Действующий

О программах структурной перестройки экономики Республики Башкортостан на 1999 год, на 2000-2005 годы и на период до 2010 года

     
Концепция
программы структурной перестройки экономики
Республики Башкортостан на 2000-2005 годы
и на период до 2010 года

Содержание

I. Объективные предпосылки разработки Программы

II. Принципы разработки Программы структурной перестройки

2.1. Общие положения

2.2. Определение понятия структурной перестройки

2.3. Основные задачи структурной перестройки

2.4. Приоритеты структурной перестройки

III. Механизмы осуществления структурной перестройки

IV. Методология разработки Программы структурной перестройки

V. Примерная структура Программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан на 2000-2005 годы и на период до 2010 года

VI. Организационный механизм разработки Программы структурной перестройки

Приложение. Календарный график формирования Программы структурной перестройки

I. Объективные предпосылки разработки Программы

В последние годы национальная экономика находится в системном кризисе, связанном как с просчетами в экономической политике, так и, прежде всего, с накопившимися крупными структурными диспропорциями в воспроизводственном процессе. Наступившая в августе 1998 года острая фаза финансового кризиса подтвердила неадекватность сверхлиберального курса экономической политики, проводимого в стране, стоящим проблемам. Предпринимаемые в последнее время Правительством Российской Федерации меры по стабилизации социально - экономической ситуации в стране свидетельствуют об определенном осознании опасности чрезмерно либеральных методов управления экономикой переходного периода и необходимости принятия нового курса, базирующегося на усилении государственного регулирования. При этом непременными условиями оздоровления национальной экономики должны стать: восстановление производства, активизация научно - технической деятельности, структурная трансформация, социальная ориентация рыночных преобразований.

Охвативший страну кризис не мог не затронуть народное хозяйство Республики Башкортостан. Однако его последствия в нашей республике не оказались столь разрушительными, как в других регионах. Это связано, прежде всего, с проводимой в Республике Башкортостан политикой последовательного государственного управления социально - экономическими процессами, взвешенными решениями по приватизации, демонополизации и управлению государственной собственностью, мерами по поддержке и стимулированию товаропроизводителей, системными мероприятиями по социальной защите населения. За годы реформ проведены определенные структурные преобразования в промышленном и сельскохозяйственном производстве, созданы условия для повышения инвестиционной привлекательности республики и ее предприятий.

Вместе с тем в народном хозяйстве Республики Башкортостан к настоящему времени проявились определенные проблемы, требующие научно обоснованных решений, ориентированных на долгосрочную перспективу. Они связаны с несбалансированностью ресурсов, мощностей, рынков в отраслевом и территориальном разрезах, имеющимися диспропорциями в сферах производства, распределения и потребления общественных благ, несоответствиями между производящими и перерабатывающими отраслями, несовершенством институциональной структуры экономики, проблемами развития территорий республики.

При наличии высокого экономического потенциала республики сохраняется невысокий уровень его использования. В структуре промышленности высокий удельный вес (около 80%) занимает производство продукции с низким уровнем добавленной стоимости. Происходит качественное ухудшение минерально - сырьевого потенциала, слабо используются попутное сырье и отходы добывающих производств, по отдельным территориям хозяйственная нагрузка на природную среду достигает критических значений. Высока энергоемкость внутреннего валового продукта, обусловленная утяжеленной структурой промышленного производства. Давно дает о себе знать не соответствующая рыночному спросу ассортиментная структура машиностроительных предприятий при наличии значительных незагруженных мощностей. В лесопромышленном комплексе довольно низок выход деловой древесины (около 50%), товарная структура объемов заготовки и вывоза лесоматериалов не отвечает потребностям народного хозяйства. Деревообрабатывающая и мебельная отрасли слабо удовлетворяют платежеспособный спрос населения. Требуется обновление строительного комплекса и модернизация промышленности строительных материалов. Очевидным является недостаточное использование рекреационных ресурсов. Остро ощущаются диспропорции в производстве сельскохозяйственной продукции и перерабатывающих отраслях, в частности, в масложировой, мясоконсервной, овощеперерабатывающей. Этот перечень сложившихся несоответствий, перекосов и диспропорций может иметь значительное продолжение.

Критическим является то, что износ основных фондов по народному хозяйству Республики Башкортостан превышает 40%, в частности, в промышленности он превысил 50%, в сельском хозяйстве - более 40%, в коммунальном хозяйстве - приближается к 40%.

Нельзя не видеть явно недостаточное использование трудового потенциала республики. Рост скрытой безработицы, увеличение смертности, уменьшение средней продолжительности жизни людей, снижение уровня доходов и ухудшение условий жизни населения и другие негативные явления свидетельствуют о дисбалансах в социальной сфере.

Сегодня чрезвычайно важное значение приобретают вопросы дальнейших институциональных преобразований: демонополизация и развитие конкуренции; реформирование предприятий различных форм собственности; формирование эффективных корпоративных структур; стимулирование предпринимательства и поддержка малого бизнеса; совершенствование управления государственной собственностью; активизация инновационной деятельности и т.д.

Все это требует осуществления комплекса взаимосвязанных, научно обоснованных мероприятий по структурной перестройке экономики республики, что, в свою очередь, обусловливает необходимость безотлагательной разработки целостной долгосрочной программы. На это нацеливает и поручение Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова, которое он сформулировал на торжественном заседании, посвященном 8-ой годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан.

          II. Принципы разработки Программы   структурной перестройки

2.1. Общие положения

При разработке и реализации Программы структурной перестройки должны быть учтены базовые принципы функционирования экономики Республики Башкортостан, которые изложены в основополагающих документах - Конституции Республики Башкортостан, блоке экономических законов, а также в ряде концептуальных документов, касающихся развития народного хозяйства республики:

Комплексной программе научно - технического прогресса Башкирской АССР на 1986-2005 годы;

Концепции и основных направлениях социально - экономического развития Башкирской АССР в XIII пятилетке и до 2005 года;

научном докладе "Стратегия социально - экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочную (1996-2000 гг.) и долгосрочную (до 2005 г.) перспективу";

Концепции социально - экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года, а также в ежегодных Посланиях Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан.

Среди наиболее важных принципов можно выделить следующие: