Принят
Государственной Думой
Ярославской области
18 сентября 1996 года
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Предмет регулирования настоящего закона
Статья 1. Настоящим законом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области устанавливаются порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума.
Глава 2. Основные термины,
используемые в настоящем законе
Статья 2. В настоящем законе используются следующие основные термины:
местный референдум - голосование избирателей муниципального образования по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и Ярославской области к вопросам местного значения;
избиратели муниципального образования - жители муниципального образования, имеющие гражданство Российской Федерации и достигшие восемнадцати лет на день проведения местного референдума;
право на участие в референдуме муниципального образования право избирателей муниципального образования на голосование по вопросам местного значения;
общественное объединение - местное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, созданное и зарегистрированное в установленном законом порядке не позднее чем за шесть месяцев до объявления даты проведения местного референдума;
местное отделение общефедерального, межрегионального или областного общественного объединения, созданное в установленном законом порядке не позднее чем за шесть месяцев до объявления даты проведения местного референдума, если устав соответствующего общефедерального, межрегионального или областного общественного объединения предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов;
блок общественных организаций - добровольное объединение двух или более местных общественных объединений или отделений общефедеральных, межрегиональных или областных общественных объединений, зарегистрированных в установленном законом порядке, для совместного участия в местном референдуме. Блок общественных организаций обладает правами общественного объединения;
избиратели, принявшие участие в местном референдуме, избиратели, получившие бюллетени для голосования на местном референдуме и расписавшиеся в их получении в списках избирателей;
комиссия муниципального образования по проведению местного референдума - комиссия по проведению местного референдума, сформированная в соответствии с настоящим законом и действующая в границах муниципального образования;
территориальные комиссии по проведению местного референдума - комиссии по проведению местного референдума, сформированные в соответствии с настоящим законом и действующие в границах отдельных территорий муниципальных образований;
участковые комиссии по проведению местного референдума комиссии по проведению местного референдума, сформированные в соответствии с настоящим законом и действующие в границах участков для голосования на местном референдуме.
день проведения местного референдума - день голосования по вопросу местного значения, вынесенному на местный референдум.
Глава 3. Основные принципы проведения местного референдума
Статья 3. Жители муниципального образования вправе решать на местном референдуме вопросы местного значения, отнесенные к таковым уставом муниципального образования Ярославской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Ярославской области "Об общих принципах организации местного самоуправления в Ярославской области".
Статья 4. На местный референдум не могут выноситься вопросы о бюджете, налогах, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения, о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, о роспуске Собрания представителей муниципального образования, а также вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации и Ярославской области.
Статья 5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.
Если для выполнения решения по вопросам местного значения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт в соответствии с уставом муниципального образования.
Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено только местным референдумом, если действующим законодательством не установлено иное, либо, если в самом решении, принятом на местном референдуме, не предусмотрен особый порядок его отмены или изменения.
Статья 6. Местный референдум проводится на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 7. Участие избирателей муниципального образования в местном референдуме является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принуждения его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление.
Глава 4. Право на участие в местном референдуме
Статья 8. Право участвовать в местном референдуме принадлежит избирателям муниципального образования.
Статья 9. Не могут участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 10. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением местного референдума, осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования, а также за счет средств государственного бюджета Российской Федерации и Ярославской области в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
Статья 11. В случае совпадения сроков проведения местного референдума и сроков проведения референдума Ярославской области, выборов Губернатора Ярославской области или выборов в Государственную Думу Ярославской области финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением местного референдума, референдума Ярославской области, выборов Губернатора Ярославской области или выборов в Государственную Думу Ярославской области осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Глава 6. Финансовое обеспечение организации и проведения
местного референдума
Статья 12. Решение о выделении средств из бюджета муниципального образования на организацию и проведение местного референдума принимается в соответствии с уставом муниципального образования. Средства, выделенные из бюджета муниципального образования на организацию и проведение местного референдума, поступают в распоряжение комиссии муниципального образования по проведению местного референдума и распределяются ею между территориальными комиссиями по проведению местного референдума, а в случаях, когда последние не создаются, - между участковыми комиссиями по проведению местного референдума.
Статья 13. Порядок и сроки предоставления отчета комиссиями по проведению местного референдума о расходовании средств, выделенных из бюджета муниципального образования на организацию и проведение местного референдума, устанавливаются Собранием представителей муниципального образования или главой муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования.
Глава 7. Материально-техническое обеспечение
местного референдума
Статья 14. Материально-техническое обеспечение местного референдума осуществляется комиссией муниципального образования по проведению местного референдума.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципальных образований обязаны оказывать содействие комиссии муниципального образования по проведению местного референдума в обеспечении организации и проведения местного референдума. Собрание представителей муниципального образования или глава муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования, устанавливают порядок обеспечения деятельности указанной комиссии.
Статья 15. Для проведения местного референдума образуется единый округ по проведению местного референдума. Граница округа соответствует границам муниципального образования.
Статья 16. Число избирателей в округе определяется комиссией муниципального образования по проведению местного референдума и утверждается решением Собрания представителей муниципального образования не позднее чем за 55 дней до дня проведения местного референдума.
Статья 17. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на местном референдуме образуются участки для голосования.
Статья 18. Участки для голосования образуются из расчета не более 3000 избирателей на один участок не позднее чем за 55 дней до дня проведения местного референдума главой муниципального образования, а в случае если уставом муниципального образования не предусмотрена должность главы муниципального образования, Собранием представителей муниципального образования.
Статья 19. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться участки для голосования в срок, установленный статьей 18 настоящего закона, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня проведения местного референдума.
Статья 20. Военнослужащие голосуют на общих участках для голосования, образуемых в порядке, установленном статьей 18 настоящего закона.
Статья 21. В воинских частях участки для голосования образуются в случаях, установленных федеральными законами.
Статья 22. Перечень участков для голосования с указанием их границ, включая перечень жилых строений, расположенных в границах участков для голосования, а также адреса участковых комиссий должны быть опубликованы комиссией муниципального образования по проведению местного референдума в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума.
Статья 23. Учет избирателей, ведение списков избирателей и включение граждан в списки избирателей осуществляются в порядке, определенном законом Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области".
Статья 24. Решение о проведении местного референдума принимает Собрание представителей муниципального образования по собственной инициативе или по требованию избирателей муниципального образования в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования и настоящим законом.
Глава 12. Назначение местного референдума по требованию
избирателей муниципального образования.
Статья 25. Право инициировать сбор подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума принадлежит каждому избирателю соответствующего муниципального образования.
Инициаторами сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума могут также выступать общественные объединения, блоки общественных организаций, группы граждан по месту работы, учебы или жительства.
Статья 26. Инициаторы сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума обязаны уведомить о своей инициативе Собрание представителей муниципального образования в письменной форме.
В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения и место жительства как минимум одного из инициаторов сбора подписей. К уведомлению должен быть приложен полный текст решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме.
В случае если инициатором сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума является общественное объединение, блоки общественных организаций, одновременно с уведомлением Собранию представителей муниципального образования представляется протокол собрания (конференции) общественного объединения или блока общественных организаций, на котором было принято решение о выдвижении инициативы сбора подписей и полный текст решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, подписанный уполномоченным представителем общественного объединения или блока общественных организаций.
Уведомление инициаторов сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума должно быть зарегистрировано в день его подачи.
Статья 27. Собрание представителей муниципального образования в течение двадцати дней со дня регистрации уведомления инициаторов сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума рассматривает вопрос о соответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования и выносит одно из следующих решений:
- о соответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования;
- о несоответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования.
Статья 28. Вынесенное Собранием представителей муниципального образования решение о несоответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования должно содержать указание на конкретные положения проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования, со ссылкой на конкретные положения законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования.
Статья 29. В случае вынесения Собранием представителей муниципального образования решения о несоответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования местный референдум по этому проекту решения не назначается.
Копия решения о несоответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования направляется Собранием представителей муниципального образования инициаторам выдвижения предложения о проведении местного референдума в трехдневный срок со дня вынесения такого решения.
Решение Собрания представителей муниципального образования о несоответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования может быть обжаловано в суде.
Статья 30. Собрание представителей муниципального образования одновременно с вынесением решения о соответствии проекта решения по вопросу местного значения, предлагаемого к принятию на местном референдуме, требованиям законодательства Российской Федерации и Ярославской области, устава муниципального образования обязано принять одно из следующих решений:
- принять проект решения по вопросу местного значения, выносимому на местный референдум, если решение этого вопроса относится к его компетенции в соответствии с уставом муниципального образования, без вынесения его на местный референдум с согласия инициаторов проведения местного референдума, без внесения в проект решения по вопросу местного значения каких-либо поправок, изменений и дополнений;
- принять решение о проведении местного референдума (в этом случае назначение местного референдума осуществляется в порядке, предусмотренном главой 13 настоящего закона);
- объявить о начале сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума, о чем уведомить в письменной форме инициаторов проведения местного референдума.
Статья 31. В случае если Собрание представителей муниципального образования приняло решение, предусмотренное абзацем 4 статьи 30 настоящего закона, Собрание представителей муниципального образования или глава муниципального образования в зависимости от их компетенции, определяемой уставом муниципального образования, в тридцатидневный срок со дня вынесения Собранием представителей указанного решения обязаны сформировать комиссию муниципального образования по проведению местного референдума.
Статья 32. Сбор подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума может быть начат с момента объявления Собранием представителей муниципального образования о начале сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума в порядке, предусмотренном абзацем 4 статьи 30 настоящего закона.
В случае если Собрание представителей муниципального образования в установленные настоящим законом сроки не совершило действий, предусмотренных статьями 27 и 30 настоящего закона, инициаторы выдвижения предложения о проведении местного референдума могут приступить к сбору подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума. О начале сбора подписей избирателей муниципального образования в поддержку предложения о проведении местного референдума инициаторы выдвижения предложения о проведении местного референдума обязаны уведомить Собрание представителей муниципального образования. Копия уведомления направляется Губернатору Ярославской области и главе муниципального образования.