Недействующий

ЛЕСНОЙ КОДЕКС (с изменениями на 16 июня 2006 года)

Общие положения


Статья 1. Основные понятия

В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

лесной фонд Республики Башкортостан (далее - лесной фонд) - леса с землями, на которых произрастают леса, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, необходимые для нужд лесного хозяйства, и расположенные среди этих земель болота, гольцы, каменистые россыпи, пески и иные земли;

участок лесного фонда - часть лесного фонда с количественными и качественными характеристиками, площадью в границах, определенных в порядке, установленном законодательством ;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

лесные земли - часть земель лесного фонда, покрытая лесом, или часть земель, не покрытая лесом (вырубки, гари, прогалины и другие земли), предназначенная для его выращивания;

нелесные земли - часть земель лесного фонда, которая предназначена для нужд лесного хозяйства, в том числе занятая просеками, дорогами, мелиоративными канавами, сенокосами, усадьбами и другими объектами, необходимыми для ведения лесного хозяйства, а также болота, гольцы, каменистые россыпи, пески и другие неудобные земли, расположенные в границах лесного фонда;

     лесхоз, в том числе лесхоз-техникум, опытные и другие специализированные лесхозы, - учреждение органа государственного управления лесным хозяйством, осуществляющее функции государственного управления в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов, а также ведения лесного хозяйства на соответствующей территории лесного фонда;  
     (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

лесничество - структурное подразделение лесхоза, органа государственного управления лесным хозяйством на соответствующей части территории лесного фонда лесхоза;

владелец лесного фонда - организация (юридическое лицо), уполномоченная собственником лесного фонда осуществлять ведение лесного хозяйства и управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на соответствующей территории лесного фонда;

пользование лесным фондом (лесопользование) - использование лесного фонда в порядке, установленном законодательством;
     (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

лесопользователь - гражданин или юридическое лицо, которому в порядке, установленном законодательством , предоставлено право пользования лесным фондом;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

лесные ресурсы - древесина, техническое и лекарственное сырье, кормовые, съедобные и другие лесные ресурсы, которые могут быть заготовлены и (или) использованы в лесном фонде;

разрешительные документы (лесорубочный билет, ордер и лесной билет) - документы, удостоверяющие право на краткосрочное пользование участками лесного фонда;

лесорубочный билет - документ, являющийся основанием для рубки леса и удостоверяющий право пользования на заготовку и вывозку древесины, проведение подсочки насаждений, а также пользования земельным участком, необходимым для осуществления лесного пользования;

ордер - документ, являющийся основанием для заготовки небольшого количества древесины, в том числе в счет объема заготовки, разрешенного по лесорубочному билету;

лесной билет - разрешительный документ для краткосрочного осуществления побочных лесных пользований;

лицензия - специальное разрешение на долгосрочное пользование (аренду) участками лесного фонда на определенных условиях;

лесные насаждения - совокупность деревьев, кустарников и иных лесных растений, образующих растительное лесное сообщество на обособленном земельном участке;

древостой - совокупность деревьев в лесных насаждениях;

рубки главного пользования - рубки перестойных и спелых древостоев для заготовки древесины;

возраст рубок - возраст спелых древостоев, устанавливаемый для рубок главного пользования в соответствии с целевым назначением лесов;

расчетная лесосека - научно обоснованная норма рубок главного пользования;

рубки промежуточного пользования - рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции;

рубки ухода за лесом - рубки, проводимые в целях формирования высокопродуктивных лесных насаждений определенного породного состава;

санитарные рубки - рубки, проводимые в целях улучшения санитарного состояния лесных насаждений;

рубки реконструкции - рубки, проводимые в целях замены малоценных лесных насаждений, а также насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции;

хозяйство (секция) - совокупность насаждений и непокрытых лесом участков лесных площадей, территориально разобщенных, но объединенных в одно целое одной породой, общностью цели, формой хозяйства, возрастом рубки, однородностью основных лесохозяйственных мероприятий.

Статья 2. Лесное законодательство Республики Башкортостан


Лесное законодательство Республики Башкортостан основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральных законах и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.     (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством


Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью.

Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством.

Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются лесным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

     Статья 4. Лесной фонд(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

     

Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и на землях поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:

землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

землях поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

землях иных категорий.

Статья 5. Компетенция органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования лесных отношений

Ведению органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

     1) разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

2) разработка, утверждение и реализация республиканских программ по развитию лесного хозяйства, рациональному использованию лесного фонда, повышению его продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

     3) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


4) установление ставок лесных податей и ставок арендной платы (за исключением минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню), а также платы за перевод лесных земель в нелесные земли;(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 N 186-з)

5) участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территории Республики Башкортостан;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


6) отнесение лесов к категориям защитности  и перевод лесов из одной группы или категории защитности в другую в порядке, установленном законодательством;(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 N 186-з),(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


7) утратил силу на основании Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з


8) утверждение по районам и городам лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки по представлению органа государственного управления лесным хозяйством;

     9) утверждение составов аукционной и конкурсной комиссий;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

10)  утратил силу на основании Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з


11) организация и координация научно - исследовательской, проектно - конструкторской работы в области лесного хозяйства и лесопользования;

12) разработка и утверждение мероприятий по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, организация их выполнения;

13) осуществление  государственного контроля за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов на территории Республики Башкортостан;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

14) организация экологического воспитания, образования и просвещения;

15) обеспечение населения необходимой информацией по вопросам охраны и защиты лесов;

16) принятие решения о предоставлении участков лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) и краткосрочное пользование;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

     17) перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом в лесах второй и третьей групп;     (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

18) утратил силу на основании Закона РБ от 7 ноября 2005 года №225-з.

19) регулирование лесных отношений по другим вопросам, не отнесенные к полномочиям в ведение Российской Федерации;
   (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 6. Компетенция местных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений


Компетенция местных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений устанавливается в соответствии с законодательством.

Статья 7. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов


Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, принятых в соответствии с  законодательством Российской Федерации.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов осуществляется органами государственной власти Республики Башкортостан, органами  государственного управления лесным хозяйством, охраны окружающей среды и природопользования. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

     Порядок осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

          Статья 8. Государственное управление в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Государственное управление в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории Республики Башкортостан в части полномочий Республики Башкортостан осуществляют органы исполнительной власти Республики Башкортостан.

Органы исполнительной власти Республики Башкортостан осуществляют свои полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории Республики Башкортостан непосредственно или через органы государственного управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соглашением между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Башкортостан о передаче осуществления части полномочий.

     Статья 9. Владение лесным фондом


Лесной фонд Республики Башкортостан находится во владении лесхозов, учебных лесных и опытных лесных хозяйств, национальных природных парков, органа государственного управления лесным хозяйством.

     Участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Государственным природным заповедникам участки лесного фонда предоставляются в бесплатное и постоянное владение.

Статья 10. Функции владельцев лесного фонда

В функции владельцев лесного фонда входят:

1) организация и проведение с участием органов государственной власти Республики Башкортостан лесных торгов, прямых переговоров и предоставление по их результатам участков лесного фонда в краткосрочное пользование;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

2) заключение договоров с лесопользователями на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду);

3) ежегодный отвод лесосек и выдача разрешительных документов на право осуществления лесных пользований;

4) ведение учета лесного фонда;

5) государственный контроль и обеспечение использования по целевому назначению земель лесного фонда, повышение их плодородия и охраны;

6) воспроизводство и повышение продуктивности лесов, уход за ними, организация рационального пользования лесным фондом;

7) проведение рубок промежуточного пользования и осуществление побочных лесных пользований, если нет иного исполнителя этих работ;

8) противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактика, своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, защита леса от вредителей, болезней и борьба с ними;

9) государственный контроль за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечение нарушений норм и правил пользования лесным фондом, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесопользованием, незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, молодняков лесных культур, загрязнения леса химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально - бытовыми отходами и отбросами и прочих нарушений лесного законодательства;

10) привлечение для ликвидации лесных пожаров в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления специализированных служб, лесопользователей и населения; (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

11) согласование с государственными органами по охране окружающей природной среды норм отстрела и допустимой численности обитающих в лесах диких животных, оказывающих воздействие на состояние лесов;

12) осуществление лесных пользований и иной связанной с ними хозяйственной деятельности.