ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2003 г. N 8
Об утверждении программы реформирования
государственных финансов Республики Башкортостан
(с изменениями на 16 мая 2003 года)
___________________________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 16.05.2003 N 118
___________________________________________________________________________________________________________________________
В целях мобилизации финансовых ресурсов для дальнейшего социально - экономического развития Республики Башкортостан, повышения эффективности управления государственными финансами Кабинет Министров Республики Башкортостан
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования государственных финансов Республики Башкортостан.
2. Направить в Министерство финансов Российской Федерации до 15 января 2003 года заявку Республики Башкортостан на участие в третьем конкурсе на получение субсидий из федерального Фонда реформирования региональных финансов в рамках проекта Международного банка реконструкции и развития.
3. Министерствам и ведомствам, определенным в Плане мероприятий по реализации Программы реформирования государственных финансов Республики Башкортостан в качестве исполнителей, в месячный срок разработать и утвердить планы реализации указанных мероприятий.
4. Koнтpoль зa иcпoлнeниeм нacтoящeгo Пocтaнoвлeния вoзлoжить нa зaмecтитeля Пpeмьep - миниcтpa Pecпублики Бaшкopтocтaн A.P.Гacкapoвa.
Премьер - министр
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов
Руководитель
Аппарата Кабинета Министров
Республики Башкортостан
Ф.М.Казакбаев
Программа
реформирования государственных финансов
Республики Башкортостан
1. Анализ исходного состояния управления государственными финансами Республики Башкортостан
1.1. Основные факты о Республике Башкортостан
Показатели | 1999 год | 2000 год | 2001 год | Январь - |
Валовый региональный | 111518,9 | 160751,2 | 185877,3 <1> | - |
Объем промышленного | 89,0 | 141,8 | 157,1 | 88,5 |
Сальдо | 1,4 | 2,3 | 1,9 | 0,9 <2> |
Объем доходов | 17836,6 | 31348,6 | 24660,9 | 10508,1 |
Объем расходов | 17470,7 | 30010,5 | 25422,4 | 10409,2 |
Профицит (дефицит) | 365,9 | 1338,1 | - 761,5 | 98,9 |
Численность | 4109,6 | 4101,7 | 4090,6 | 4085,3 <3> |
Общая численность | 39,4 | 21,2 | 23,7 | 29,5 |
Индекс | 139,2 | 121,6 | 117,4 | 109,9 |
-------------------------------
<1> Первая годовая оценка Государственного комитета Республики Башкортостан по статистике.
<2> Январь - июнь 2002 г.
<3> По состоянию на 1 июля 2002 г.
<4> С учетом товаров и услуг необязательного использования.
Анализ исходного состояния управления государственными финансами Республики Башкортостан осуществлен только по направлениям, которые имеют, с точки зрения Правительства Республики Башкортостан, важнейшее значение для процесса формирования и использования бюджетных средств. Информация об исходном состоянии по остальным направлениям представлена в таблице 3 "Индикаторы для оценки уровня управления региональными финансами" и дополнительных к ней таблицах.
1.2. Общие положения
Республика Башкортостан обладает устойчивой финансовой системой и уже сложившимися принципами отношений с федеральным центром.
Налоговая и бюджетная политика Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с положениями, мероприятиями и направлениями государственной финансовой политики, проводимой государственными органами Российской Федерации, находится в непосредственной связи с ними и отражает происходящие процессы, сложившиеся тенденции в экономической и финансовой сферах республики. Вместе с тем, при проведении единой финансовой политики учитываются региональные особенности экономического и социального развития Республики Башкортостан, связанные со сложившимися различиями в экономической, производственной и социальной сферах.
В Республике Башкортостан сложилась устойчивая практика организации работы по разработке проекта республиканского бюджета и его утверждению Государственным Собранием Республики Башкортостан до начала финансового года.
Отчет об исполнении бюджета Республики Башкортостан ежемесячно предоставляется в Министерство финансов Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета за истекший финансовый год ежегодно утверждается Государственным Собранием Республики Башкортостан.
В 1998 году был проведен аудит бюджета Республики Башкортостан аудиторской компанией KPMG. В ходе проверки рассматривались принципы построения бюджета, процесс подготовки и исполнения бюджета, финансовый контроль, финансовые показатели и показатели сбора налогов, а также проведен анализ ликвидности бюджета. Была дана положительная оценка финансового положения республики.
Информация, представленная в Заявке Республики Башкортостан на участие в конкурсе на получение субсидий из федерального Фонда реформирования региональных финансов, базируется на официальных данных Государственного комитета Республики Башкортостан по статистике, Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, Министерства экономики Республики Башкортостан и иных министерств и ведомств в части, касающейся их деятельности.
1.3. Бюджет и бюджетный процесс
Организация бухгалтерского учета
Финансовый учет в республике осуществляется в рублях. Бюджетный процесс в республике регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законом Республики Башкортостан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Бюджетный процесс в республике базируется на единых принципах, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В отчет об исполнении бюджета включаются все доходы, поступившие на счет республиканского бюджета, и расходы по финансированию обязательств, которые несет республика.
Отчеты об исполнении бюджета составляются в ценах на момент поступления доходов и произведения расходов.
Составление и исполнение бюджета осуществляется в соответствии с установленной в Российской Федерации бюджетной классификацией доходов и расходов, источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации.
Дебиторская и кредиторская задолженность, материальные запасы бюджетных учреждений устанавливаются на основании данных отчетов получателей бюджетных средств.
Расходы по обслуживанию государственного долга Республики Башкортостан включены в перечень расходов бюджета, подлежащих финансированию в первоочередном порядке и не подлежащих сокращению.
Взаимоотношения с федеральным бюджетом
Бюджетные взаимоотношения Республики Башкортостан с Российской Федерацией прошли несколько этапов. Вплоть до 2000 года республика строила свои отношения с Российской Федерацией в бюджетной сфере на договорной основе. В рамках проводимого Российской Федерацией в 1999-2001 годах реформирования межбюджетных отношений 23 марта 2000 года было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан "О мерах по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Республики Башкортостан". В соответствии с ним с 1 июля 2000 года разделение налогов по всем уровням бюджетов производится по установленным федеральным нормативам. Это означает, что значительная часть доходов бюджета, ранее поступавших в бюджет республики, перечисляется в федеральный бюджет. Одновременно, принятые ранее обязательства по финансированию федеральных учреждений и мероприятий на территории республики переданы на финансирование из федерального бюджета через Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Процедура разработки и принятия бюджета
Одним из базовых принципов налогово - бюджетной политики республики является утверждение сбалансированного бюджета до начала соответствующего финансового года. Бюджет республики готовится на каждый финансовый год, который совпадает с календарным годом. Бюджетный процесс в Республике Башкортостан регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательными актами республики. Процесс разработки и принятия бюджета республики показан на примере разработки и принятия бюджета на 2002 год.
Процесс разработки и принятия бюджета Республики Башкортостан на 2002 год
Дата | Стадия |
- | - |
Май 2001 года | Президент Республики Башкортостан |
| принимает решение о процедуре формирования |
| Кабинетом Министров Республики Башкортостан |
| и администрациями районов и городов |
| консолидированного бюджета Республики |
| Башкортостан на 2002 год |
- | - |
Июль 2001 года | Кабинет Министров Республики |
| Башкортостан принимает решение о сроках и |
| процедуре формирования силами Министерства |
| финансов Республики Башкортостан и |
| Министерства экономики и антимонопольной |
| политики Республики Башкортостан |
| консолидированного бюджета на 2002 год |
- | - |
До 15 августа | Министерства, государственные комитеты |
2001 года | и ведомства представляют в Министерство |
| финансов прогнозные расчеты на 2002 год по |
| показателям функциональной и ведомственной |
| классификации расходов бюджета с подробными |
| расчетами и обоснованиями. Министерство |
| финансов Республики Башкортостан |
| осуществляет расчет основных социально - |
| экономических и иных показателей, |
| определяющих консолидированный бюджет 2002 |
| года |
- | - |
До 5 сентября | Министерство финансов Республики |
2001 года | Башкортостан на основании предварительных |
| расчетов разрабатывает оценки доходов и |
| расходов консолидированного бюджета |
- | - |
До 20 сентября | Министерство финансов Республики |
2001 года | Башкортостан производит расчет структуры |
| распределения налогов между республиканским |
| бюджетом и бюджетами районов и городов. |
| Производится расчет величины субсидий |
| бюджетам районов и городов из |
| республиканского бюджета |
- | - |
До 1 октября | Кабинет Министров Республики |
2001 года | Башкортостан представляет Государственному |
| Собранию Республики Башкортостан: |
| - проект закона Республики Башкортостан |
| "О республиканском бюджете Республики |
| Башкортостан на 2002 год"; |
| - прогноз консолидированного бюджета |
| Республики Башкортостан на 2002 год; |
| - основные направления бюджетной и |
| налоговой политики Республики Башкортостан |
| на 2002 год; |
| - отчеты об исполнении республиканского и |
| консолидированного бюджетов Республики |
| Башкортостан за 2000 год; |
| - прогноз социально - экономического |
| развития Республики Башкортостан на период |
| до 2004 года; |
| - проект сводного финансового баланса |
| Республики Башкортостан на 2002 год; |
| - проект закона Республики Башкортостан |
| "О Программе приватизации государственного |
| имущества в Республике Башкортостан на 2002 |
| год"; |
| - проект закона "О бюджете |
| Республиканского фонда обязательного |
| медицинского страхования Республики |
| Башкортостан на 2002 год"; |
| - итоги исполнения бюджета |
| Республиканского фонда обязательного |
| медицинского страхования Республики |
| Башкортостан за 1-е полугодие 2000 года и |
| оценку ожидаемого его исполнения за 2001 год. |
| - Государственное Собрание Республики |
| Башкортостан рассматривает представленный |
| бюджет. Закон о республиканском бюджете |
| рассматривается в Законодательной Палате |
| Государственного Собрания Республики |
| Башкортостан в трех чтениях, затем |
| передается на одобрение Палаты |
| Представителей Государственного Собрания |
| Республики Башкортостан. После одобрения |
| Палаты Представителей направляется для |
| принятия на совместном заседании двух палат |
- | - |
В течение 7 дней | Министерства и ведомства представляют в |
после утверждения | Министерство финансов Республики |
Закона | Башкортостан расшифровки утвержденных |
| расходов на 2002 год |
| Министерство финансов Республики |
| Башкортостан рассматривает детальные планы |
| осуществления бюджетных доходов и расходов |
| на 2002 год и составляет сводную бюджетную |
| роспись |
- | - |
С 1 января | Министерство финансов Республики |
2002 года | Башкортостан осуществляет финансирование |
| расходов в соответствии с утвержденной |
| сводной бюджетной росписью |
- | - |
Ежемесячно и | Министерство финансов Республики |
по итогам | Башкортостан контролирует осуществление |
2002 года | бюджетного процесса на местном уровне, |
| проводит консолидацию информации об |
| исполнении республиканского и местных |
| бюджетов в целях формирования отчета об |
| исполнении бюджета в 2002 году |