КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 1998 года  N 71

Об утверждении Программы социальной поддержки
населения Республики Башкортостан на 1998 год

(с изменениями на 12 января 2007 года)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 30 декабря 2005 года №320
Постановлением Правительства РБ от 12 января 2007 года №1
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

        В целях усиления адресной социальной защиты населения Кабинет    Министров Республики Башкортостан

    постановляет:
     

        1. Утратил силу на основании  Постановления Правительства РБ от 30 декабря 2005 года №320.


        2. Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 12 января 2007 года №1.

        3. Министерству финансов Республики Башкортостан, Фонду    государственного социального страхования Республики Башкортостан, Государственному фонду занятости населения Республики Башкортостан, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, Республиканскому фонду обязательного медицинского страхования, главам администраций городов и районов республики осуществлять финансирование затрат на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, в пределах сумм, утвержденных в республиканском, местных бюджетах и бюджетах внебюджетных фондов Республики Башкортостан.

        4. Министерствам и ведомствам обеспечить выполнение основных    мероприятий по социальной поддержке населения, предусмотренных Программой, совершенствовать формы и методы работы по организации социальной поддержки населения.

        5. Рекомендовать руководителям предприятий, организаций,    учреждений, профсоюзным комитетам в коллективных договорах предусматривать дополнительные меры социальной защиты ветеранов, пенсионеров, малоимущих граждан за счет собственных средств.

        6. Главам администраций городов и районов:

        разработать и утвердить программы социальной поддержки    населения, финансирование расходов на их реализацию производить в первоочередном порядке;

        рекомендовать более полно использовать возможности местного    бюджета, внебюджетных фондов и иных источников финансирования для организации социальной помощи населению;

        обеспечить погашение задолженности по выплате ежемесячных    пособий на ребенка, в том числе в натуральной форме;

        осуществлять постоянный контроль за целевым использованием    средств, выделяемых из республиканского бюджета;

        ежеквартально, к 25 числу месяца, следующего за отчетным    кварталом, представлять отчет о выполнении районной (городской) программы социальной поддержки населения в Министерство экономики Республики Башкортостан и Министерство социальной защиты населения Республики Башкортостан согласно приложениям N 1-5 к Программе социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 1998 год.

        7. Рекомендовать Совету Федерации профсоюзов Республики    Башкортостан оказывать содействие администрациям городов и районов в подготовке отчетов о социальной поддержке граждан предприятиями и организациями.

        8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить    на Министерство экономики Республики Башкортостан, Министерство социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Премьер-министр
Р.С.Бакиев

Управляющий Делами
Н.З.Гафаров

 Приложение N 1
 к постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 9 апреля 1998 года N 71

ПРОГРАММА

социальной поддержки населения Республики
Башкортостан на 1998 год

I. Введение

        Реформирование системы общественных отношений в Российской    Федерации привело к появлению определенных социальных проблем в стране. Изменения повлекли за собой ухудшение социального положения, снижение доходов и уровня жизни населения. В разряд малоимущих, кроме традиционных категорий и групп населения, стала попадать и значительная часть трудоспособного населения.

        В соответствии со сложившимся социально-экономическим    положением возникла необходимость разработки системы мер государственной поддержки социально уязвимых категорий населения.

        Для осуществления эффективной социальной политики    Правительством Республики Башкортостан ежегодно принимается Программа социальной поддержки населения (далее - Программа).

        Программа на 1998 год представляет собой комплекс мер,    направленных на усиление социальной защищенности граждан, и осуществляется за счет средств республиканского бюджета, внебюджетных фондов, бюджетов городов и районов, внебюджетных источников финансирования.

        В разработке Программы приняли участие: Министерство    социальной защиты населения Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство экономики Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, Министерство труда и занятости населения Республики Башкортостан, Министерство народного образования Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, Государственный комитет Республики Башкортостан по делам молодежи, Министерство строительства и жилищной политики Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по статистике, Фонд государственного социального страхования Республики Башкортостан.

        Программа разработана в соответствии с Законом Республики    Башкортостан "О республиканских целевых программах Республики Башкортостан", "Типовой региональной Программой социальной защиты населения", утвержденной Министром социальной защиты населения Российской Федерации 24 января 1995 года, и нормативными документами по оказанию социальной помощи малообеспеченным гражданам.

II. Оценка социально-экономической ситуации
в республике. Итоги выполнения Программы
на 1997 год

        Экономическая ситуация, сложившаяся в республике, как и в    целом по России, в 1997 году продолжала оставаться сложной. Меры социальной защиты населения, принимаемые на федеральном уровне, оказались недостаточными для поддержания необходимого уровня жизни населения.

        В разделе II все оценочные показатели в стоимостном выражении    указаны в ценах 1997 года.

        Показатели, характеризующие демографическую ситуацию и    уровень жизни населения республики, таковы:

        численность населения республики - 4098,5 тыс. человек, в том    числе трудоспособного возраста - 2250,9 тыс.человек, нетрудоспособного - 1847,6 тыс. человек (дети до 16 лет, пенсионеры);

        численность трудоспособных незанятых трудовой деятельностью    граждан, ищущих работу, - 63,9 тыс. человек, что составляет 2,9 процента от численности трудоспособного населения, из них безработные - 61,6 тыс. человек, или 2,8 процента.

        В течение 1997 года наблюдалась естественная убыль населения    - более 400 человек в месяц за счет превышения численности умерших над родившимися. В то же время численность населения республики увеличивается за счет миграции населения - в среднем на 700 человек в месяц.

        Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях    экономики по республике в 1997 году составила 775,4 тыс. рублей.

        Средний размер пенсии с учетом компенсационных выплат на 31    декабря 1997 г. составил 358,0 тыс. руб.

        Денежные доходы в расчете на душу населения составили 614    тыс. руб.

        Минимальный потребительский бюджет (социальный минимум)    составил на 1 члена семьи из 4-х человек 635 тыс. рублей.

        Величина прожиточного минимума (физиологический минимум) в    среднем на душу населения составила в декабре 300 тыс. руб.

        В 1997 году (по оценочным данным) численность населения,    имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составила 25 процентов.

        При сложившейся социально-экономической ситуации уровень    жизни населения продолжает оставаться низким.

        Об этом наглядно свидетельствуют и результаты обследования    семей в Республике Башкортостан и Орловской области, проводимого группой зарубежных экспертов и Всероссийским центром по изучению общественного мнения в рамках проекта ТАСИС "Реформа системы социальной защиты в Российской Федерации".

        В ходе обследования из 1000 опрошенных семей оценили условия    своей жизни как средние 54,4 процента, хорошие - 29,5, плохие 13,9 процента.

        Материальное положение оценили как достойное 2,7 процента    опрошенных, 46 процентов считают, что они живут более или менее прилично, 42 процента с трудом сводят концы с концами, 6 - живут ниже уровня бедности.

        5,4 процента опрошенных отметили, что питание у них очень    хорошее, 31,5 - питаются хорошо, но стараются покупать дешевые продукты, 62,6 - считают, что питаются плохо либо недостаточно.

        Одежду свою оценивают как хорошую и очень хорошую 2,2    процента опрошенных, 26 процентов считают, что у них есть все необходимое, но покупать модные вещи они не могут, 48 - оценили свои вещи как скромные и дешевые, 23 - как плохие и старые.

        Практически все домохозяйства (94,1 процента) сталкиваются с    задержкой в выплате заработной платы и пенсии. Лишь у одной трети опрашиваемых заработная плата выплачивалась вовремя, причем не всегда полностью.

        80 процентов опрошенных ответили, что свои доходы в полном    объеме направляют на текущие нужды.

        53,3 процента указали, что нуждаются в денежной помощи, 14,2    процента - помощи в трудоустройстве, 11,9 - помощи в поиске дополнительного заработка, 10,2 - иной помощи, лишь 11 процентов отметили, что не нуждаются в ней.

        С целью снижения социальной напряженности в 1997 году в    республике была продолжена работа по социальной защите населения в рамках Комплексной программы социальной поддержки населения, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 мая 1997 года N 105. Населению республики в течение года предоставлялись права и льготы, установленные федеральным и республиканским законодательством.

        Для более полного финансирования мероприятий, предусмотренных    указанной Программой, использовались кроме денежных средств и другие формы финансирования расходов - в виде взаимозачета, векселя, республиканских налоговых обязательств, в частности для приобретения спецавтотранспорта, путевок на санаторно-курортное лечение для инвалидов.

        Снижению социальной напряженности среди пенсионеров,    возникающей в связи с задержкой выплаты пенсий, способствовало применение пластиковых карт.

        В 1997 году на реализацию мероприятий, предусмотренных в    Программе социальной поддержки населения, было запланировано 2242 млрд. рублей, что составляет 30 процентов всех доходов республиканского бюджета с учетом доходов внебюджетных фондов. Фактически из республиканского бюджета и консолидированных внебюджетных фондов на реализацию основных направлений Программы выделено в 1997 году более 2 трлн. рублей.

        Несмотря на то, что для предоставления льгот и оказания    различных видов помощи населению направлялись средства, уровень социальной защищенности малообеспеченных слоев населения (для которых, в первую очередь, и предназначается государственная социальная поддержка), а соответственно уровень и качество их жизни не улучшаются.

        Трудности с пополнением доходной части республиканского    бюджета не позволяют предоставлять многие социально важные льготы, установленные в соответствии с действующим законодательством, в частности, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям граждан.

        Положение малоимущих усугубляется еще и тем, что продолжает    увеличиваться задолженность по выплате государственных пособий семьям, имеющим детей. Почти на 11 месяцев задерживается выплата социальных пособий гражданам, у которых среднедушевой доход в семье ниже прожиточного минимума.

        Сложившаяся ситуация показывает, что оказываемая    государственная социальная помощь недостаточно эффективна и вызывает необходимость ее реорганизации.

        В этой связи для усиления адресности при финансировании    расходов на социальную защиту населения необходимо перейти от мер по социальной поддержке всего населения и дотаций отдельным отраслям к адресной социальной защите наименее обеспеченных слоев населения.

III. Основные цели Программы социальной
поддержки населения на 1998 год

        Основные цели реализации Программы социальной поддержки    населения: максимально возможное смягчение негативных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных категорий населения, в первую очередь тех, совокупный доход которых ниже установленного в республике прожиточного минимума; обеспечение социально-психологической адаптации людей к изменившейся среде жизнедеятельности путем оказания им социальной помощи в различных формах; принятие безотлагательных мер, исключающих дальнейшее ухудшение их положения, в том числе создание необходимых условий и предоставление возможностей для социального обеспечения, реализации собственного потенциала.

        Для достижения этих целей необходимо дальнейшее    совершенствование форм взаимодействия органов исполнительной власти, органов социальной защиты, органов по труду и занятости, образования, здравоохранения, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, правоохранительных органов, общественных и благотворительных организаций.

        Ожидаемые результаты реализации Программы:

        улучшение положения граждан с учетом современной    демографической и социально-экономической ситуации; предоставление в полном объеме социальной помощи и услуг нуждающимся гражданам; укрепление механизма межотраслевого взаимодействия по решению социальных проблем граждан.

IV. Основные направления и формы социальной
поддержки населения в 1998 году

        Социальная политика в республике будет сориентирована на    поддержку эффективного, производительного труда как основы материального благополучия граждан в сочетании с социальной защитой нуждающихся граждан.

        Реализация мер, предусмотренных Программой, направлена на    оказание адресной социальной помощи категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, которые в силу своих индивидуальных особенностей (возраст, ограниченность психофизиологических возможностей) или других причин (размер среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума, наличие физического или материального ущерба вследствие возникновения экстремальных ситуаций, отсутствие работы, постоянного места жительства) оказываются в гораздо более трудном (по сравнению с остальными гражданами) положении и не имеют возможности улучшить его собственными силами.

        Основными принципами оказания социальной помощи остаются:    принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретным лицам; заявительный принцип оказания социальной помощи обратившимся гражданам; принцип комплексности предоставления нескольких видов социальной помощи: денежной, натуральной, в виде льгот и услуг; принцип динамичности, предполагающий пересмотр социальных нормативов в зависимости от изменения размеров прожиточного минимума, минимальной пенсии, минимальной заработной платы, изменение тарифов на социальные услуги, стандартов социального обслуживания, нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, льгот, устанавливаемых действующим законодательством, и иные объективные причины.

        Первоочередные меры, предусмотренные Программой: выплата    социального пособия; материальная помощь; натуральная помощь (бесплатное горячее питание, продуктовые, промышленные наборы); помощь в виде предоставления льгот и услуг; обеспечение занятости отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите; содействие в получении медицинской помощи; в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в обеспечении топливом, водой для граждан, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления, водоснабжения; организация оздоровления пенсионеров и инвалидов, детей и подростков; оздоровление и питание в отделениях дневного, временного пребывания; содействие в организации ремонта жилья, бытовой техники; в организации юридической помощи и иных правовых услуг; содействие в организации ритуальных услуг.

        Социальную защиту нетрудоспособных и социально уязвимых групп    населения предполагается осуществлять по трем основным направлениям: социальное обеспечение, социальная помощь, социальное обслуживание.

1. Социальное обеспечение

        Социальное обеспечение предусматривает пенсионное обеспечение    и систему социальных выплат, пособий, компенсаций, предоставление льгот.

        Социальные выплаты, пособия, компенсации, льготы сохраняются    и будут направлены:

        на усиление помощи детям, нуждающимся в особой    государственной поддержке, и обеспечение полного и своевременного финансирования пособий;

        на обеспечение льгот и компенсаций ветеранам в соответствии с    Законом Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил", численность которых 879 тыс. человек;

        на обеспечение льгот и компенсаций гражданам, пострадавшим от    радиационных воздействий, в соответствии с Федеральными законами: "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";

        на предоставление льгот и компенсаций жертвам политических    репрессий в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий";

        на обеспечение приемлемого уровня жизни инвалидов в    соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Социальная помощь

        Важнейшим направлением социальной политики в республике    является социальная помощь гражданам, которые не могут самостоятельно обеспечивать приемлемый уровень жизни.

        Реализацию мер по оказанию социальной помощи населению в    республике намечено осуществлять по следующим направлениям:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»