Российская Федерация и Республика Башкортостан,
руководствуясь Конституцией Российской Федерации и
Конституцией Республики Башкортостан, Федеративным договором и
учитывая приложение к Федеративному договору от Республики
Башкортостан,
заботясь о жизненных интересах народов, об обеспечении
гражданского мира, межнационального согласия и общественной
безопасности,
реализуя приоритет основных прав и свобод человека и
гражданина независимо от национальной принадлежности,
вероисповедания, места жительства и иных различий,
исходя из общепризнанного права народов на самоопределение,
принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления,
основываясь на исторически сложившихся дружественных и договорных
отношениях Башкортостана и России,
стремясь к качественному обновлению федеративных отношений,
считая, что разграничение предметов ведения и взаимное
делегирование полномочий между Российской Федерацией и Республикой
Башкортостан является важнейшей частью их отношений,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Республика Башкортостан - полноправный субъект Российской
Федерации. Республика Башкортостан является суверенным
государством в составе Российской Федерации.
Республика Башкортостан обладает всей полнотой
государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти
на своей территории вне компетенции Российской Федерации и
полномочий, переданных Республикой Башкортостан Российской
Федерации.
Территория и статус Республики Башкортостан не могут быть
изменены без ее согласия.
Республика Башкортостан имеет свою Конституцию и
законодательство.
Статья 3
В ведении Республики Башкортостан находятся:
1) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина,
защиты прав национальных меньшинств;
2) система органов государственной власти Республики
Башкортостан, порядок их организации и деятельности;
административно-территориальное устройство Республики
Башкортостан;
3) республиканские программы в области государственного,
экономического, экологического, социального, культурного и
национального развития Республики Башкортостан;
4) формирование государственного бюджета Республики;
определение общих принципов налогообложения и сборов в бюджет
Республики;
5) решение вопросов владения, пользования и распоряжения
землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами
Республики, являющимися достоянием (собственностью) ее
многонационального народа, в соответствии с законодательством
Республики Башкортостан и соглашениями с федеральными органами
власти Российской Федерации;
6) государственная собственность Республики Башкортостан и
управление ею. Разграничение государственной собственности на
республиканскую и федеральную регулируются отдельным соглашением;
7) создание системы законодательства Республики Башкортостан;
8) обеспечение законности, правопорядка и общественной
безопасности;
9) вопросы судоустройства, прокуратуры, адвокатуры и
нотариата в соответствии с законодательством Республики
Башкортостан и Российской Федерации;
10) вопросы гражданства Республики Башкортостан;
11) помилование лиц, осужденных судами Республики
Башкортостан;
12) организация прохождения альтернативной гражданской службы
на территории Республики Башкортостан лицами, имеющими в
соответствии с федеральным законом правом на замену несения
военной службы;
13) договоры и соглашения с республиками и другими субъектами
Российской Федерации, не противоречащие Конституции Российской
Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему
Договору;
14) осуществление международных и внешнеэкономических связей;
установление отношений с иностранными государствами; участие в
деятельности международных организаций и фондов; заключение
международных договоров и соглашений, не противоречащих
Конституции Российской Федерации, Конституции Республики
Башкортостан и настоящему Договору;
15) создание Национального банка в соответствии с отдельным
соглашением;
16) государственная служба Республики Башкортостан;
17) государственные награды, почетные звания Республики
Башкортостан;
18) иные предметы ведения и полномочия, не отнесенные к
ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской
Федерации и Республики Башкортостан.
Статья 4
В совместном ведении Российской Федерации и Республики
Башкортостан находятся:
1) соблюдение международных норм о правах и свободах человека
и гражданина, о правах национальных меньшинств;
2) защита суверенитета и территориальной целостности;
3) согласование конституционного и текущего законодательства
Российской Федерации и Республики Башкортостан;
4) общие и коллизионные вопросы гражданства;
5) обеспечение мобилизационной подготовки народного
хозяйства; координация разработки и производства вооружений и
военной техники на территории Республики Башкортостан; вопросы
конверсии оборонных предприятий; размещение воинских частей и
военных объектов на территории Республики Башкортостан в
соответствии с действующим законодательством;
6) координация международных и внешнеэкономических связей;
7) координация бюджетно-финансовой, налоговой,
денежно-кредитной и ценовой политики; определение общих принципов
налогообложения и сборов в Российской Федерации; заключение
межправительственных бюджетных соглашений; образование фондов
регионального развития;
8) создание общих фондов для финансирования совместных
программ; ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф;
9) обеспечение режима беспрепятственного и беспошлинного
передвижения транспорта, грузов и продукции по воздушным, морским,
речным, железнодорожным и шоссейным путям, а также по
трубопроводному транспорту;
10) оценка в соответствии с государственными и международными
стандартами состояния качества природной среды; охрана окружающей
среды, осуществление мер по ее восстановлению; обеспечение
экологической безопасности;
11) проведение общей политики в социальной сфере: занятости
населения, оплаты труда, миграционных процессов, социальной
защиты, включая социальное обеспечение;
12) координация деятельности по вопросам здравоохранения,
защиты семьи, материнства, отцовства и детства, образования,
науки, культуры, физической культуры и спорта;
13) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры и
нотариата;
14) обеспечение законности, правопорядка и общественной
безопасности; взаимодействие судебных и правоохранительных
органов; разработка и реализация целевых программ по борьбе с
преступностью;
15) другие предметы ведения и полномочия, устанавливаемые по
взаимной договоренности.
Статья 5
В ведении Российской Федерации находятся:
1) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и
федеральных законов, контроль за их соблюдением;
2) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
3) регулирование и защита прав и свобод человека и
гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и
защита прав национальных меньшинств;
4) установление системы федеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти, порядка их организации и
деятельности, формирование федеральных органов государственной
власти;
5) федеральная государственная собственность и управление ею;
6) установление основ федеральной политики и федеральные
программы в области государственного, экономического,
экологического, социального, культурного и национального развития
Российской Федерации;
7) установление правовых основ единого рынка, финансовое,
валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия,
основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая
федеральные банки;
8) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы,
федеральные фонды регионального развития;
9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика,
расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения,
информация и связь, деятельность в космосе;
10) внешняя политика и международные отношения Российской
Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы
войны и мира;
11) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
12) оборона и безопасность, оборонное производство,
определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной
техники и другого военного имущества, производство ядовитых
веществ, наркотических средств и порядок их использования;
13) определение статуса и защита государственной границы,
территориального моря, воздушного пространства, исключительной
экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
14) судоустройство; прокуратура; уголовное,
уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство;
амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и
арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование
интеллектуальной собственности;
15) федеральное коллизионное право;
16) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая
система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования
географических объектов; официальный статистический и
бухгалтерский учет;
17) федеральная государственная служба;
18) государственные награды и почетные звания Российской
Федерации.
Статья 7
Российская Федерация и Республика Башкортостан не могут
издавать правовые акты по вопросам, не относящимся к их ведению.
Законы Российской Федерации, принятые по вопросам компетенции
Российской Федерации и по вопросам, переданным Республикой
Башкортостан в ведение Российской Федерации, обязательны на
территории Республики Башкортостан.
Органы государственной власти Республики Башкортостан, равно
как и федеральные органы государственной власти, вправе
опротестовывать законы Российской Федерации и Республики
Башкортостан, если они нарушают настоящий Договор.
Споры по осуществлению полномочий органов государственной
власти Российской Федерации и Республики Башкортостан,
установленных настоящим Договором, разрешаются в согласованном
между ними порядке в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и Конституцией Республики Башкортостан.
Совершено в г. Москве 3 августа 1994 года в двух экземплярах,
каждый на русском и башкирском языках, причем оба текста имеют
одинаковую силу.
Президент
Республики Башкортостан
М.Рахимов
И.о. Премьер-Министра
Республики Башкортостан
Р.Бакиев
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин