ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2012 года N 401-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства ЯО от 29.12.2012 N 1553-п, от 25.03.2013 N 282-п, от 24.07.2013 N 914-п, от 24.12.2013 N 1711-п, от 20.11.2014 N 1194-п)
(преамбула в ред. Постановления Правительства ЯО от 24.12.2013 N 1711-п)
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Поддержка начинающих фермеров Ярославской области" на 2012 - 2014 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Шилова А.Н.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства ЯО от 24.12.2013 N 1711-п)
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
С.Н.ЯСТРЕБОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства ЯО
от 29.12.2012 N 1553-п, от 25.03.2013 N 282-п,
от 24.07.2013 N 914-п, от 24.12.2013 N 1711-п,
от 20.11.2014 N 1194-п)
(в ред. Постановления Правительства ЯО
от 25.03.2013 N 282-п)
Сроки реализации региональной программы "Поддержка начинающих фермеров Ярославской области" (далее - Программа) | 2012 - 2014 годы | |
Куратор Программы | заместитель Губернатора области Шилов Александр Николаевич, тел. 78-94-97 | |
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 24.12.2013 N 1711-п) | ||
Ответственный исполнитель Программы | департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - ДАПКиПР) | директор ДАПКиПР Кошлаков Александр Николаевич, тел. 78-64-95; |
начальник отдела экономического анализа и инвестиций ДАПКиПР Соколов Евгений Владимирович, тел. 78-64-55 | ||
(в ред. Постановлений Правительства ЯО от 24.12.2013 N 1711-п, от 20.11.2014 N 1194-п) | ||
Электронный адрес размещения Программы в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/dapk/tmpPages/programs.aspx |
(в ред. Постановления Правительства ЯО
от 20.11.2014 N 1194-п)
Источники финансирования | Плановый объем финансирования, млн. рублей | |||
всего | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Предусмотрено законом об областном бюджете: | ||||
- областные средства | 21,70 | 8,00 | 6,50 | 7,20 |
Справочно (за рамками закона об областном бюджете): | ||||
- федеральные средства | 20,68 | 10,93 | 9,75 | - |
- внебюджетные источники | 4,73 | 2,11 | 1,82 | 0,80 |
Итого по Программе | 47,11 | 21,04 | 18,07 | 8,00 |
1. Основные термины и определения, используемые в Программе:
- начинающий фермер - участник Программы, требования к которой определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- заявитель - гражданин Российской Федерации, подающий в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров - участников Программы (далее - конкурсная комиссия) заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров - участников Программы (далее - конкурс);
- грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) - денежные средства, передаваемые из бюджета области (средства федерального и областного бюджетов) на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, в соответствии с Программой в целях создания и развития на территории сельских поселений области крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ);
- единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров (далее - единовременная помощь) - денежные средства, передаваемые из бюджета области (средства федерального и областного бюджетов) на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости реализации Программы.
Бурный рост числа крестьянских КФХ в начале 90-х годов прошлого столетия привел к тому, что к 1995 году их численность в области составила более 2 тысяч. По данным Росстата, общая численность КФХ по состоянию на 01.01.2011 составила 2239 единиц. Реально работают, то есть осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, около 10 процентов.
Сектор малых форм хозяйствования в совокупности производит 45 процентов общего объема валовой продукции сельского хозяйства: 76 процентов картофеля, около 90 процентов овощей, 18 процентов молока и 24 процента мяса, - и обладает определенным потенциалом для дальнейшего развития. Удельный вес КФХ в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составляет 1,6 процента, в том числе продукции растениеводства - 1,8 процента, животноводства - 1,5 процента, при наличии 39 процентов сельскохозяйственных угодий. Личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) производят 37,5 процента объема производства продукции сельского хозяйства. Есть ЛПХ, размер которых превосходит многие КФХ. Их вклад в обеспечение продовольственной безопасности региона велик. В качестве государственной поддержки ЛПХ предусмотрено только возмещение процентной ставки по кредитам и займам, в то время как КФХ могут воспользоваться еще и компенсациями части затрат на приобретенную сельскохозяйственную технику и технологическое оборудование, на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, на строительство подъездных путей к животноводческим объектам, частичное погашение лизинговых платежей, на возмещение части затрат, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, земельные доли и сделок с ними. Кроме того, поддерживается развитие животноводства, элитного семеноводства, страхование урожая.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в регионах созданы мобильные бригады по распространению информации о государственной поддержке малых форм хозяйствования. В начале 2012 года такая мобильная бригада в области была создана при участии ДАПКиПР и областного союза сельской молодежи. За 2 месяца проведены совещания во всех муниципальных районах области и учебных заведениях с представителями муниципальных образований области, руководителями сельскохозяйственных предприятий, малых форм хозяйствования, сельской молодежи. Всего в совещаниях приняли участие более 1000 человек. Тема вызвала большой интерес сельских жителей.
В результате проведенных мероприятий желание участвовать в Программе изъявили более 50 человек. Часть из них занимаются подготовкой документов. Около 10 человек уже подготовили пакет документов для участия в конкурсе в 2012 году. Люди планируют заниматься разведением крупного и мелкого рогатого скота, кроликов, гусей, уток, пчел, выращиванием лука и других видов растениеводческой продукции. Но для расширения производства необходимо применять средства механизации и автоматизации, нужны дополнительные денежные средства.
Программа предполагает использование механизмов государственной поддержки с целью создания эффективно функционирующих КФХ и использования потенциала области для обеспечения роста экономики сельских территорий и решения существующих социальных проблем.
Начинающие КФХ и ЛПХ, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. Возникают ситуации, когда создание нового КФХ связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств. Формирование нового КФХ также требует значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам. Без решения всех перечисленных проблем начинающие КФХ не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем не смогут вести деятельность. Программа призвана помочь начинающим фермерам в создании КФХ и их закреплении в аграрном секторе экономики страны.
В рамках Программы предусматриваются разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на модернизацию производства сельскохозяйственной товарной продукции КФХ и ЛПХ, основанного на потребностях рынка, с учетом стандартов производства, переработки и реализации данной продукции, а также построение системы гарантированной продажи выращенной продукции; развитие не только производственной базы, но и перерабатывающих мощностей, а также развитие системы сбыта. Необходимо решать проблему перестройки сознания сельского жителя и ориентировать его на производство конкурентоспособной ликвидной товарной продукции.
При инерционном сценарии развития фермерский сектор не получит дополнительных источников для прорыва в своем развитии, а истощенные внутренние резервы не обеспечат функцию воспроизводства сельского хозяйства, село не сможет выполнять задачи, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей в области сельского хозяйства: наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и повышению ее конкурентоспособности, повышению занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий.
3. Основанием для разработки Программы является ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов", утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 N 172 "Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров", и постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".
(в ред. Постановления Правительства ЯО
от 25.03.2013 N 282-п)
Наименование цели | Показатель | |||||
наименование | единица измерения | базовое значение | плановое значение | |||
2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
Стимулирование развития КФХ | количество КФХ, приступивших к реализации проектов создания и развития с помощью государственной поддержки | единиц | 0 | 13 | 14 | 5 |
количество созданных рабочих мест | единиц | 0 | 13 | 13 | 20 | |
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 20.11.2014 N 1194-п) |
(в ред. Постановления Правительства ЯО
от 25.03.2013 N 282-п)
N | Наименование задачи | Результат | ||||
наименование | единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||
1 | Обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств | объем производства сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими фермерами: | ||||
- всего | млн. рублей | 10 | 10 | 50 | ||
- к предыдущему году | % | - | 100,0 | 500,0 | ||
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 20.11.2014 N 1194-п) | ||||||
2 | Создание условий для КФХ по доступности финансовых ресурсов | объем субсидированных кредитов и займов, предоставленных фермерам | млн. рублей | 4,0 | 1,0 | 0 |
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 20.11.2014 N 1194-п) | ||||||
3 | Стимулирование создания КФХ гражданами, в том числе гражданами, занимающимися ведением ЛПХ | создано дополнительно рабочих мест: | ||||
- всего | человек | 13 | 13 | 20 | ||
- к предыдущему году | % | - | 100,0 | 153,9 |
Программа разработана в соответствии с рекомендациями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет заказчик Программы - Правительство Ярославской области.
Реализация Программы осуществляется: ответственным исполнителем Программы - ДАПКиПР; исполнителями Программы - органами местного самоуправления муниципальных районов области; участниками Программы - КФХ.
Ответственный исполнитель Программы:
- проводит согласование с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, департаментом финансов Ярославской области возможных сроков выполнения мероприятий Программы, предложений по объемам и источникам их финансирования и подготовку соответствующих проектов соглашений по контролируемым им направлениям;