ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
УКАЗ
от 6 августа 2012 года N 380
В целях разработки проекта областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з «О бюджетном процессе»
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
2. Правительству Ярославской области при разработке проекта областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов обеспечить соблюдение Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
3. Контроль за исполнением указа оставляю за собой.
4. Указ вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.Н. Ястребов
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год
и на плановый период 2014 и 2015 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з «О бюджетном процессе». При подготовке учитывались положения следующих документов:
- Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах от 29 июня 2011 года;
- Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах от 28 июня 2012 года;
- Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов;
- Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов;
- отчета Губернатора области «Об основных результатах деятельности Правительства Ярославской области в 2011 году».
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов являются базой для формирования областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов определяют стратегию действий Правительства Ярославской области в части доходов, расходов бюджета, межбюджетных отношений и долговой политики.
Основная цель бюджетной и налоговой политики - эффективное решение текущих задач и задач развития в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
2. Основные итоги региональной бюджетной и налоговой политики
2011 года - начала 2012 года
2.1. Основные итоги социально-экономического развития области в 2011 году
В 2011 году сохранилась положительная динамика в экономическом развитии Ярославской области. Индекс промышленного производства в 2011 году составил 110,5 процента к уровню предыдущего года. Объем валового регионального продукта в прошлом году впервые превысил 300 миллиардов рублей. Подавляющее число предприятий вышли на докризисные объемы производства.
Инвестиции в основной капитал достигли 70 миллиардов рублей. Общая стоимость реализуемых или заявленных к реализации инвестиционных проектов превысила 200 млрд. рублей. На территории области уже созданы реальные точки роста, куда приходят инвесторы. Это индустриальный парк «Новоселки», промышленные парки и инвестиционные площадки в Тутаеве, в Ростове, в Угличе, в Гаврилов-Яме. Вложения, которые в них сделаны, будут в дальнейшем приносить дополнительные доходы в бюджет и создавать новые рабочие места.
Уровень регистрируемой в области безработицы за 2011 год снизился с 2,7 процента до 2,1 процента. Среднемесячная начисленная заработная плата составила почти 18 тыс. рублей. По этому показателю область в пятерке лучших регионов Центрального федерального округа.
В рамках реализации приоритетных национальных проектов эффективное использование федеральных и областных средств позволило достичь значимых результатов.
В 2011 году в 4 учреждениях здравоохранения полностью завершены работы по капитальному ремонту, и объекты введены в эксплуатацию. В 51 учреждении внедрены стандарты оказания медицинской помощи. Постепенно повышается заработная плата медработникам. С 01.01.2012 63 муниципальных учреждения здравоохранения переданы в областную собственность, а также продолжен перевод учреждений на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. Этот переход позволит сделать финансирование более прозрачным и постепенно ввести на территории области единый стандарт оказания медицинских услуг.
В 2011 году открыто 1567 мест в дошкольных детских учреждениях области. Кроме того, принято решение о выплате ежемесячных пособий родителям детей в возрасте от трех лет, не посещающих детские сады. Продолжается укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
В 2011 году объемы ввода жилья увеличились по сравнению с предыдущим годом почти в полтора раза, составив 442 тыс. кв. метров. Переселено из ветхого и аварийного жилья 908 семей. Получили субсидии на улучшение жилищных условий 675 ветеранов Великой Отечественной войны. Продолжается капитальной ремонт жилья ветеранов, в рамках областной целевой программы «О государственной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Ярославской области, по проведению ремонта жилых помещений и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами» на 2010-2013 годы в 2011 году проведены ремонты более чем у 3100 ветеранов. За счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджетов всех уровней отремонтировано 2192 многоквартирных дома общей площадью 5 902,48 тыс. кв. метров и улучшены условия проживания 271 тыс. жителей.
2.2. Основные итоги бюджетной и налоговой политики 2011 года - начала 2012 года
2.2.1. Итоги бюджетной политики в части расходов бюджета.
Сохранена социальная направленность областного бюджета. Доля расходов областного бюджета на социальную сферу в 2011 году составила 60 процентов, в 2010 году - 51 процент.
В целях оптимизации текущих расходов бюджетов и недопущения наращивания кредиторской задолженности по принятым обязательствам (особенно по заработной плате и социальным выплатам) проводился мониторинг кредиторской задолженности получателей бюджетных средств.
По состоянию на 01.01.2011 просроченная кредиторская задолженность по бюджетной деятельности составила 512,9 тыс. рублей, по предпринимательской деятельности - 876,4 тыс. рублей. В результате проведенных мероприятий по инвентаризации и реструктуризации просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2012 по бюджетной деятельности она полностью погашена, по предпринимательской деятельности достигнуто снижение до 11,5 тыс. рублей.
В части расходов областного бюджета постоянным направлением деятельности органов исполнительной власти стали оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности. Получили дальнейшее развитие принципы бюджетирования, ориентированного на результат, и повышение качества управления финансами путем реализации мероприятий областной целевой программы «Реформирование региональных финансов Ярославской области» на 2008-2011 годы.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов предусматривалось первоочередное обеспечение выполнения действующих обязательств бюджета и реализации ряда приоритетных направлений политики области. Обоснования бюджетных ассигнований сформированы главными распорядителями бюджетных средств с учетом требований федерального и регионального бюджетного законодательства, содержат расшифровку по видам планируемых ассигнований в увязке с показателями непосредственных и конечных результатов. Доля программных расходов бюджета в 2011 году достигла 69 процентов в сравнении с 56 процентами в 2010 году.
Благодаря областной целевой программе «Реформирование региональных финансов Ярославской области» на 2008-2011 годы, реализация которой проводилась при методической и финансовой поддержке Минфина России, в Ярославской области обеспечены успешная реализация Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и переход на новые принципы функционирования учреждений. Кроме того, результатом активных преобразований в бюджетной сфере стал тот факт, что Ярославская область в течение двух последних лет по оценке, проводимой Минфином России, входит в число 23 регионов России с высоким качеством управления финансами.
2.2.2. Итоги налоговой политики и формирования доходов бюджета.
В консолидированный бюджет области в 2011 году поступило 43720,2 млн. рублей, что на 12,8 процента больше, чем в 2010 году.
В 2011 году Ярославская область вошла в двадцатку регионов, достигших, по оценке Минфина России, наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала. В значительной степени это обеспечено темпами роста налоговых доходов, собираемых на территории области. По совокупной оценке темпов роста налогообложения за ряд лет область заняла 17 место.
В рамках реализации принятой налоговой политики в 2011-2012 годах:
- продолжили работу межведомственные комиссии по укреплению налоговой дисциплины, созданные на областном и муниципальном уровне. Проведено более 100 заседаний, рассмотрена платежная дисциплина 697 организаций и предпринимателей. В результате поступило в бюджетную систему 284 млн. рублей;
- проводился мониторинг расчетов с областным бюджетом крупных и средних предприятий и организаций области с целью предотвращения сокращения платежей и роста задолженности по налогам. Мониторингом было охвачено 183 организации;
- в целях стабилизации финансового состояния предприятий оборонно-промышленного комплекса на территории области приняты законодательные и нормативные правовые акты по реструктуризации задолженности по налогам перед областным бюджетом;
- для выявления потенциала по увеличению доходной базы местного бюджета на территории области начата работа по инвентаризации земельных участков, совместно проводимая органами исполнительной власти области, территориальными подразделениями федеральных органов власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области;
- в целях недопущения снижения поступления земельного налога в связи с принятием новой кадастровой оценки земельных участков органами местного самоуправления муниципальных образований области приняты решения по корректировке ставок земельного налога и пересмотру перечня льготных категорий налогоплательщиков;
- внесены поправки в Закон Ярославской области от 5 ноября 2002 г. N 71-з «О транспортном налоге Ярославской области», предусматривающие расширение оснований для списания безнадежной задолженности по транспортному налогу.
2.2.3. Итоги политики в сфере межбюджетных отношений.
В 2011 году политика Ярославской области в части межбюджетных отношений была направлена на повышение финансовых возможностей муниципальных образований области на выполнение полномочий местного значения и, как следствие, выравнивание доступа граждан к качественным муниципальным услугам, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, а также повышение качества финансового менеджмента муниципальных финансов.
Повышение финансовых возможностей муниципальных образований области в значительной степени достигалось за счет предоставления из областного бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и обеспечение сбалансированности бюджетов, а также субсидий. С целью обеспечения сбалансированности местных бюджетов общий размер дотаций увеличен по сравнению с 2010 годом на 20 процентов.
В составе дотаций были учтены средства на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы муниципальных образований области в 2011 году. Таким образом, была гарантированно обеспечена выплата повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы муниципальных образований области.
В ходе исполнения местных бюджетов в 2011 году с учетом своевременного финансирования дотаций органы местного самоуправления муниципальных образований области смогли обеспечить выполнение расходных обязательств в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и первоочередных социально значимых расходов. Не было допущено образования просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы в муниципальных образованиях области.
Межбюджетные трансферты из областного бюджета предоставлялись при условии соблюдения муниципальными образованиями области требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2011 году была продолжена практика заключения с высокодотационными муниципальными образованиями области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Соглашения были заключены с одиннадцатью муниципальными районами области, а также с девятнадцатью городскими и сельскими поселениями области.
Ежегодная оценка финансового положения и качества управления муниципальными финансами за 2011 год, проведённая в соответствии с постановлением Правительства области от 26.03.2009 N 244-п «О мониторинге и оценке качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов (городских округов) Ярославской области», показала улучшение показателей качества управления финансами относительно 2010 года во всех муниципальных районах и городских округах области. В среднем по муниципальным районам (городским округам) области оценка качества управления муниципальными финансами увеличилась с 27,3 балла в 2010 году до 31,2 балла в 2011 году. Двенадцать муниципальных образований области достигли уровня, соответствующего высокому качеству управления муниципальными финансами. По сравнению с 2010 годом таких муниципальных образований стало на пять больше.
По итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области за 2010 год муниципальные образования, получившие наиболее высокие индексы, были поощрены на общую сумму 20,0 млн. рублей.
2.2.4. Итоги долговой политики.
Объем государственного долга области сократился за 2011 год на 277,8 млн. рублей, или 2,3 процента, и составил 11,715 млрд. рублей. Уровень государственного долга области относительно доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений снизился до 37,6 процента по сравнению с 44,1 процента в 2010 году.
Погашение и обслуживание долговых обязательств осуществлялось в установленный срок и в полном объеме.
Расходы на обслуживание государственного долга области за 2011 год составили 837,7 млн. рублей, что составляет 2 процента к общим расходам областного бюджета и 7,15 процента к объему государственного долга.
В структуре государственного долга области на 01.01.2012 основной удельный вес занимают кредиты кредитных организаций и государственные ценные бумаги - 41,8 процента и 41,2 процента соответственно, бюджетные кредиты из федерального бюджета составляют 17 процентов.
Основным результатом реализации бюджетно-налоговой политики стало повышение в 2011 году международным рейтинговым агентством «Fitch Ratings» долгосрочных рейтингов Ярославской области в иностранной и национальной валюте с уровня «BB-» до «BB», а также долгосрочного рейтинга по национальной шкале - с уровня «A+(rus)» до «AA-(rus)». Прогноз по рейтингам - «Стабильный».
3. Основные цели бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
Бюджетная политика как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение качества жизни и конкурентоспособности экономики региона и реализуется по следующим основным направлениям стратегии социально-экономического развития региона:
- предоставление жителям региона цивилизованных и достойных условий проживания на основе стандарта жизнеобеспечения;
- обеспечение развития человеческого и социального капитала в регионе в соответствии с требованиями экономического развития;
- обеспечение опережающего развития доходных отраслей экономики региона, реализация кластерной политики;
- осуществление модернизации и внедрения инноваций в экономику региона;
- обеспечение привлечения инвестиций в экономику региона в объеме, необходимом для решения задач социально-экономического развития;
- развитие инфраструктуры как основы для экономического и социального развития области;
- обеспечение эффективности государственного управления в регионе;
- обеспечение благоприятных условий для развития бизнеса в регионе на основе стандарта бизнес-среды;
- обеспечение комплексного и дифференцированного развития территорий региона.