________________________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 5 октября 2004 года №112-з
_______________________________________________________________
В целях дальнейшей реализации Постановления Верховного Совета Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года "О судебной реформе в Республике Башкортостан" и руководствуясь пунктом 4 Приложения к Федеративному Договору от Республики Башкортостан подписанного 31 марта 1992 года высшими должностными лицами Российской Федерации и Республики Башкортостан, Верховный Совет Республики Башкортостан
постановляет:
1.В основном одобрить Концепцию судебной реформы в Республике Башкортостан (прилагается).
2.Комиссии Верховного Совета Республики Башкортостан по вопросам законодательства, законности и правопорядка совместно с другими комиссиями, Верховным Судом Республики Башкортостан, высшим Арбитражным Судом Республики Башкортостан, Прокуратурой Республики Башкортостан, Министерством безопасности Республики Башкортостан, Министерством внутренних дел Республики Башкортостан, Министерством юстиции Республики Башкортостан и Президиумом коллегии адвокатов Республики Башкортостан учесть соответствующие положения Концепции судебной реформы в Республике Башкортостан при подготовке законов Республики Башкортостан "О прокуратуре Республики Башкортостан", "О милиции в Республике Башкортостан", "Об органах безопасности Республики Башкортостан", "О нотариате в Республике Башкортостан" а также других законодательных актов, подготавливаемых в ходе реализации судебной реформы в Республике Башкортостан.
3. Полномочной делегации Республики Башкортостан в переговорах с делегацией Российской Федерации по подготовке Договора об основах межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан руководствоваться Концепцией судебной реформы в Республике Башкортостан при решении вопросов судоустройства и взаимодействия правоохранительных органов российской Федерации и Республики Башкортостан.
Одобрена Верховным Советом Республики
Башкортостан 27 октября 1992 г.
Одна из главных задач реформы -- утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Принятие Верховным Советом Республики Башкортостан постановления "О судебной реформе в Республике Башкортостан" и одобрение российским парламентом Концепции судебной реформы в РФ открывают дорогу коренному преобразованию судоустройства и судопроизводства, дают основания для создания самостоятельной судебной системы в Республике Башкортостан.
Требуется научное осмысление стоящих перед юстицией проблем, выработка концептуальных начал судебной реформы, определение подходов к демократическому развитию основных институтов соответствующих отраслей права. этапности осуществления необходимых мероприятий.
Концепция судебной реформы не навязывает умозрительных схем и не претендует на всеохватность. Она ориентирована на создание и "запуск" механизмов преобразований.
Юридическое значение концепции судебной реформы в том, что ее главные идеи обязательны в качестве критериев оценки всякого законопроекта, всякой законодательной инициативы, затрагивающих вопросы судоустройства, уголовного и гражданского судопроизводства, организации и деятельности правоохранительных органов Республики Башкортостан .
Для функционирования Республики Башкортостан как суверенного демократического правового государства необходимо, чтобы наряду с политическими и экономическими преобразованиями шел процесс правовой реформы.
Становление государства из политического правовым, преобразование управления государством на принципе разделения властей; законодательной, исполнительной и судебной, требует оформления правосудия в самостоятельную власть.
Ясно, что судебные органы не справятся с новыми задачами если не провести их глубокую реформу.
Судебная реформа -- это коренное преобразование, касающееся не только судов, но практически всех правоохранительных органов, действующих до суда, для суда и после суда по исполнению судебных решений и приговоров
Судебная реформа состоится, если будут решены следующие основные задачи:
-- обеспечено суверенное право Республики Башкортостан в части осуществления правосудия на своей территории в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом:
-- утверждена судебная власть в государственном механизме как самостоятельная влиятельная сила, независимая в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной ;
-- обеспечено верховенство суда в правоприменительной деятельности;
-- гарантирована защита основных прав и свобод человека и гражданина, их конституционных прав в судопроизводстве ;
-- налажено ресурсное обеспечение судов и правоохранительных органов:
-- достигнут уровень их материально-технического обеспечения, а также материального, бытового и социального обеспечения их работников, соответствующего возлагаемой на эти органы и их работников ответственности;
-- обеспечена достоверность и доступность информации о деятельности правоохранительных органов и судебноправовой статистики.
1. Реформа законодательства.
Для решения поставленных задач следует прежде всего провести реформу законодательства
Важнейшими источниками права Республики Башкортостан выступают ее Конституция Законы, а также международные и республиканские договоры.
Все вопросы, затрагивающие права и свободы человека и гражданина должны быть урегулированы законами в соответствии с международно-правовыми стандартами .
Общепризнанные нормы и принципы международного права имеют верховенство над национальным правом.
На территории Республики Башкортостан устанавливается высшая юридическая сила ее Конституции.
На территории республики Башкортостан действуют те законы Российской Федерации, которые изданы по вопросам, переданным Республикой Башкортостан Российской Федерации в соответствии с Договором об основах межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан .
Законы Российской Федерации, принятые по другим вопросам, действуют в Республике Башкортостан, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете Башкортостана и Конституции Республики Башкортостан, а также до тех пор, пока не приняты соответствующие законодательные и иные нормативные акты Республики Башкортостан.
Уровень прав и свобод, предусмотренных законами Российской Федерации, не может быть снижен в Законах Республики Башкортостан.
Для отправления правосудия от имени Республики Башкортостан необходимо разработать и принять пакет нормативных актов о судебной реформе, включая уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс. Кодекс законов о труде, Кодекс о браке и семье, Жилищный кодекс, Торговый кодекс, Земельный кодекс, Экологический кодекс, Кодекс законов о здоровье, Уголовно-исполнительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, законы "О Конституционном суде", "О Верховном суде", "О Высшем арбитражном суде", "О местном суде", "Об арбитражном суде", "Об ответственности за неуважение к суду", "О прокуратуре" "О нотариате", "О юридической службе" и др.
2. Судебная власть
Правосудие призвано выполнять в обществе стабилизирующую роль. Для того, чтобы правосудие смогло выполнять свою миссию, оно должно быть независимой и сильной властью .
Судебная реформа ставит задачу становления судебной власти, равнозначной власти законодательной и исполнительной. Только сильный суд может обеспечить атмосферу общественного спокойствия и безопасности
Суд осуществляет контроль за содержанием закона, предотвращает возможность применения законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Республики Башкортостан.
Суд защищает граждан от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, а также от любых посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией республики Башкортостан и ее законами.
Суд защищает права и законные интересы предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности .
Следует признать верховенство суда в правоприменительной деятельности, предоставив суду право контроля за несудебным (досудебным) производством.
3. Статус судей
Судебная реформа имеет в виду создание независимой и влиятельной судейской корпорации, гарантирование процессуальной самостоятельности работников юстиции и их достойного материально-бытового и социального обеспечения. Краеугольным камнем преобразований будет несменяемость судей. Судьи избираются в установленном Законом порядке из числа кандидатов на соответствующие судебные должности. Их полномочия не ограничены определенным сроком.
Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества: конференции судей, а в период между конференциями избираемые ими совет судей.
Органы судейского сообщества:
-- обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства ;
-- проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
-- рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;
-- представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
-- избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. (Отдельно для общих и арбитражных судов).
Квалификационные коллегии судей рассматривают вопросы: отбора кандидатов на должность судьи;
приостановления или прекращения полномочий судьи:
прекращения отставки судьи:
обеспечение неприкосновенности судьи;
проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.
Предлагается также:
-- освободить судей от несвойственных им функций (проведение воспитательной работы, чтение лекций и т.п.);
-- не включать судей в комитеты по борьбе с преступностью и иные подобные органы;
-- запретить принадлежность судей к политическим организациям и движениям;
-- обеспечить судей форменной одеждой (мантиями), усилить торжественность ритуала судопроизводства (приведение свидетелей к присяге, форменная одежда сторон и т.п ) :
-- создавать в судах комнаты отдыха, восстановления сил и психологической разгрузки персонала:
-- перейти в внеочередному предоставлению судьям благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судей на дополнительную жилую площадь для устройства кабинета:
-- установить для судей уровень заработной платы, соответствующий возлагаемой на них ответственности:
-- предоставлять судьям ежегодный отпуск увеличенной продолжительности, обеспечивать один раз в год и бесплатный проезд к месту отдыха и обратно;
-- выплачивать судьям за счет средств социального страхования кратное размеру их оклада возмещение при полной или частичной утрате трудоспособности в связи с трудовой деятельностью, материальное возмещение членам семьи при гибели этих работников;
-- признать право судей на отставку с получением после 10--20 лет работы на соответствующих должностях пожизненного содержания пропорционального количеству отработанного времени.
4. Судебная система
Важным направлением судебной реформы является реформа судебной системы.
При ее проведении необходимо реализовать ряд общих идей, имеющих принципиальное значение:
-- принять во внимание потребности специализации судебной деятельности;
-- исключить возможность произвольного изменения подсудности, четко определив компетенцию различных звеньев судебной системы:
-- гарантировать по каждому делу возможность обжалования и проверки судебных решений:
-- при использовании простых процессуальных форм в низших звеньях судебной системы обеспечить благоприятный баланс гарантий для граждан в ходе дальнейшего движения дела, в частности путем предоставления лицу по его жалобе права на полный пересмотр дела в вышестоящем суде.
Судебную систему Республику Башкортостан будут составлять: Конституционный Суд Республики Башкортостан, Верховный Суд Республики Башкортостан, Высший арбитражный суд Республики Башкортостан и территориальные суды .
Конституционный Суд является высшим судебным органом защиты конституционного строя Республики Башкортостан, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства .
Конституционный суд осуществляет судебную власть путем рассмотрения дел о конституционности законов. нормативных актов и государственных договоров.
Верховный Суд Республики Башкортостан -- это высший орган судебной власти, осуществляемой в форме гражданского, уголовного и административного и судопроизводства. Он рассматривает уголовные дела, отнесенные к его компетенции, и гражданские дела, имеющие особую значимость. Верховный суд является апелляционной и кассационной инстанцией для пересмотра решений нижестоящих судов.
Высший арбитражный суд Республики Башкортостан является высшим экономическим судебным органом защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий, организаций, учреждений, а также граждан -- предпринимателей.