Недействующий


 РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ЗАКОН

от 7 апреля 1997 года № 85-з

Об обращениях граждан в Республике Башкортостан

(с изменениями на 25 июля 2001 года)
_________________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 12 декабря 2006 года №391-з
_______________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Законом РБ от 25 июля 2001 года №234-з
_____________________________________________________________________________________________________________

          

  Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания
                       Республики Башкортостан 27 февраля 1997 года.

            Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания
                         Республики Башкортостан 14 марта 1997 года.

ГЛАВА I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на обращения

    

1. В Республике Башкортостан каждый имеет право обращаться лично, а также через своего законного представителя или адвоката, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления, к их должностным лицам, в организации и общественные объединения, к их должностным лицам (далее - органы и должностные лица). (в ред.Закона РБ от 25 июля 2001 года №234-з).


2. Исключен на основании Закона РБ от 25 июля 2001 года №234-з.


3. Органы и должностные лица обязаны принимать и в соответствии со своей компетенцией в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом, рассматривать обращения граждан, давать на них мотивированные ответы и принимать необходимые меры по реализации принятых решений.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

Обращение гражданина - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, ходатайство или жалоба гражданина.

Предложение - обращение гражданина, направленное на улучшение деятельности органов государственной Республики Башкортостан и органов местного самоуправления, общественных объединений, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества. (в ред.Закона РБ от 25 июля 2001 года №234-з).


Заявление - обращение гражданина по поводу реализации принадлежащего ему права.

(в ред. Закона РБ от 25 июля 2001 года №234-з).


Ходатайство - обращение гражданина, изложенное в письменной форме, с просьбой о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод.

Жалоба - обращение гражданина по поводу нарушенных решениями и действиями (бездействием) органов (должностных лиц) его прав, свобод или законных интересов, в том числе предоставлением официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (бездействия).

Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое путем голосования или сбора подписей участников митинга или собрания.

Решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в том числе предоставление официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (бездействия), в результате которых:

нарушены права, свободы или законные интересы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав, свобод или законных интересов;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Статья 3. Законодательство Республики Башкортостан об обращениях граждан в Республике Башкортостан

Законодательство Республики Башкортостан об обращениях граждан в Республике Башкортостан основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральных законах и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Башкортостан. (в ред. Закона РБ от 25 июля 2001 года №234-з).

Статья 4. Пределы действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на все обращения граждан, за исключением:

обращений, рассматриваемых депутатами в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан" и Законом Республики Башкортостан "О статусе депутата районного, городского, районного в городе, сельского, поселкового Советов Республики Башкортостан; (в ред. Закона РБ от 25 июля 2001 года №234-з).


обращений, связанных с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется отраслевым законодательством;

обращений, рассматриваемых в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства; запросов в архивы.

Статья 5. Обращение гражданина, изложенное в письменной форме

1. Обращение гражданина, изложенное в письменной форме, должно содержать наименование и адрес органа (должностного лица), которому направляется обращение, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество, данные о месте жительства или работы (учебы) гражданина, дату и личную подпись.

Граждане вправе обращаться в государственные органы, организации Республики Башкортостан с предложениями, заявлениями, жалобами, ходатайствами на государственных языках Республики Башкортостан, родном языке или на любом другом языке народов Российской Федерации, которым они владеют. Ответы на предложения, заявления, жалобы, ходатайства граждан, направленные в государственные органы, организации Республики Башкортостан, даются на языке обращения. В случае невозможности дать ответ на языке обращения используются государственные языки Республики Башкортостан.

(в ред. Закона РБ от 25 июля 2001 года №234-з).


2. Обращение гражданина, не содержащее его фамилию, имя, отчество, данные о месте жительства или работы (учебы), личную подпись, а также содержащее ложные, вымышленные фамилии и адреса, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Не рассматривается обращение гражданина, содержащее выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.

3. Анонимное обращение гражданина, содержащее факты о совершении преступления, проверяется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

4. Обращение гражданина с просьбой о толковании или разъяснении законодательства возвращается гражданину без рассмотрения.

Статья 6. Подведомственность дел об обращениях граждан

1. Обращения граждан рассматриваются органами и должностными лицами в соответствии с их компетенцией.

2. Органы и должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях граждан, направляют обращения не позднее чем в семидневный срок со дня их поступления по подведомственности, извещая об этом граждан, подавших заявления, а на личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.

Запрещается направлять жалобы для рассмотрения тем органам и должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых обжалуется.

3. Споры о подведомственности обращений граждан разрешаются в судебном порядке.

Статья 7. Адресаты обращений граждан

1. Предложения, заявления и ходатайства для своевременного рассмотрения граждане подают в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному, ведению которых данные предложения, заявления, ходатайства относятся.

Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия обжалуются, а также в иные специально образуемые органы, Уполномоченному Республики Башкортостан по правам человека.

2. Обращения граждан, поступившие из средств массовой информации, рассматриваются органами и должностными лицами в соответствии с настоящим Законом.

Статья 8. Сроки рассмотрения обращений граждан

1. Обращения граждан рассматриваются в сроки, установленные настоящим Законом.

2. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их регистрации.

3. В исключительных случаях срок рассмотрения обращений граждан может быть продлен органом (должностным лицом), но не более чем на тридцать дней, с сообщением об этом гражданину, подавшему обращение.

Статья 9. Обращения граждан в международные контрольные органы

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека и гражданина граждане имеют право обратиться с индивидуальной жалобой в Европейскую комиссию по правам человека и иные международные контрольные органы. (в ред. Закона РБ от 25 июля 2001 года №234-з).

Статья 10. Неразглашение сведений, ставших известными органам либо должностным лицам в связи с рассмотрением
обращений граждан

1. При рассмотрении обращений граждан запрещается использование и распространение сведений о частной жизни граждан без их согласия.

2. По мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, данные о месте жительства или работы (учебы).

Статья 11. Доказательства по обращению гражданина

1. При подаче обращения гражданин в случае необходимости должен представить доказательства или указать их местонахождение.

2. Доказательствами являются любые достоверные факты, на основании которых орган (должностное лицо), рассматривающий обращение гражданина, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования, содержащиеся в обращении гражданина, и иных обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения соответствующего обращения.

3. Доказательства представляются гражданином, подавшим обращение. Доказательства могут представляться и иными лицами, заинтересованными в рассмотрении обращения гражданина.

Если представленные доказательства недостаточны, орган (должностное лицо), рассматривающий обращение гражданина, предлагает гражданину представить дополнительные доказательства или собирает их по собственной инициативе.

4. Обстоятельства, которые признаны общеизвестными, доказыванию не подлежат.

5. Факты, установленные вступившими в законную силу решением, приговором и определением суда, а также постановлением судьи, не подлежат повторному доказыванию.

Статья 12. Представление письменных доказательств

1. Органы и должностные лица по официальным запросам обязаны представлять акты, другие документы и материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений граждан, в качестве доказательств, за исключением тех, которые содержат государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну или для которых установлен особый порядок представления.

2. Должностные лица, виновные в умышленном непредставлении истребуемых доказательств, несут дисциплинарную либо административную ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 13. Организация работы по рассмотрению обращений граждан

1. Руководители органов государственной Республики Башкортостан и органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений обязаны обеспечивать необходимые условия для быстрого и эффективного рассмотрения обращений граждан, личного приема граждан должностными лицами, правомочными принимать решения от имени соответствующих органов.(в ред.Закона РБ от 25 июля 2001 года №234-з).


2. Руководители и другие должностные лица обязаны проводить личный прием граждан в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы.

3. Обращения граждан, изложенные в устной или письменной форме на личном приеме, а также обращения граждан, полученные по почте, телефаксу, телеграфу или иным путем, должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

4. Органы государственной  Республики Башкортостан и органы местного самоуправления организуют работу по рассмотрению обращений граждан, а также ведут личный прием граждан через специально образуемые ими органы и структурные подразделения (приемные), деятельность которых определяется соответствующими положениями.

(в ред.Закона РБ от 25 июля 2001 года №234-з).

Статья 14. Рассмотрение обращений граждан Уполномоченным Республики Башкортостан по правам человека

Уполномоченный Республики Башкортостан по правам человека рассматривает обращения граждан в соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека".

ГЛАВА II

РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

     Статья 15. Обязанности органов и должностных лиц по рассмотрению предложений

1. Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в предложениях вопросов, обязаны рассмотреть и объективно оценить предложения.

2. О результатах рассмотрения предложений гражданам должно быть сообщено после принятия решения по поставленным в предложениях вопросам.

Статья 16. Сроки рассмотрения предложения

1. Предложения рассматриваются в срок до одного месяца.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»