(с изменениями на 3 ноября 2006 года)
______________________________________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 04.07.2007 N 452-з
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внеснными:
Законом Республики Башкортостан от 10 января 2002 года №296-з
Законом Республики Башкортостан от 5 апреля 2004 года №75-з
Законом Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года №135-з
Законом РБ от 3 ноября 2006 года №370-з
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания
Республики Башкортостан 17 сентября 1996 года.
Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания
Республики Башкортостан 10 октября 1996 года.
Статья 1. Пределы действия настоящего Закона
1. Настоящим Законом определяются правовые гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в местном референдуме, проводимом на территории Республики Башкортостан (далее - местный референдум) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, федеральными законами, законами Республики Башкортостан, уставами муниципальных образований.
2. Законы Республики Башкортостан, иные нормативные правовые акты о местном референдуме, принимаемые в Республике Башкортостан, не должны противоречить настоящему Закону. Если закон Республики Башкортостан, иной нормативный правовой акт о местном референдуме, принимаемый в Республике Башкортостан, противоречат настоящему Закону, применяются нормы настоящего Закона.
Статья 2. Основные термины и понятия
Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон).
Статья 3. Принципы проведения местного референдума
1. Гражданин Российской Федерации участвует в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Участие гражданина Российской Федерации в местном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
3. Деятельность комиссий местного референдума при подготовке и проведении местного референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов местного референдума осуществляется открыто и гласно.
4. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 настоящего Закона, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения местного референдума и проведению местного референдума, достижению определенного результата на местном референдуме.
5. Местные референдумы организуют и проводят комиссии местного референдума. Вмешательство в деятельность комиссий местного референдума со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Статья 4. Всеобщее право на участие в местном референдуме
1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению местного референдума.
2. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. На основании международных договоров Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. Для этого им необходимо подать письменное заявление о своем желании участвовать в местном референдуме главе муниципального образования (в случае его отсутствия - в представительный орган местного самоуправления) не позднее чем за 30 дней до дня голосования на местном референдуме.
Статья 5. Равное право на участие в местном референдуме
Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на равных основаниях.
Статья 6. Право на прямое волеизъявление на местном референдуме
Гражданин Российской Федерации голосует на местном референдуме за вынесенный на местный референдум вопрос или против него непосредственно.
Статья 7. Тайное голосование
Голосование на местном референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Статья 8. Законодательство Республики Башкортостан о местном референдуме
1. Законодательство Республики Башкортостан о местном референдуме основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Закона, уставов муниципальных образований и иных принимаемых в Республике Башкортостан нормативных правовых актов о местном референдуме.
2. В случае принятия в период кампании местного референдума закона Республики Башкортостан или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующего местного референдума, либо в случае внесения в указанный период в закон Республики Башкортостан или в устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующего местного референдума, указанные нормативные правовые акты, изменения и дополнения применяются к местным референдумам, назначенным после вступления в силу этих нормативных правовых актов, изменений и дополнений.
Статья 9. Вопросы местного референдума
1. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
2. Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
3. Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
4. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и Республики Башкортостан.
5. Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.
6. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов и должностных лиц органов местного самоуправления, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Статья 10. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение местного референдума
1. Местный референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить местный референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Орган местного самоуправления, уполномоченный уставом муниципального образования принимать решение о назначении местного референдума, вправе отказать в назначении местного референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения местного референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение местного референдума.
3. Местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение срока, установленного уставом муниципального образования, который не может превышать 2 года со дня официального опубликования результатов местного референдума.
Статья 11. Инициатива проведения местного референдума
1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме.
2. Для выдвижения инициативы проведения местного референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению местного референдума в количестве, установленном уставом муниципального образования. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в местном референдуме. Выдвинуть инициативу проведения местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению местного референдума.
3. Для назначения местного референдума инициативная группа по проведению местного референдума, образованная в соответствии с частью 2 настоящей статьи, должна представить в установленный уставом муниципального образования орган подписи участников местного референдума в поддержку инициативы его проведения.
Статья 12. Назначение местного референдума
1. Назначение и проведение местного референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения местного референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования.
2. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения местного референдума по данному вопросу.
3. Местный референдум назначается в соответствии с Федеральным законом, Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом, уставом муниципального образования представительным органом местного самоуправления, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок судом.
4. Голосование на местном референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.
5. В соответствии с уставом муниципального образования голосование на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено уполномоченным на то органом на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.
6. Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении дня голосования на местном референдуме в соответствии с частью 5 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
Статья 13. Регистрация (учет) участников местного референдума
1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в местном референдуме.
2. Основанием для регистрации (учета) участников местного референдума является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на территории соответствующего муниципального образования, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
3. Регистрация (учет) участников местного референдума осуществляется главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Регистрация (учет) участников местного референдума осуществляется в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
4. При осуществлении регистрации (учета) участников местного референдума может использоваться государственная автоматизированная информационная система, в которую вводятся следующие данные об участниках местного референдума: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, гражданство, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего документ, дата выдачи документа.
5. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Республики Башкортостан оказывают необходимое содействие органам местного самоуправления и комиссиям местного референдума при регистрации (учете) участников местного референдума и уточнении сведений о зарегистрированных участниках местного референдума.
6. Участник местного референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.
Статья 14. Составление списков участников местного референдума
1. В целях реализации прав участников местного референдума комиссиями местного референдума составляются списки участников местного референдума на основании сведений, полученных с использованием Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
2. В списки участников местного референдума на участках местного референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования правом на участие в местном референдуме.
3. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в местном референдуме, то в списки участников местного референдума при проведении местного референдума включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников местного референдума на конкретном участке местного референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений, профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки участников референдума и не учитываются при определении числа участников референдума на местном референдуме.
5. Сведения о зарегистрированных участниках местного референдума формирует и уточняет уполномоченный на то орган или уполномоченное должностное лицо местного самоуправления. Сведения об участниках местного референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других участниках местного референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или должностным лицом в избирательную комиссию муниципального образования (далее - комиссия муниципального образования).
6. Список участников местного референдума составляется комиссией муниципального образования, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому участку местного референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.
7. Гражданин Российской Федерации включается в список участников местного референдума только на одном участке местного референдума.
8. Список участников местного референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках местного референдума, включаемые в список участников местного референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам места жительства участников местного референдума). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства участника местного референдума. В списке участников местного референдума должны быть предусмотрены места для проставления участником местного референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, а также для внесения суммарных данных по местному референдуму и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) участнику местного референдума.
9. Первый экземпляр списка участников местного референдума подписывают председатель и секретарь комиссии муниципального образования. На участках местного референдума, образованных на территории воинской части, в отдаленной или труднодоступной местности, список участников местного референдума подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список участников местного референдума заверяется печатями комиссии муниципального образования и участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка участников местного референдума, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией муниципального образования.
10. Комиссия муниципального образования передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка участников местного референдума конкретного участка местного референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка участников местного референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.
11. Участковая комиссия уточняет список участников местного референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) участников местного референдума. Выверенный и уточненный список участников местного референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.
12. Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список участников местного референдума для ознакомления участников местного референдума и его дополнительного уточнения.
13. Гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в местном референдуме, вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список участников местного референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников местного референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина Российской Федерации из списка участников местного референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий местного референдума и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, а также в случае включения участника местного референдума в другой список участников местного референдума. При этом в списке участников местного референдума, а также в базе данных государственной автоматизированной информационной системы указываются факт и дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке участников местного референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию местного референдума или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования немедленно. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в части 4 статьи 13 настоящего Закона сведений об участниках местного референдума, включенных в список участников местного референдума на соответствующем участке местного референдума.
14. Участники местного референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному не позднее чем за 7 дней до дня голосования в участковую комиссию, а в случае ее отсутствия - руководителю организации по месту временного пребывания, могут быть включены в списки участников местного референдума на участке местного референдума по месту их временного пребывания.
15. Вносить какие-либо изменения в списки участников местного референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов участников местного референдума запрещается.
Статья 15. Определение округа местного референдума
Для проведения местного референдума определяется округ местного референдума, которым является территория муниципального образования.
Статья 16. Образование участков местного референдума
1. Для проведения голосования и подсчета голосов участников местного референдума образуются участки местного референдума.
2. Участки местного референдума образуются по согласованию с комиссиями местного референдума главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) либо лицами, указанными в части 4 настоящей статьи, соответствующими комиссиями в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, на основании данных о числе участников местного референдума, зарегистрированных на территории участка местного референдума в соответствии с частью 3 статьи 13 настоящего Закона, из расчета не более чем три тысячи участников местного референдума на каждом участке. Участки местного референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
3. В местах временного пребывания участников местного референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, участки местного референдума могут образовываться в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за пять дней до дня голосования. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, участки местного референдума могут образовываться вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна, руководителями объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом Республики Башкортостан, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении местного референдума.
4. Военнослужащие голосуют на общих участках местного референдума. В воинских частях участки местного референдума могут образовываться командирами воинских частей по согласованию с комиссией муниципального образования в случае, если общая численность военнослужащих, имеющих право участвовать в местном референдуме, превышает три тысячи человек либо значительной удаленности военной части от образованных участков местного референдума. Участки местного референдума в воинских частях образуются в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с комиссией муниципального образования - не позднее чем за пять дней до дня голосования.
5. Списки участков местного референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее чем за 40 дней до дня голосования. В случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, указанные сведения доводятся до участников местного референдума должностными лицами соответствующих учреждений руководителями объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях, капитаном судна в срок, не позднее трех дней со дня образования участка местного референдума.