по дневной форме обучения, улучшился состав преподавателей и научно-педагогических кадров учреждений профессионального образования, активизировалась работа по повышению качества подготовки специалистов.

В 1997/98 учебном году заметно сократился разрыв между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан по численности студентов вузов на 10 тыс.чел. В последние годы значительно повысилась роль аспирантуры и докторантуры в подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров.

В соответствии с мировыми стандартами осуществлялся переход профессионального образования на многоуровневую систему подготовки, проводилась работа по развитию системы непрерывного образования по цепочке: школа - профессиональное образование - повышение квалификации специалистов. Активно внедрялись в учебный процесс новые образовательные, в том числе информационные, технологии, инновационные подходы, развивалась целевая контрактная подготовка специалистов.

В последние годы активно развивалась система негосударственного профессионального образования, существенно дополняющая государственное образование и участвующая в решении проблем занятости молодежи и повышения ее образовательного уровня.

2.1. Среднее профессиональное образование


В настоящее время в Республике Башкортостан подготовку специалистов среднего звена осуществляют 75 средних специальных учебных заведений (ссузов) по 117 специальностям.

В составе средних специальных учебных заведений 28 колледжей, 26 техникумов и 21 училище.

По отраслевому признаку ссузы республики распределены в следующих соотношениях:

          промышленность и строительство       - 34%

          транспорт и связь                    -  5%

          сельское хозяйство                   - 10%

          экономика и право                    -  6%

          здравоохранение, физкультура и спорт - 17%

          просвещение                          - 18%

          культура и искусство                 - 10%.

Учреждения среднего профессионального образования размещены по регионам республики неравномерно: наибольшее количество - в центральном (30 ссузов), южном (18 ссузов), западном (13 ссузов) и зауральском (9 ссузов) регионах, недостаточно их в северо-западном (3 ссуза) и северо-восточном (2 ссуза) регионах.

Анализ контингента студентов ссузов за последние пять лет по сравнению с 1992/93 учебным годом показывает, что общая численность студентов за указанный период увеличилась на 6,8 тыс.чел. и составила 71,8 тыс.чел. Увеличился также контингент студентов, обучающихся по дневной и очно-заочной формам обучения, соответственно на 4,1 тыс. и 870 чел., а количество студентов-заочников уменьшилось на 280 человек.

Численность студентов ссузов на 10 тыс. человек в Республике Башкортостан также увеличилась и в 1998 г. составила 168 чел., что несколько превышает аналогичные показатели в Российской Федерации.

Прием студентов в средние профессиональные учебные заведения составил 24 тыс.чел., в том числе по дневной форме обучения - 18,1 тыс.чел., по очно-заочной - 726 чел., по заочной - 5 тыс. и по экстернатной - 70 чел.

В последние годы в ссузах наблюдалось некоторое уменьшение конкурса по сравнению с предыдущими годами.

Учебные заведения, учитывая спрос общества на образовательные услуги, открывают новые специальности в области менеджмента, экономики, социальной педагогики, права и т.д.

Выпуск специалистов в 1998 году составил 18,5 тыс.чел., в том числе по дневной форме обучения - 13,3 тыс.чел., очно-заочной - 644 чел., заочной - 4 тыс.чел. и экстернатной - 177 чел.

За последние годы увеличился выпуск специалистов здравоохранения, экономики и права, сократился выпуск специалистов в области промышленности, строительства и просвещения, выпуск специалистов в области транспорта и сельского хозяйства, искусства сохранился на том же уровне.

Анализ сведений о трудоустройстве молодых специалистов, окончивших средние специальные учебные заведения республики, показывает, что удельный вес выпускников ссузов, получивших направления на работу, составляет 48%, не получили направления на работу 27%, самостоятельно трудоустроились 9%, примерно столько же призваны в ряды Вооруженных Сил и продолжили обучение на следующем уровне.

Повышается образовательный уровень преподавательских кадров средних специальных учебных заведений. Среди 3,7 тыс. преподавателей большинство (92,1%) имеют высшее образование, 17 человек - степень кандидата наук.

С 1994 года численность преподавательских кадров в ссузах увеличилась на 50 человек, вместе с тем сохраняется тенденция увеличения среднего возраста преподавателей, который на сегодня составляет 51 год.

В целом средняя профессиональная школа сумела сохранить накопленный потенциал, перестроить учебный процесс в соответствии с требованиями экономики переходного периода. Подготовка специалистов в настоящее время осуществляется на основе новых государственных образовательных стандартов, активно внедряется компьютеризация учебного процесса, совершенствуется учебно-методическая работа, используются новые методы оценки качества подготовки специалистов. Больше внимания уделяется вопросам повышения квалификации преподавателей, а также организации воспитательной работы среди студентов.

2.2. Высшее профессиональное образование


В республике подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют 10 государственных вузов и 12 подразделений российских вузов.

Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по 193 направлениям и специальностям. Только в 1998 году открыто 10 новых специальностей в области педагогики и психологии, экономики, новых технологий, сервиса и связи.

Башкирский государственный университет, Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет продолжили подготовку специалистов по многоуровневой системе.

Общий контингент студентов вузов по сравнению с 1992/93 учебным годом увеличился на 10 тыс. человек и составил 72 тыс. чел., из них на дневном отделении обучается 43 тыс.чел. (60,1%), на заочном - 25 тыс.чел. (34,8%), на очно-заочном - 3,6 тыс.чел. (5,0%).

В условиях нестабильности бюджетного финансирования расширяется практика обучения студентов в группах с возмещением затрат по договорам с юридическими и физическими лицами. На конец 1998 года этот контингент студентов в вузах по всем формам обучения составил 12,1 тыс. человек. По внедряемой системе целевой контрактной подготовки специалистов обучается 3,3 тыс. студентов.

Удельная численность студентов вузов республики увеличилась по сравнению с 1994/95 учебным годом на 40 чел. и составила 162 чел. на 10 тыс. населения.

Прием студентов в государственные высшие учебные заведения республики по сравнению с 1993 годом увеличился на 4,4 тыс. человек и в 1998 году составил 17,9 тыс. человек, из них по дневной форме обучения - 10 тыс.чел., по очно-заочной - 802 чел. и заочной - 6 тыс.чел. В последние годы наблюдается рост конкурса в вузах, так, в 1995 г. на 100 мест подали заявления 255 чел., в 1996 г. - 284 чел., в 1997 г. - 312 чел. В 1998 г. конкурс уменьшился и составил 255 чел.

В последние годы получает развитие целевой прием студентов из сельской местности, который составляет 10 процентов общего плана приема.

В целях совершенствования системы отбора абитуриентов в высшие и средние профессиональные учебные заведения активно внедряется практика централизованного тестирования абитуриентов, которым было охвачено в 1998 году 18 тыс. выпускников общеобразовательных школ республики, что на 7 тыс. человек больше, чем в 1997 году.

Структура направлений обучения характеризуется преобладанием специальностей технического, медицинского, педагогического и сельскохозяйственного профиля. В последние годы увеличился выпуск специалистов для промышленности, здравоохранения, экономики и уменьшился для промышленности, сельского хозяйства и искусства.

Выпуск специалистов ежегодно увеличивается, и в 1998 году составил 10 тыс.чел. При этом из общего выпуска 70,2% окончили дневные отделения, 3,5% - вечерние, 26,3% - заочные отделения высших учебных заведений. Имеет место тенденция увеличения подготовки по дневной форме обучения. В вузах республики выпуск специалистов по дневной форме подготовки по сравнению с предыдущим годом увеличился на 2,7%, по очно-заочной и заочной формам уменьшился на 1,9% и 0,8% соответственно. Дипломы магистров получили 27 чел., бакалавров - 590 чел.

Одним из основных факторов, определяющих эффективность высшего профессионального образования, является квалификация профессорско-преподавательского состава.

Контингент преподавателей в 1997/98 учебном году составил 4880 чел., из них докторов наук - 514 чел., кандидатов наук - 2375 чел.

В целом по вузам доля преподавателей с учеными степенями составляет более 50 процентов. Наибольшее число преподавателей с учеными степенями и званиями - в Уфимском государственном авиационном техническом университете, Башкирском государственном медицинском университете, Башкирском государственном университете и Уфимском государственном нефтяном техническом университете. В 1997/98 учебном году на одного доктора наук в среднем приходилось около 100 студентов. Среди профессорско-преподавательского состава низка доля молодых докторов наук. Средний возраст профессоров превышает 55 лет.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»