ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 10 мая 2012 года N 401-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства ЯО от 29.12.2012 N 1553-п, от 25.03.2013 N 282-п, от 24.07.2013 N 914-п, от 24.12.2013 N 1711-п, от 20.11.2014 N 1194-п)


В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"

(преамбула в ред. Постановления Правительства ЯО от 24.12.2013 N 1711-п)

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Поддержка начинающих фермеров Ярославской области" на 2012 - 2014 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Шилова А.Н.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства ЯО от 24.12.2013 N 1711-п)

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.Н.ЯСТРЕБОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 10.05.2012 N 401-п

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ


(в ред. Постановлений Правительства ЯО
от 29.12.2012 N 1553-п, от 25.03.2013 N 282-п,
от 24.07.2013 N 914-п, от 24.12.2013 N 1711-п,
от 20.11.2014 N 1194-п)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


(в ред. Постановления Правительства ЯО
от 25.03.2013 N 282-п)

Сроки реализации региональной программы "Поддержка начинающих фермеров Ярославской области" (далее - Программа)

2012 - 2014 годы

Куратор Программы

заместитель Губернатора области Шилов Александр Николаевич, тел. 78-94-97

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 24.12.2013 N 1711-п)

Ответственный исполнитель Программы

департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - ДАПКиПР)

директор ДАПКиПР Кошлаков Александр Николаевич, тел. 78-64-95;

начальник отдела экономического анализа и инвестиций ДАПКиПР Соколов Евгений Владимирович, тел. 78-64-55

(в ред. Постановлений Правительства ЯО от 24.12.2013 N 1711-п, от 20.11.2014 N 1194-п)

Электронный адрес размещения Программы в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/dapk/tmpPages/programs.aspx


Общая потребность в финансовых ресурсах

(в ред. Постановления Правительства ЯО
от 20.11.2014 N 1194-п)

Источники финансирования

Плановый объем финансирования, млн. рублей

всего

2012 год

2013 год

2014 год

Предусмотрено законом об областном бюджете:

- областные средства

21,70

8,00

6,50

7,20

Справочно (за рамками закона об областном бюджете):

- федеральные средства

20,68

10,93

9,75

-

- внебюджетные источники

4,73

2,11

1,82

0,80

Итого по Программе

47,11

21,04

18,07

8,00


I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации Программы


1. Основные термины и определения, используемые в Программе:

- начинающий фермер - участник Программы, требования к которой определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

- заявитель - гражданин Российской Федерации, подающий в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров - участников Программы (далее - конкурсная комиссия) заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров - участников Программы (далее - конкурс);

- грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) - денежные средства, передаваемые из бюджета области (средства федерального и областного бюджетов) на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, в соответствии с Программой в целях создания и развития на территории сельских поселений области крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ);

- единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров (далее - единовременная помощь) - денежные средства, передаваемые из бюджета области (средства федерального и областного бюджетов) на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости реализации Программы.

Бурный рост числа крестьянских КФХ в начале 90-х годов прошлого столетия привел к тому, что к 1995 году их численность в области составила более 2 тысяч. По данным Росстата, общая численность КФХ по состоянию на 01.01.2011 составила 2239 единиц. Реально работают, то есть осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, около 10 процентов.

Сектор малых форм хозяйствования в совокупности производит 45 процентов общего объема валовой продукции сельского хозяйства: 76 процентов картофеля, около 90 процентов овощей, 18 процентов молока и 24 процента мяса, - и обладает определенным потенциалом для дальнейшего развития. Удельный вес КФХ в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составляет 1,6 процента, в том числе продукции растениеводства - 1,8 процента, животноводства - 1,5 процента, при наличии 39 процентов сельскохозяйственных угодий. Личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) производят 37,5 процента объема производства продукции сельского хозяйства. Есть ЛПХ, размер которых превосходит многие КФХ. Их вклад в обеспечение продовольственной безопасности региона велик. В качестве государственной поддержки ЛПХ предусмотрено только возмещение процентной ставки по кредитам и займам, в то время как КФХ могут воспользоваться еще и компенсациями части затрат на приобретенную сельскохозяйственную технику и технологическое оборудование, на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, на строительство подъездных путей к животноводческим объектам, частичное погашение лизинговых платежей, на возмещение части затрат, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, земельные доли и сделок с ними. Кроме того, поддерживается развитие животноводства, элитного семеноводства, страхование урожая.

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в регионах созданы мобильные бригады по распространению информации о государственной поддержке малых форм хозяйствования. В начале 2012 года такая мобильная бригада в области была создана при участии ДАПКиПР и областного союза сельской молодежи. За 2 месяца проведены совещания во всех муниципальных районах области и учебных заведениях с представителями муниципальных образований области, руководителями сельскохозяйственных предприятий, малых форм хозяйствования, сельской молодежи. Всего в совещаниях приняли участие более 1000 человек. Тема вызвала большой интерес сельских жителей.

В результате проведенных мероприятий желание участвовать в Программе изъявили более 50 человек. Часть из них занимаются подготовкой документов. Около 10 человек уже подготовили пакет документов для участия в конкурсе в 2012 году. Люди планируют заниматься разведением крупного и мелкого рогатого скота, кроликов, гусей, уток, пчел, выращиванием лука и других видов растениеводческой продукции. Но для расширения производства необходимо применять средства механизации и автоматизации, нужны дополнительные денежные средства.

Программа предполагает использование механизмов государственной поддержки с целью создания эффективно функционирующих КФХ и использования потенциала области для обеспечения роста экономики сельских территорий и решения существующих социальных проблем.

Начинающие КФХ и ЛПХ, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. Возникают ситуации, когда создание нового КФХ связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств. Формирование нового КФХ также требует значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам. Без решения всех перечисленных проблем начинающие КФХ не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем не смогут вести деятельность. Программа призвана помочь начинающим фермерам в создании КФХ и их закреплении в аграрном секторе экономики страны.

В рамках Программы предусматриваются разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на модернизацию производства сельскохозяйственной товарной продукции КФХ и ЛПХ, основанного на потребностях рынка, с учетом стандартов производства, переработки и реализации данной продукции, а также построение системы гарантированной продажи выращенной продукции; развитие не только производственной базы, но и перерабатывающих мощностей, а также развитие системы сбыта. Необходимо решать проблему перестройки сознания сельского жителя и ориентировать его на производство конкурентоспособной ликвидной товарной продукции.

При инерционном сценарии развития фермерский сектор не получит дополнительных источников для прорыва в своем развитии, а истощенные внутренние резервы не обеспечат функцию воспроизводства сельского хозяйства, село не сможет выполнять задачи, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей в области сельского хозяйства: наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и повышению ее конкурентоспособности, повышению занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий.

3. Основанием для разработки Программы является ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов", утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 N 172 "Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров", и постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".

II. Цель Программы

(в ред. Постановления Правительства ЯО
от 25.03.2013 N 282-п)

Наименование цели

Показатель

наименование

единица измерения

базовое значение

плановое значение

2012 год

2013 год

2014 год

Стимулирование развития КФХ

количество КФХ, приступивших к реализации проектов создания и развития с помощью государственной поддержки

единиц

0

13

14

5

количество созданных рабочих мест

единиц

0

13

13

20

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 20.11.2014 N 1194-п)


III. Задачи Программы

(в ред. Постановления Правительства ЯО
от 25.03.2013 N 282-п)

N
п/п

Наименование задачи

Результат

наименование

единица измерения

2012 год

2013 год

2014 год

1

Обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств

объем производства сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими фермерами:

- всего

млн. рублей

10

10

50

- к предыдущему году

%

-

100,0

500,0

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 20.11.2014 N 1194-п)

2

Создание условий для КФХ по доступности финансовых ресурсов

объем субсидированных кредитов и займов, предоставленных фермерам

млн. рублей

4,0

1,0

0

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 20.11.2014 N 1194-п)

3

Стимулирование создания КФХ гражданами, в том числе гражданами, занимающимися ведением ЛПХ

создано дополнительно рабочих мест:

- всего

человек

13

13

20

- к предыдущему году

%

-

100,0

153,9


IV. Механизмы реализации Программы


Программа разработана в соответствии с рекомендациями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет заказчик Программы - Правительство Ярославской области.

Реализация Программы осуществляется: ответственным исполнителем Программы - ДАПКиПР; исполнителями Программы - органами местного самоуправления муниципальных районов области; участниками Программы - КФХ.

Ответственный исполнитель Программы:

- проводит согласование с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, департаментом финансов Ярославской области возможных сроков выполнения мероприятий Программы, предложений по объемам и источникам их финансирования и подготовку соответствующих проектов соглашений по контролируемым им направлениям;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»