ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2012 года N 1553-п
О внесении изменения в постановление Правительства области от 10.05.2012 N 401-п
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 10.05.2012 N 401-п "Об утверждении региональной программы "Поддержка начинающих фермеров Ярославской области" на 2012 - 2014 годы", изменение, изложив региональную программу "Поддержка начинающих фермеров Ярославской области" на 2012 – 2014 годы, утвержденную постановлением, в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.Н. Ястребов
Утверждена
постановлением Правительства области
(в редакции постановления Правительства области от 27.12.2012 N 1553-п)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Поддержка начинающих фермеров Ярославской области" на 2012 - 2014 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Сроки реализации региональной программы " Поддержка начинающих фермеров Ярославской области" (далее - Программа) | 2012 -2014 годы |
Куратор Программы | заместитель Губернатора области Боровицкий Михаил Васильевич, |
Ответственный исполнитель Программы | департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - ДАПКиПР), тел. 78-64-95 |
Исполнители Программы | органы местного самоуправления муниципальных районов области |
Электронный адрес размещения Программы в интернете | http :// www . yarregion . ru / depts / dapk / tmpPages / |
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники финансирования | Плановый объём финансирования, | |||
всего | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Областной бюджет | 27,09 | 8,00 | 8,00 | 11,09 |
Внебюджетные источники | 7,14 | 2,11 | 2,11 | 2,92 |
Справочно: | ||||
федеральный бюджет | 37,02 | 10,93 | 10,93 | 15,16 |
Итого по Программе | 71,25 | 21,04 | 21,04 | 29,17 |
I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации Программы
1. Основные термины и определения, используемые в Программе:
- начинающий фермер - участник Программы, требования к которой определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- заявитель - гражданин Российской Федерации, подающий в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров - участников Программы (далее - конкурсная комиссия) заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров - участников Программы (далее – конкурс);
- грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) – денежные средства, передаваемые из бюджета области (средства федерального и областного бюджетов) на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, в соответствии с Программой в целях создания и развития на территории сельских поселений области крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ);
- единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров (далее - единовременная помощь) – денежные средства, передаваемые из бюджета области (средства федерального и областного бюджетов) на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости реализации Программы.
Бурный рост числа крестьянских КФХ в начале 90-х годов прошлого столетия привел к тому, что к 1995 году их численность в области составила более 2 тысяч. По данным Росстата, общая численность КФХ по состоянию на 01.01.2011 составила 2239 единиц. Реально работают, то есть осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, около 10 процентов.
Сектор малых форм хозяйствования в совокупности производит 45 процентов общего объема валовой продукции сельского хозяйства: 76 процентов картофеля, около 90 процентов овощей, 18 процентов молока и 24 процента мяса, - и обладает определенным потенциалом для дальнейшего развития. Удельный вес КФХ в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составляет 1,6 процента, в том числе продукции растениеводства – 1,8 процента, животноводства – 1,5 процента, при наличии 39 процентов сельскохозяйственных угодий. Личные подсобные хозяйства (далее – ЛПХ) производят 37,5 процента объема производства продукции сельского хозяйства. Есть ЛПХ, размер которых превосходит многие КФХ. Их вклад в обеспечение продовольственной безопасности региона велик. В качестве государственной поддержки ЛПХ предусмотрено только возмещение процентной ставки по кредитам и займам, в то время как КФХ могут воспользоваться еще и компенсациями части затрат на приобретенную сельскохозяйственную технику и технологическое оборудование, на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, на строительство подъездных путей к животноводческим объектам, частичное погашение лизинговых платежей, на возмещение части затрат, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, земельные доли и сделок с ними. Кроме того, поддерживается развитие животноводства, элитного семеноводства, страхование урожая.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в регионах созданы мобильные бригады по распространению информации о государственной поддержке малых форм хозяйствования. В начале 2012 года такая мобильная бригада в области была создана при участии ДАПКиПР и областного союза сельской молодежи. За 2 месяца проведены совещания во всех муниципальных районах области и учебных заведениях с представителями муниципальных образований области, руководителями сельскохозяйственных предприятий, малых форм хозяйствования, сельской молодежи. Всего в совещаниях приняли участие более 1000 человек. Тема вызвала большой интерес сельских жителей.
В результате проведенных мероприятий желание участвовать в Программе изъявили более 50 человек. Часть из них занимаются подготовкой документов. Около 10 человек уже подготовили пакет документов для участия в конкурсе в 2012 году. Люди планируют заниматься разведением крупного и мелкого рогатого скота, кроликов, гусей, уток, пчел, выращиванием лука и других видов растениеводческой продукции. Но для расширения производства необходимо применять средства механизации и автоматизации, нужны дополнительные денежные средства.
Программа предполагает использование механизмов государственной поддержки с целью создания эффективно функционирующих КФХ и использования потенциала области для обеспечения роста экономики сельских территорий и решения существующих социальных проблем.
Начинающие КФХ и ЛПХ, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. Возникают ситуации, когда создание нового КФХ связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств. Формирование нового КФХ также требует значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам. Без решения всех перечисленных проблем начинающие КФХ не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем не смогут вести деятельность. Программа призвана помочь начинающим фермерам в создании КФХ и их закреплении в аграрном секторе экономики страны.
В рамках Программы предусматриваются разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на модернизацию производства сельскохозяйственной товарной продукции КФХ и ЛПХ, основанного на потребностях рынка, с учетом стандартов производства, переработки и реализации данной продукции, а также построение системы гарантированной продажи выращенной продукции; развитие не только производственной базы, но и перерабатывающих мощностей, а также развитие системы сбыта. Необходимо решать проблему перестройки сознания сельского жителя и ориентировать его на производство конкурентоспособной ликвидной товарной продукции.
При инерционном сценарии развития фермерский сектор не получит дополнительных источников для прорыва в своем развитии, а истощенные внутренние резервы не обеспечат функцию воспроизводства сельского хозяйства, село не сможет выполнять задачи, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей в области сельского хозяйства: наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и повышению ее конкурентоспособности, повышению занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий.
3. Основанием для разработки Программы является ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов", утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 N 172 "Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров", и постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".
II. Цель Программы
Наименование | Показатель | |||||
наименование | единица измерения | базовое значение | плановое значение | |||
2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
Стимулирование развития КФХ | количество КФХ, осуществивших проекты создания и развития с помощью государственной поддержки | единиц | 0 | 13 | 14 | 18 |
III. Задачи Программы
N п/п | Наименование задачи | Результат | ||||
наименование | единица | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||
1. | Обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств | объем производства сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими фермерами: | млн. рублей | 10 | 52 | 80 |
2. | Создание условий для КФХ по доступности финансовых ресурсов | объем субсидированных кредитов и займов, предо-ставленных фермерам | млн. рублей | 4,0 | 20,3 | 34,0 |
3. | Стимулирование создания гражданами, в том числе гражданами, занимающимися ведением ЛПХ, КФХ | создано дополнительно рабочих мест: | человек | 13 | 54 | 68 |
IV. Механизмы реализации Программы
Программа разработана в соответствии с рекомендациями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет заказчик Программы - Правительство Ярославской области.
Реализация Программы осуществляется: ответственным исполнителем Программы - ДАПКиПР; исполнителями Программы – органами местного самоуправления муниципальных районов области; участниками Программы - КФХ.
Ответственный исполнитель Программы:
- проводит согласование с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, департаментом финансов Ярославской области возможных сроков выполнения мероприятий Программы, предложений по объемам и источникам их финансирования и подготовку соответствующих проектов соглашений по контролируемым им направлениям;
- несет ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов и методические рекомендации по реализации Программы в случае отсутствия правовой базы в части мероприятий, по которым наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств;
- участвует в организации финансирования мероприятий Программы, по которым наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств;
- в соответствии с установленным порядком разрабатывает предложения по внесению изменений в Программу, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников финансирования Программы;
- осуществляет организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
- обобщает и анализирует ход реализации мероприятий Программы, использование бюджетных средств на основе данных службы статистики, годовых и квартальных отчетов КФХ и соответствующих сводных отчетов исполнителей Программы в целом по области;
- представляет отчеты о реализации Программы в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Ярославской области.
Исполнители Программы:
- представляют предложения по внесению изменений в Программу;
- осуществляют координацию деятельности участников Программы по контролируемым ими направлениям;
- осуществляют организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение цели и задач Программы.
Участники Программы несут ответственность за своевременную и качественную реализацию порученных им мероприятий Программы.
КФХ, участвующие в реализации мероприятий Программы, ежеквартально, не позднее 05 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в уполномоченный орган информацию о ходе реализации соответствующих мероприятий Программы.
Государственную поддержку за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках Программы предусматривается осуществлять в течение 2012 - 2014 годов на основании закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В пределах этих лимитов ответственный исполнитель Программы начисляет и выплачивает гранты и единовременную помощь в соответствии с утвержденными порядками.